Открытое письмо творческой интеллигенции губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому

© Татьяна Ломакина. Режиссер Тимофей Кулябин и труппа «Тангейзера»
Открытое письмо творческой интеллигенции губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому
24 Мар 2015, 06:40

Тайга.инфо публикует открытое письмо представителей творческой интеллигенции Новосибирска, выразивших беспокойство преследованием произведений искусства и их создателей. Они попросили губернатора создать условия, при которых агрессия на религиозной почве стала бы невозможной.

Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей, в частности выставок произведений современного искусства, рок-концертов, спектаклей «Тангейзер» НГАТОиБ, «KILL» НГАДТ «Красный факел», «Песни о родине» театральной компании «Гамма».

Наш город всегда считался третьей театральной столицей России, культурным центром Сибири, открытым для художественных поисков, настоящих прорывов в области профессионального искусства. Так, спектакли новосибирских театров неоднократно становились лауреатами самых престижных театральных премий федерального значения.

Ситуация с «Тангейзером», как ни грустно это признавать, выставила Новосибирск в самом нелепом свете как в профессиональной среде, так и в более широких кругах. Не верится, что в городе ученых, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с несвойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство.

Церковная цензура в России часто обедняла искусство. В разное время под цензуру попадали «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, «Демон» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Воскресение» Толстого, «На дне» Горького, «Облако в штанах» Маяковского и многие другие тексты домашней библиотеки классики. В начале XX века под церковный запрет попали несколько спектаклей Станиславского и Немировича-Данченко, именами которых сегодня названы улицы, в том числе и в Новосибирске. Тем не менее, каждый большой художник сталкивается с вопросами веры в своем искусстве. Это вообще традиция русской культуры.

Следующими жертвами могут стать книги писателей, хореографические постановки, произведения современных композиторов

У художника есть право трактовать вопросы веры, обращаться к религиозным темам, использовать религиозные символы в своих произведениях, наравне со всеми остальными. Христианские сюжеты и христианская религиозная символика вошли в плоть культуры, к ним обращались и обращаются композиторы, живописцы, хореографы и кинорежиссеры. Все это началось не вчера, а как минимум 700-800 лет назад. Да, до этого времени искусство было религиозным в узком смысле, культовым, и художники ориентировались на установленные церковью каноны — но и тогда все время шли споры о соответствие этих образов каноническим. А с зарождением светского искусства в Европе, которое пришлось на конец Средних веков и раннее Возрождение, художник трактует религиозные сюжеты и образы индивидуально, не ориентируясь на церковный канон. Но как раз эти художники (Тинторетто, Дюрер, Рафаэль и многие другие) создали выдающиеся произведения религиозной тематики, ставшие золотым фондом человеческой истории. Далеко не все эти произведения в момент создания получали одобрение церкви. Например, Микеланджело, создавшего знаменитую роспись в Сикстинской капелле, обвиняли в ереси.

Следует помнить, что в России светское, мирское искусство появилось совсем недавно — каких-то триста лет назад. И признанным классиками русским художникам тоже приходилось сталкиваться со случаями цензуры и осуждения со стороны церкви.

Уже несколько лет Новосибирск живет под знаком радикального православия, что в итоге приводит к поляризации общественных настроений. Многие начинают видеть друг в друге врагов — и это очень тревожное явление. Чего стоит, к примеру, многократно увеличившаяся тяга к доносам, «жалобным письмам» на спектакли мэру, губернатору, министру культуры, физическая жестокость по отношению к музыкальным фанатам.

Процесс над «Тангейзером» — закономерное продолжение событий, начавшихся в начале 2012 года — пикета против выставки графики Пикассо и выставки современных художников «Родина». Два года назад шутки о том, что православные активисты придут в НГАТОиБ, казались черным юмором, однако сегодня это стало реальностью. Запреты концертов музыкальных групп, скандал вокруг спектакля «Песни о Родине» и процесс «Тангейзера» — звенья одной цепи, и нет никаких оснований думать, что этим процессом она закончится. Следующими жертвами могут стать книги писателей, хореографические постановки, произведения современных композиторов, в которых обязательно отыщется состав преступления.

Мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Филиппович, с настоятельными просьбами: 1. способствовать дальнейшему существованию в нашем городе общественной атмосферы, дающей возможность развития и процветания культуры и искусства, в том числе — современного, экспериментального; не допускающей обсуждения и полемику вокруг них за пределами эстетических дискуссий; 2. создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными.

1. Ю.В. Шатин, доктор филологических наук, профессор НГУ

2. В. Е. Лемешонок, заслуженный артист РФ, актер театра «Красный
факел»

3. И. Г. Яськевич, кандидат искусствоведения, музыковед, проректор по научной работе НГТИ

4. Н.О. Ласкина, кандидат филологических наук, доцент НГПУ

5. А. В. Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея

6. С. Самойленко, журналист, театральный критик

7. Е. Л. Иванов, фотограф

8. М. Монахова, кандидат искусствоведения, пресс-секретарь Новосибирской государственной филармонии

9. Е. Якимова, директор Международного театрального фестиваля «Территория»

10. А. М. Готлиб, заместитель директора Новосибирского государственного краеведческого музея

11. А. Е. Москалева, кандидат филологических наук, заведующая литературно-драматургической частью театра «Старый дом»

12. Д. А. Флеенко, театральный критик, преподаватель истории театра

13. О.С. Ефременко, театральный критик, руководитель научно-
методического центра НГТИ

14. С. А. Звездин, главный редактор Новосибирского театрального журнала «ОКОЛО»

15. А. М. Крикливый, главный режиссер НАМТ «Глобус»

16. А. А. Гореявчева, директор НГДТ «Старый дом»

17. Б. З. Фаликов, религиовед РГГУ

18. В. Г. Жданов, директор ГАУ АНО «Театр-студия «Первый театр»

19. Е. В. Медведская, пресс-секретарь НГАТОиБ

20. К. В. Гусева, заместитель директора НГАДТ «Красный факел»

21. Ю. Д. Исакова, ведущий редактор НГАДТ «Красный факел»

22. В. Н. Сероклинов, руководитель отдела прозы журнала «Сибирские огни»





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года