«Я не хочу кокаина и буддизма»: новый спектакль по Вырыпаеву появился в театре Афанасьева
© Наталья Гредина
«Я не хочу кокаина и буддизма»: новый спектакль по Вырыпаеву появился в театре Афанасьева
08 Сен 2016, 14:49 Буддисты-геи, разговоры с призраками, убийство на почве ревности и проповеди о любви ко всему живому и о том, что страдания быть не должно, хотя все вокруг страдают — Сергей Афанасьев поставил в НГДТ позднюю пьесу Ивана Вырыпаева. Тайга.инфо посмотрела спектакль «Dreamworks» (ФОТО). Художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев не в первый раз поставил у себя в подвале на Вокзальной магистрали пьесу Ивана Вырыпаева, на этот раз «Dreamworks», написанную в 2013 году.

«Придумавший эту историю Вырыпаев был некогда одним из самых радикальных авторов „новой драмы“ — его ранние тексты и пьесами-то не все согласны считать. „Dreamworks“ — это уже вполне себе пьеса: конвенциональная буржуазная драма, где герой сначала ненавидит героиню от всей души, а потом, естественно, в нее влюбляется, — писала о пьесе Colta.ru по случаю выхода одноименного спектакля в МХТ. — Все персонажи — богатые американцы, то есть нездешние, не вполне настоящие люди».

У главного героя — Дэвида — (в НГДТ — Андрей Яковлев) от рака умирает жена, что не мешает ему разговаривать с ней на протяжении трех месяцев после ее смерти. Хорошая работа главным редактором в научном журнале и веселые друзья, которые по выходным собираются, чтобы поговорить о буддизме, выпить виски, покурить марихуаны и понюхать кокаину, не помогают ему справиться с депрессией. Дэвид очень любил Мэрил и продолжает любить, жизнь без нее постепенно теряет для него всякий смысл.

Но голос Мэрил в голове (Вера Бугрова на сцене) настойчиво убеждает его позвонить друзьям и присоединиться к вечеринке: «Я не хочу кокаина и буддизма, я хочу побыть один», — говорит ей измученный Дэвид. «Ты очень устал быть один», — отвечает ему призрак жены.

Друзья — книжный издатель и рохля Тэдди, бизнесмен и пьяница Фрэнк с женой Салли и любовницей Бетти, а также богатый покровитель американских буддистов Максимильян со своим парнем Джоном, буддийским ламой американского происхождения — тем временем сами появляются на пороге его квартиры. Шумная компания приводит с собой скромную девушку Элизабет — естественно, чтобы познакомить с ней Дэвида и отвлечь его от горестных размышлений.
Позже оказывается, что эти «ожиревшие и отупевшие от своего буддизма и кокаина люди» (как называет их Дэвид) буквально наняли Элизабет, чтобы та провела время со скорбным вдовцом. Впавший в бешенство Дэвид пытается задушить гостью, но друзья вовремя оттаскивают ее, и он прогоняет их всех. Еще чуть позже вскрывается, что это сама Мэрил за месяц до смерти одобрила кандидатуру Элизабет в качестве женщины для своего Дэвида, который, как она понимала, будет страшно по ней тосковать.

Вторая линия сюжета — это любовный треугольник записного мерзавца, но обаятельного мужчины Фрэнка («без виски и кокаина ты хорошим человеком не являешься, Фрэнки»), его жены Салли (которая ушла ради него от Тэдди) и любовницы Бэтти. Третья — терзания геев Макса и Джона, особенно примечательные тем, что лама Джон на то и лама, чтобы не терзаться и загадочно улыбаться на протяжении всего действия.

Мелодраматическая завязка пьесы Вырыпаева и типичные для него многословные проповеди о любви, предназначении и смысле помножены в спектакле на выбранный режиссером язык гротеска и стиль 60-х. Конечно же, как это обычно бывает у Афанасьева, все персонажи в какой-то момент начинают петь. Особенно хорошо это удается исполнительнице роли Салли Нине Сидоренко.

«Устами своей героини Элизабет Вырыпаев проповедует сомнительные, зато несложные, удобоваримые истины. Современные мужчины, дескать, чего-то расклеились, позволяют себе плакать и признаются, что им бывает страшно. Но на самом-то деле у мужчины не должно быть времени на горе и страдания, — пишет о пьесе критик Антон Хитров. — А знаете, какова в этом нормативном мире функция женщины? Женщина нужна, чтобы помочь мужчине найти свое предназначение. Хочет того автор или нет, но он потакает среднестатистическому российскому потребителю культуры, идеализируя само понятие любви, а к вопросам гендера подходя с сугубо консервативных позиций».
Не вполне понятно, безусловно ли принял ли пафос драматурга режиссер, но допускаем, что все-таки подверг его известной критике. По крайне мере этот самый монолог Элизабет о мужчинах и женщинах под конец вызывает смешки в зале, который старается дистанцироваться от нравоучений. Досадно, что ни одну эмоцию не получается дочувствовать до конца: ты едва проникаешься скорбью Дэвида (например, когда он говорит Мэрил: «Это был очень тяжелый месяц: каждый день терять тебя» или «Если бы только ты не умерла, все было бы по-другому»), как следует какой-нибудь смешной или не очень гэг или песня. Потом в рваный ритм вживаешься, но ощущение, что зрителю недодали ни трогательного, ни по-настоящему веселого, остается.

«Чтобы открыть любовь, нужно полюбить мир. И себя в этом мире. А это сделать непросто. Поэтому мы любим то, что нам нравится и не любим то, что нам не нравится. Любим то, что удобно и не любим то, что неудобно. Любим сладкое и не любим невкусное. И от этого разногласия мы строим свою жизнь», — эти слова Вырыпаева театр вынес в описание спектакля. Хочется возразить цитатой из Гребенщикова: «Слишком много любви». И тезис Мэрил о том, что настоящая любовь не может сделать человека несчастным — тоже, кстати, очень спорный.

Текст: Рита Логинова
Фото: Наталья Гредина
Подписывайтесь на наш канал в Telegram:
только самые важные новости, мнения и интриги

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

Мнения
Совет Федерации или СИЗО
Юрий Воробьев
К Хэллоуину 2017 «сладость или гадость» для ряда российских губернаторов окончательно сменилось дилеммой «Совфед или СИЗО?». Ничего только не было понятно по Виктору Ивановичу Назарову. Впрочем, по нему мало что было понятно всю «назаровскую пятилетку» Омской области. «Ничего» вообще можно было сделать девизом этой пятилетки.
© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Региональное информационное агентство ВИА (сайт информационного агентства - Тайга.инфо / www.tayga.info), свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС 77 - 47277 от 11.11.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)