Программа для Травникова: благоустройство, доступная среда и борьба с пылью

© Кирилл Канин
Программа для Травникова: благоустройство, доступная среда и борьба с пылью
03 Ноя 2017, 03:00

Вменяемой политики в области благоустройства в Новосибирске и других городах нет. Пешеход воспринимается как бесправное и забитое существо, которое надо огородить заборами и загнать под землю. Или наоборот, заставить карабкаться по неудобным лестницам на пять метров вверх, чтобы он не мешался под колесами автомобилей. Алексей Мазур рассказывает, как сделать город для людей.

Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо завершает цикл материалов о смене управленческих практик в Новосибирской области после назначения врио губернатора Андрея Травникова.

«Культура производства»

Новосибирск грязный и пыльный город, что особенно заметно в межсезонье, когда нет ни зелени, ни белого снега. Регулярно случаются пылевые бури, особенно весной. А содержание пыли в воздухе часто превышает ПДК.

Несмотря на то, что Новосибирск считался городом трех академий (пока их не объединили), никто точно не знает, откуда берутся пыль и грязь. Как это часто бывает в нашей системе управления нет цели решить проблему, а есть лишь бесконечное обслуживание процесса по борьбе с ней. Возьмите те же эвакуаторы.

Наиболее распространенная сейчас точка зрения пыль образуется из-за использования пескосоляной смеси, которую тысячами тонн высыпают на дороги Новосибирска зимой. Весной существенная ее часть остается на дорогах и в их окрестностях, превращаясь в грязь и пыль.

Несомненно, есть и другие источники загрязнения. Это вынос грунта с газонов, грязи со строек и дорог частного сектора, которые в основном не имеют асфальтового покрытия.

Благоустроенным Новосибирск тоже не назовешь. Разбитые тротуары и превращенные в стихийные парковки газоны у нас начинаются с центра. Промышленная зона похожа на иллюстрацию постапокалиптического фильма. «Гражданский патруль» насчитал 43 улицы вообще без тротуаров.

Вменяемой политики в области благоустройства в Новосибирске нет. Пешеход воспринимается как бесправное и забитое существо, которое надо (для его же безопасности) огородить заборами, загнать под землю или наоборот, заставить карабкаться по неудобным лестницам на пять метров вверх, чтобы он не мешался под колесами автомобилей.

137196 что делать с «фабрикой унижения» в транспорте

Благодаря такому «благоустройству» Новосибирск стал совершенно непроходим для инвалидов. Например, 300 метров от здания мэрии до часовни Николая Чудотворца колясочник не сможет преодолеть самостоятельно. Причем забор, препятствующий пересечению улицы Горького, поставили пару лет назад, чтобы все шли под землей. А там нет пандусов для колясочников.

Совершенно типично для Новосибирска при ремонте тротуара забыть сделать пандусы. На старом тротуаре с одной стороны дороги пандус есть, а на новом с другой стороны нет.

Еще одна любимая забава новосибирских благоустроителей нарезать парковочные карманы на тротуарах так, чтобы по оставшейся узенькой полоске не могла проехать даже коляска с ребенком. И для надежности еще посреди этой полоски воткнуть столб. Там же, где тротуары достаточно широки, втыкаются рекламные конструкции. О ГОСТах, регламентирующих ширину тротуаров, в Новосибирске не слышали.

С одной стороны, все это дела муниципальные. С другой они типичны для большинства городов области, будь то Бердск, Обь или Искитим. Но есть явное исключение наукоград Кольцово, где тротуары достаточной ширины, везде есть пандусы, а длина велодорожек больше, чем в полуторамиллионном Новосибирске. Удивительное дело на стройках Кольцово везде моют колеса выезжающему транспорту, а зимой чистят снег даже на тротуарах. Пескосоляную смесь, правда, тоже используют. То есть, дело не в климатических условиях и не в тотальном недофинансировании (в Кольцово бюджет больше, чем в Новосибирске, на душу населения, но не на единицу площади).

Дело в «культуре производства». Она сложилась еще при Владимире Городецком в его бытность его мэром, и с тех пор принципиально не менялась, но совсем распустилась. В прошлую зиму, например, в Новосибирске месяцами не чистили многие тротуары. А на дорогах третьей категории, которые отторговывались районными администрациями, местные жители так и не увидели снегоуборочной техники.

В чем же состоит эта «культура производства»? В Новосибирске сохранились муниципальные дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ), которые занимаются содержанием и уборкой дорог. По этой причине в бюджете города нет строчки «уборка снега», а есть строчка «содержание ДЭУ». А в правилах благоустройства было написано, что дороги и тротуары убираются так, чтобы «обеспечивать нормальное движение транспортных средств и пешеходов». Что такое «нормальное движение» при этом не раскрывалось. Так что карабканье по сугробам вполне может быть тем самым «нормальным движением».

Дальше начинается хозяйственный абсурд. Деньги на ДЭУ выделяются, техника вроде бы ездит по магистралям, а мэрия отчитывается о десятках тысяч вывезенных кубометров снега. Но если посмотреть внимательно, никто не знает, какую территорию за сутки обрабатывает снегоуборочная техника (нет нормативов), нет независимого контроля количества вывезенного снега, нет критериев, чем очищенная дорога отличается от неочищенной.

133174 Снежный крест на Коммунистической и Советской

И мы понимаем, что по всей этой цепочке, от руководителей до трактористов, возникает простой момент вот выпал снег, его можно почистить, а можно подождать, «пропустить». И сэкономить. Сэкономить это версия «софт». А версия «хард» отчитаться о том, что чистили.

Пескослояная смесь в этой культуре производства — ключевой элемент. Насыпал песка, и уже не скользко. Машины и так проедут. Соль же постепенно «топит» снег. Весной к делу подключается солнце. Все, что не было вывезено зимой, само утекает в канализацию. И летом уже никакая КСП не подсчитает, сколько кубометров снега было вывезено и растоплено на снегоплавильных станциях.

ДЭУ превратились в одну из «черных дыр» муниципального бюджета. Никто извне не знает структуру расходов этих организаций, их штатное расписание, затраты в пересчете на квадратный метр дорог и тротуаров, либо в пересчете на кубометр выпавшего снега. А возможно, вообще никто этого не знает, потому что целей узнать и понять не ставилось.

Что же касается небольших улочек, контракты на их уборку отторговывают районные администрации. В каждой администрации свои контракты. И нет централизованного контроля. Возможно, и вообще нет. Активист Федерации автовладельцев России Михаил Мезенцев обнаружил, что на одну из улиц в частном секторе подрядчик не выходил вообще ни разу. Один из депутатов горсовета как-то поинтересовался, а почему не чистится тротуар на его округе. Администрация честно ответила контракт отторговали, но подрядчик ни разу не вышел. Сейчас будем расторгать и проводить новый конкурс. Это было посреди зимы.

Что можно сделать

1. Поскольку региону все равно придется давать дотации муниципалитетам на уборку снега, эти деньги можно обусловить. Например, создать службу контроля, которая бы фиксировала качество уборки, количество вывезенного (и растопленного на снегоплавильных станциях) снега.

2. Обслуживание территории Новосибирска и других муниципалитетов отдать на аутсорсинг. Есть несколько неравнодушных предпринимателей, которые давно предлагают новые технологии уборки снега и альтернативы пескосоляной смеси. Почему бы не попробовать?

3. Ввести межмуниципальную статистику сколько денег тратится на уборку квадратного метра дорог и тротуаров, какова эффективность этой уборки.

136262 Генеральная уборка Новосибирска

4. Изучить, чем можно заменить пескосоляную смесь. Не вникал глубоко в эту тему, но говорят, что реагентами дело не поправишь чтобы сработало, их нужно вылить слишком много. Это и дорого, и плохо для окружающей среды. Но конечно, нужно проверить. Может быть, следует перенять опыт других стран. В Финляндии (и уже в Москве) используют гранитную крошку, которую весной собирают, а потом используют снова. Здесь подробно описана технология. Возможно, это выйдет дешевле, чем ежегодные закупки пескосоляной смеси, которая потом забивает ливневую канализацию и уносится с пылевыми бурями. От гранитной крошки будет меньше пыли и грязи.

5. Попытаться мультиплицировать опыт Кольцово. В изложении мэра Николая Красникова он выглядит просто: расставлены надежные люди, отлажен процесс и контроль, а администрация прислушивается к мнению жителей. Почему это не получается в Новосибирске и других муниципалитетах непостижимая загадка.

А мультиплицировать Красникова, к сожалению, не получится.

6. Но все же необходим центр подбора и подготовки муниципальных кадров. Подбор тут ключевое, пожалуй, слово, потому что как ни готовь кадры из действующей системы, «культура производства» возьмет свое. Нужно обучать тому, как правильно убирать улицы, каковы нормативы, через сколько времени после снегопада должна выйти техника, сколько дворников нужно на километр тротуара. В Новосибирске, с одной стороны, дворником на работу не устроишься (все занято), а с другой — увидеть дворника во время снегопада или после него крайне сложно.

7. По благоустройству выделять муниципалитетам деньги только при условии наличия стандартов и соблюдения ГОСТов при проведении работ. Есть определенный набор «хороших практик», который может дать, например, КБ «Стрелка». Но важно, чтобы эти правила распространялись на все благоустроительные работы в городе, а не только на те, которые финансируются из вышестоящих бюджетов. И чтобы была система контроля. Сегодня каждый делает в меру своего понимания, и можно видеть новые газоны, насыпанные выше уровня тротуара.

Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года