La Stampa публикует интервью Елены Трегубовой: «Я покажу вам Россию Путина». Пер. ТАЙГИ.info

18 Окт 2005, 17:49


ГОВОРИТ ЕЛЕНА ТРЕГУБОВА, КОТОРАЯ В СВОЕЙ КНИГЕ РАЗОБЛАЧАЕТ «КРЕМЛЕВСКИХ МУТАНТОВ». ТИРАЖ НА РОДИНЕ 200 ТЫСЯЧ. ТЕПЕРЬ И В ИТАЛИИ

Как журналист она в России больше никому не нужна, но как писатель Елена Трегубова имеет беспрецедентный успех. Ее книга «Байки кремлевского диггера», написанная еще в период ее бытности корреспондентом из сопровождения Путина, разошлась на родине тиражом в 200 тысяч экземпляров. И скоро в итальянские книжные магазины поступит расширенная и дополненная версия книги под названием «Кремлевские мутанты».

Светловолосая, молодая, блестящая Елена Трегубова не скрывает некоторой ностальгии по временам Ельцина и эйфории начала перестройки. После выхода книги ее выгнали из президентского пула («Вы не соблюдаете инструкции», - сказали ей) и уволили из ежедневной газеты «Коммерсант», в которой она работала. В подтверждение анекдота, популярного среди московских журналистов: «В России есть свобода слова, но нет свободы после слова». Она чудесным образом смогла спастись от взрывного устройства, установленного перед дверями ее дома во время избирательной кампании, приведшей к переизбранию Путина.

Мы встретились в кафе в центре Москвы.


- Елена, как получилось, что после одной только книги Вы стали врагом всей московской верхушки?

- История моего успеха в некотором смысле нелепа. Все началось с телевизионного интервью, в котором я должна была рассказать о содержании книги. Леонид Парфенов (один из самых известных в стране ведущих, – прим. ред.) попросил меня начать с рассказа о рабочем ужине с президентом Путиным в японском ресторане. Мы едва закончили запись передачи, как из Кремля поступило распоряжение запретить выпускать ее в эфир.

Но Россия – большая страна, и поэтому из-за разницы во времени передача все-таки вышла в эфир, не в Москве, но по всей Сибири и на Дальнем Востоке. На следующий день новость дошла до столицы, многие журналисты протестовали, и так книга оказалась в центре внимания. Я должна платить проценты Кремлю за то, что мне создали подобную бесплатную рекламу. Только первое издание разошлось тиражом в 10 тысяч экземпляров.

- Но Вы могли взлететь на воздух….

- Да, в начале прошлого года под моей дверью взорвалась бомба, в то время, как я выходила из дома, чтобы сесть в такси. Шла избирательная кампания, меня просто хотели напугать и дать знак другим журналистам. Если бы меня хотели видеть мертвой, сейчас меня бы здесь не было.

Вначале милиция даже отказалась открыть дело, но поскольку о происшествии написали все газеты, они были вынуждены. Сами милиционеры сказали мне, что на них давили «сверху». Вот такая у меня страна.

- Цензура бьет по всем?

- Я бы сказала, прежде всего, по телевидению, в котором нет ни одного субъекта, свободного от воли Путина. Все политические программы курируются непосредственно Медведевым и Сурковым, главой и заместителем главы президентской администрации.

Но есть проблемы и с печатью. Я помню, как однажды Путин перед совершенно очумелой аудиторией в северном регионе России позволил себе несколько выражений о сексе. Он сказал что-то вроде «секс – это извращение, с которым нужно бороться всеми средствами». Не прошло и получаса, как все журналисты получили указание убрать эту фразу. От нее и следа не осталось, кроме как в моей книге».

- Правда, что Путин вначале за Вами ухаживал?

- Да, Путин не равнодушен к женскому очарованию. В моем случае, я думаю, он об этом пожалел.

- В книге Вы не щадите никого из сильных России…

- История России отмечена дворцовыми заговорами. Так было во времена царей, так есть и сейчас. Меняются только действующие лица: есть лицемеры, вроде Сергея Ястржембского, бывший ответственный за печать при Ельцине, притворные невинные, вроде Березовского, который одно время был близок Путину, а теперь – его злейший враг, холодные люди, вроде олигарха Волошина, который курит одну сигарету за другой и гипнотизирует собеседников педантичной манией точности. И разочарованные, как глава кабинета Сурков, который на самом деле хотел быть писателем.

- Что говорят о Путине в московских кругах?

- Что Кремль стал акционерным обществом, закрытым для внешнего мира. Олигархи, например, в частных разговорах говорят об экономическом застое, что страна идет вперед только за счет цен на нефть. Но все боятся кончить как Ходорковский и готовы скорее сесть на первый самолет в Лондон, чем провести один день в тюрьме.

Если был бы приличный кандидат, ему даже дали бы денег. Но олигархи остерегаются открыто выражать свое недовольство. Ситуация в России нестабильна потому, что курс Путина не разделяется ни крупными предпринимателями, ни в кругах секретных служб. Путин это знает, и затыкает рот свободной прессе.

- Чем будет отличаться итальянское издание книги от русского?

- Я добавила новый материал, есть более ясные суждения о политике Путина, о войне в Чечне, о насилии над свободой слова. Я вижу, что мир все более склоняется закрыть глаза на так называемую российскую демократию, и пытаюсь показать, что в моей стране недостает самых важных составляющих истинной демократии. Годы реформ Ельцина прошли, сегодня можно говорить, скорее, о провале либеральных реформ в России. Я пытаюсь объяснить все это европейским читателям».

- По-Вашему, есть альтернатива Путину?

- Самый сильный оппонент Путина – экс-чемпион по шахматам Гарри Каспаров. Он не боится ничего, это чистый человек. И власть это знает, так что ему дали понять, кто хозяин положения, когда два часа продержали в паспортном контроле в аэропорту. Этим ему хотели сказать, что он ничего не стоит, даже если весь мир знает его в лицо. Надеюсь, что он не кончит плохо.

- Вы думаете, Путина выберут на третий срок?

- Он будет стараться всеми способами. Когда он говорит, что не хочет, чтобы его переизбирали, он делает это из тщеславия, чтобы его просили. С такой цензурой и таким контролем над парламентом есть возможность оставить его на том месте, где он сейчас находится. Большинство Думы ищет пути обхода Конституции. Например, он может стать премьером. Для него это не будет проблемой, а для России – да.

В политике женщин немного, и, по мнению Елены Трегубовой, «женщины в российском обществе являются жертвами предрассудков, их считают содержанками новых русских, товаром для богатых». Но за последние 10 лет именно они, женщины, рискуют рабочим местом, а иногда жизнью, чтобы рассказать о вещах как они есть, входят в число лучших представителей российской политической журналистики. Среди самых смелых – Анна Политковская, которая рассказала в «Новой газете» об ужасах чеченской войны, о ситуации в российских тюрьмах и самых затерянных уголках Российской Федерации (в Италии в издательстве Adelphi недавно вышла книга «Россия Путина»). Каждый день молодой автор передовиц Елена Дикун на страницах «Общей газеты» указывает пальцем на произвол Кремля, посягательство на свободу печати и другие права, раскрывая интересы, которые скрываются за политической пропагандой. Очень востребована журналами по международной политике Татьяна Малкина, аналитик газеты «Время новостей», специализирующаяся на курсе Владимира Путина во внешней политике.

La Stampa (Италия), 13 октября

перевод ТАЙГИ.info






Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года