«Информ-Полис»: Англичанин стал в Бурятии старообрядцем

© infpol.ru
«Информ-Полис»: Англичанин стал в Бурятии старообрядцем
23 Июл 2010, 12:23

Аспирант Кембриджского университета Доменик Мартин, пишущий диссертацию по истории русского старообрядчества, приехал в Бурятию изучать быт старообрядцев, принял «чин оглашения» в Русской православной старообрядческой церкви и стал Доментианом Мартияном.

Молодой ученый из Англии, пишущий диссертацию по истории русского старообрядчества, приехал в Бурятию и принял «чин оглашения» в Русской православной старообрядческой церкви. Так аспирант Кембриджского университета Доменик Мартин стал Доментианом Мартияном. Тайга.инфо перепечатывает материал сайта «Информ-Полис».

25-летний Доменик приехал в Россию больше года назад. Первые три месяца он изучал русский язык в Санкт-Петербурге, затем участвовал в этнографической экспедиции на Дунае в Украине, а в октябре 2009 года впервые приехал в Бурятию.

— Мой научный руководитель, известный в Кембридже профессор антропологии Каролина Хамфри, много писала о Бурятии, у нее здесь много знакомых, — рассказывает ученый-антрополог Доменик Мартин. — Первый раз она приезжала в Бурятию в 1968 году и три летних месяца жила в колхозе в Селенгинском районе. Тогда она изучала монгольскую и бурятскую культуру. Второй раз, в 90-е, объектом ее исследования были изменения в жизни людей в Сибири в постсоветский период. Тогда же она побывала в нескольких старообрядческих селах Бурятии. И когда несколько лет назад я рассказал Каролине о своем интересе к традициям русских староверов, она сказала, что эти традиции лучше всего сохранились в Бурятии и что она сама видела этих людей, которых здесь называют семейскими.

«Оглашение — это состояние подготовки к крещению. Человек может молиться и присутствовать на богослужениях, но волен сам выбирать, креститься или нет»

С осени прошлого года исследователь собирает материал для своей научной работы в государственных архивах Бурятии и Иркутской области, встречается с представителями староверов в Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке, в семейских селах нашей республики и в Приморье. Все это время он живет у старообрядцев и полностью погружен в их быт и культуру. Кроме того, Доменик Мартин соблюдает все предписания и строгие ограничения, характерные для жизни христианина-старообрядца. Уроженец «туманного Альбиона» по нескольку раз в день читает молитвы на старославянском языке, посещает все церковные службы староверов, выдерживает все многочисленные посты, полностью отказался от алкоголя и курения. За время своих путешествий по Забайкалью и Дальнему Востоку вместе со своим наставником, старообрядческим священником Елисеем Елисеевым сын госслужащего-католика и учительницы-протестантки из Глазго прошел «чин оглашения» у русских раскольников, то есть стал как бы «кандидатом на крещение», проходящим ознакомление с учением старообрядчества.

— Оглашение — это состояние подготовки к крещению. Когда человек оглашается, он может молиться, присутствовать на богослужениях, а дальше волен сам выбирать — креститься или не креститься, — говорит протоиерей Елисей Елисеев. — В данном случае не устанавливаются ни время, ни условия крещения. Но хочу отметить успехи Доментиана. За то небольшое время, что он находится здесь, он не только изучил русский язык, но и на славянском читает лучше многих наших староверов!

В Улан-Удэ «оглашенный» старовер Доментиан Мартиян живет в районе старой барахолки в доме причта старообрядцев, где находится небольшая домовая церковь со старинными иконами и настоящим алтарем. Рядом во дворе возводится здание новой деревянной церкви Верхнеудинской общины РПСЦ, «христиан, временно вышедших из канонического подчинения Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви».

Различия между староверами и разногласия в современном русском старообрядчестве, скорее всего, тоже найдут отражение в будущей диссертации молодого ученого из Кембриджа. Недавно он побывал у староверов-"австрийцев" в селе Ягодное, а уже завтра уезжает в Иркутск для работы в архивах. Но для него это не только научная работа, но и «работа над собой».


«Отсюда, из России, кажется, что разница между лейбористами и тори не такая уж большая. Хотя у нас всерьез считают одну партию "правой", а другую "левой"!»

— По крещению я, как и мой отец, католик. Мама у меня протестантка. Нельзя сказать, что еще год я был в полном смысле верующим человеком. Одно дело, когда ты только один раз в неделю по воскресеньям приходишь в церковь, а дальше у тебя начинается обычная жизнь и ты забываешь о Боге. И совсем другое, когда ты живешь здесь, постоянно молишься. Каждый вечер мы беседуем о Боге с отцом Елисеем, вместе читаем священные книги. Идет постоянный непрерывный философский процесс, в котором ты на самом деле ищешь ответ на вопрос о том, что такое Бог, что такое вера, какое ты занимаешь положение по отношению к Богу и как ты сам можешь что-то сделать для Него? Я точно могу сказать, что после приезда в Россию моя вера значительно укрепилась! Я очень уважаю людей, с которыми я здесь общаюсь. Я очень благодарен им за то, как приняли меня, как они открыты и откровенны, за то, что они мне дают. Я, по сути, чужой человек, стал для них своим.

За год со времени своего ухода «из мира» Доменик уже привык к более аскетичной жизни. В отличие от многих современных молодых людей он не считает большой проблемой исполнение «строгих» ограничений старообрядчества.

— Я, конечно, раньше пробовал курить, но мне это не нравится. Сейчас я не курю. Что же касается ограничений в еде, то, например, сегодня мы постимся, не едим мяса. Но рыбу есть можно! На мой личный вкус я предпочитаю рыбу мясу, а также овощи и фрукты. Отец Елисей и раньше говорил мне, что не так уж трудно жить по этим законам, и я в этом сам убедился, — говорит неофит-старовер.

Гораздо сложнее сегодня для англичанина принять концепцию его новых друзей, которая заключается в том, что «древлеправославие» — это то истинное христианство, которое со времен Иисуса Христа и образования церкви в Константинополе и до наших дней сохранилось в чистоте только в традициях старообрядцев.

— В английском языке нет различия между словами «правда» и «истина», у нас для обозначения этих понятий есть только одно слово truth, — делится своими сомнениями Доменик Мартин. — Но истину ищут все люди, и в Англии люди тоже хотят знать, что такое истина. В этом смысле у отца Елисея и таких людей, как он, очень сильная позиция. Я не говорю, что я согласен со всем, что они говорят, но мне сейчас трудно спорить с этим. Особенно когда я сам вижу, как эти люди стараются жить настоящей христианской жизнью.

Осенью Доменик уедет в Кембридж, где у него будет время для анализа научных фактов, которые он собрал у староверов Бурятии. За год, что его не было на родине, в Англии после кризиса к власти пришли консерваторы со своим новым премьер-министром Дэвидом Кэмероном, в популярной музыке сменились лидеры хит-парадов, а сборная Англии по футболу в Южной Африке с треском проиграла «проклятым» немцам в четвертьфинале чемпионата мира. На «национальную трагедию» своих соотечественников-британцев Доменик Мартин сегодня смотрит философски.


После приезда в Россию моя вера в Бога значительно укрепилась. Я уважаю людей, с которыми здесь общаюсь

— Люди в Англии очень горды тем, что они создали футбол, и каждый раз думают, что именно на этом чемпионате они станут чемпионами. И каждый раз получается, что бразильцы или немцы забирают Кубок мира. Может быть, не стоит нам так гордиться! Что касается смены правительства, то моя семья всегда голосовала за лейбористов, но то, что на последних выборах с небольшим перевесом победили консерваторы, это не страшно. Отсюда, из России, мне кажется, что разница между тори и лейбористами не такая уж большая. Хотя у нас люди всерьез считают одну из этих партий «правой», а другую «левой»! Молодежь же всегда бывает увлечена чем-то новым, интересным для нее. Но говорить так: «О! Какая плохая молодежь! Они не ходят в церковь!» — я считаю неправильным. Я тоже молодой человек, и тоже люблю музыку и занимаюсь футболом. А то, что я попал сюда, погружен в эту новую для себя культуру и стараюсь соблюдать принципы религии... Может быть, я не совсем обычный молодой человек!

Сергей Басаев, «Информ-Полис», 22 июля 2010 года





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года