Заказной груз 200. Депутат Любовь Швец о новом фильме
14 Июн 2007, 12:27


В редакцию ТАЙГИ.info поступил отклик депутата Госдумы от Искитимского района Новосибирской области, члена КПРФ Любови Швец на новый фильм режиссера Алексея Балабанова «Груз-200». Несмотря на спорность и категоричность некоторых утверждений уважаемой народной избранницы, ее мнение показалось нашей редакции весьма интересным и достойным публикации.

С 13 июня в кинотеатрах России начался официальный показ фильма Алексея Балабанова «Груз-200». Но ему предшествовала серия показов закрытых, после которых критики и некоторые общественные деятели принялись со страниц «либеральных» изданий и с экранов ТВ дружно убеждать публику, что ей предстоит увидеть шедевр, лучший российский фильм за последние минимум десять лет, открывающий страшную правду о жизни в «застойном» СССР.

На один из таких показов с последующим обсуждением картины была приглашена и я. Прошел он в Центральном Доме литераторов за неделю до официальной премьеры «Груза». В конверт с приглашением была вложена картинка: сжатый кулак с татуировкой «СССР».

Как только фильм закончился и в зале зажегся свет, к микрофону подошел представитель Администрации Президента. Он горячо приветствовал Балабанова, назвал его фильм гениальным и преподнес режиссеру картину Сальвадора Дали. Правда, не уточнил, подлинник, или репродукцию. Если подлинник, то интересно, откуда он взялся в Администрации и какова стоимость щедрого подарка.

Главной в речи чиновника была мысль о том, что создатели «Груза» сделали чрезвычайно полезное дело – напомнили всем нам о том, в какой стране мы имели несчастье жить в советские времена, и насколько другой страна стала сегодня. Это выступление было красноречивым дополнением к титрам фильма, сообщающим о финансовой поддержке, оказанной в его производстве Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Еще до того, как фильм был готов, режиссер Балабанов, продюсер Сергей Сельянов, его компания СТВ и многочисленные комментаторы пугали публику неизбежной катастрофой: показ «Груза-200» будет запрещен, двери кинотеатров окажутся для него закрыты – настолько это смелая и правдивая картина. И вот теперь фильм широко прокатывается по всей стране, только в Москве одновременно идет в десяти кинотеатрах, и очевидно, что стенания о грядущем запрете были лишь частью рекламно-пропагандистской компании, трюком, призванным усилить интерес к «шедевру». Мало того – государственные структуры, окружение главы государства открыто расписываются в поддержке «Груза» и в своих восторгах перед ним.

За последний год в России появилось несколько достойных, жестких и честных фильмов, затрагивающих сегодняшние социальные и общественные проблемы. «Живой» Александра Велидинского, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Эйфория» Ивана Вырыпаева. Но ни один из них не удостоился официозных восторгов, громогласного одобрения представителей власти. Почему же их удостоился «Груз-200», действие которого разворачивается в далеком уже 1984 году, основано, как усиленно подчеркивают создатели фильма, «на реальных событиях того времени» и именуется в СМИ «обобщенным портретом застойного СССР»? Что именно нужно снять в сегодняшней России, что нужно показать, чтобы снискать одобрение и поддержку президентских структур?

Содержание фильма – заранее извиняюсь – в общих чертах таково. В провинциальном городке юная героиня по пути с дискотеки в захудалом клубе попадает в плен к местному милиционеру. Тот силой привозит ее к себе в дом, приковывает к кровати и в течении нескольких дней подвергает изнасилованию в извращенной форме. В качестве подручных средств используются знакомый бомж и пивная бутылка. Издевательства происходят при большом скоплении жирных помойных мух, слетевшихся на запах трупов, которые уложены на кровать рядом с жертвой. Все действие протекает в мрачных, грязных, обшарпанных помещениях. Правда, они позаимствованы не из хроники советских 80-х – хотя бы из неофициальной, любительской. Для съемок «правдивой истории о 84-м» они нашлись как раз в сегодняшней России. Ну а в качестве музыкального фона всей этой мерзости служат примитивные эстрадные песенки – в том числе и те, которые в 84-м году еще даже не были написаны.

Впрочем, создателям фильма, которые пребывают в достойном любого маньяка (только насилующего не провинциальную девчонку, а саму Историю), поистине зверином исступлении от ненависти к советскому прошлому, - точнее, к собственным патологическим галлюцинациям на тему этого прошлого, - уже не до точности в подобных деталях. Какие уж там песни! Авторы «Груза» путаются не только в истории советской массовой культуры, но и в гораздо более глобальных и известных фактах истории той страны, о которой берутся рассказать нам «полную правду».

После просмотра в Доме литераторов, с трудом подбирая слова для объяснения своего «замысла», режиссер Балабанов сообщил буквально следующее: «84-й – это был последний год, когда правил такой человек, как Константин Устинович Черненко. Он умер в этом году. И уже к власти пришел Горбачев». То есть, человек, объявляемый президентскими сановниками главным в сегодняшнем кино специалистом по истории СССР, даже не помнит, что годом смерти Черненко и прихода Горбачева на место генсека был на самом деле 85-й. Подумаешь, какие мелочи! Мы же тут не на университетском экзамене по новейшей истории. Мы на сеансе самого правдивого разоблачения страшного прошлого, и за нами поддержка официальных структур новой демократической России, дающая карт-бланш на что угодно.

После восторженной поздравительной речи президентского чиновника я попросила слова и спросила у него и у создателей «Груза»: возможно ли снять настолько откровенный, разоблачительный фильм о сегодняшней ситуации в стране? И получит ли такой фильм, случись ему появиться, официальную поддержку? Господин из Администрации с циничной ухмылкой отказался обсуждать эту тему. Балабанов и продюсер Сельянов промямлили в ответ что-то нечленораздельное под хохот значительной части зала. Впрочем, ничего другого от них и не стоило ждать.

В принципе, сам факт выделения денег из госбюджета на производство фильма – это уже госзаказ, поскольку чиновники прекрасно осознают, какой именно проект поддерживают, понимают, будет ли он выгоден официозу, или хотя бы достаточно безопасен для него. И то, что проекты компании СТС на особенно хорошем счету у государственных структур сегодняшней России, вполне объяснимо. Самые заметные из них как раз и служат выполнению более или менее явного социально-политического заказа. Ну а главным исполнителем здесь является все тот же господин Балабанов.

Жестко, критично отзываться о России сегодняшнего дня он себе никогда не позволял. Эта Россия, по его версии – страна героев. Правда, герои эти по преимуществу убийцы и отморозки, как в его самых нашумевших фильмах «Брат» и «Брат-2». Но это обстоятельство не является для режиссера поводом их осуждать. Это в советском прошлом нужно выискивать мерзопакостных маньяков и клеймить этих нелюдей заодно с «постылым социализмом». А в свободной, рыночной России даже киллер прекрасен и благороден.

Обаятельные балабановские современники ловко разделывались с жертвами в собственной стране, потом играючи наводили порядок в Америке, или отрядом из двух-трех человек расправлялись с целой армией чеченских боевиков. Причем, все эти шапкозакидательские сказки, – хоть Балабанов с Сельяновым и предпочитают об этом не говорить, – всякий раз рифмовались с запросами сильных мира сего, переводя их идеологические постулаты на язык экрана. Появившийся в конце 90-х «Брат» оказался романтическим апофеозом криминального беспредела, выступил в глазах миллионов молодых людей адвокатом тех, для кого мораль и совесть целиком подменены клановыми бандитскими «понятиями».

В начале нового, путинского десятилетия «Война» рифмовалась уже с громогласным президентским «замочим врагов в сортире». Ну а появившийся в прошлом году фильм «Мне не больно», хотя в нем и присутствует слезливый любовный сюжет, сегодняшнюю страну рисует совсем уж светлой и благополучной – роскошные просторные квартиры, банкеты с дорогими угощениями, магазины с модными шмотками, душевные десантники-интеллектуалы и большие деньги, которые буквально сами плывут в руки смышленым молодым героям. Полный апофеоз счастливой, богатеющей страны, наслаждающейся на сырьевой игле.

Критические стрелы Балабанов находит возможным пускать только в прошлое. Для рассказа о России Серебряного века в фильме «Про уродов и людей» он в свое время выбрал сюжет о подпольном изготовлении порнографических открыток с сиамскими близнецами в качестве главных героев интимных сцен. Позднее, когда чиновниками, перекочевавшими из ельцинской элиты в нынешнюю, была дана отмашка клеймить 90-е, - не ради правды о мерзостях ельцинских времен, но лишь для того, чтобы подчеркнуть, что сегодняшняя жизнь якобы намного лучше, - Балабанов снял о ранних 90-х издевательскую комедию «Жмурки».

И вот пришло время плюнуть в советское прошлое. И уж тут он переступил через все мыслимые моральные, эстетические и логические нормы. И удостоился как никогда громких похвал, потому что именно советское прошлое – самая ненавистная мишень не только для него, но и для тех, кто заказывает такую «музыку», кто спонсирует и крикливо рекламирует ее.

Они – обитатели коридоров власти, их пиар-агенты в СМИ, прокатчики, купающиеся в прибылях от кинобизнеса, - готовы поддерживать самые разнузданные фальсификации, способные по степени ненависти к советской стране переплюнуть листовки из геббельсовской канцелярии, которые летели во время Второй мировой с немецких самолетов на оккупированные территории. Готовы на что угодно – лишь бы втемяшить в головы граждан, в особенности молодежи, которая не может на собственном опыте сравнить жизнь в прежней и в нынешней России, что до них, нынешних властителей и их обслуги, страна являла собой сплошную мрачную помойку. Что это они принесли стране свет и избавление, и только с них начинается настоящая история России. Еще не вытравленные из народа окончательно воспоминания о советском времени, о тех самых «чудовищных годах застоя» - это как раз то, что очень здорово мешает окончательно утвердиться мифу о великом благе, принесенном стране новой властью. И в атаку на эти воспоминания, на сомнения по поводу преимуществ нынешней жизни бросается под аплодисменты чиновников из президентской администрации и Министерства культуры свора озверевших экранных маньяков.

На том же обсуждении в Доме литераторов я сказала Балабанову и Сельянову, что «бесстрашно» расправляться с прошлым – вообще последнее дело для художника. В этом сквозит мелочность и трусость. Это все равно, что пинать беспомощного парализованного родственника, который уже ничем не может ответить, - пусть даже он когда-то в чем-то перед тобой провинился. Сражаясь с вымышленными мертвыми маньяками, не сметь огрызнуться на маньяков нынешних, влияющих на судьбу сегодняшней страны. Потому что если посметь, твой фильм может постичь та самая судьба, которой безосновательно пугали создатели и доброжелатели «Груза-200» перед его появлением – официальный или негласный запрет, отсутствие проката, неприятие со стороны чиновников.

А плюнул в прошлое – и вот тебе восторженная пресса и широкий прокат. И по телевидению «Груз-200» непременно будет показан. Скорее всего, в конце года – поближе к парламентским выборам. В рамках очередной «спецоперации» власти против левой оппозиции. А если на ТВ фильм появится раньше, то перед выборами в Думу его повторят, чтобы этот омерзительный агитпроп гарантированно не миновал широкие массы. И еще раз повторят перед выборами президентскими. Если они все-таки состоятся.

В одном я согласна с теми, кто поет дифирамбы «Грузу-200» и его создателям. Это действительно самый правдивый фильм Балабанова и компании СТВ. Не по содержанию, лживость которого очевидна любому, кто готов судить о советском прошлом не по кухонным байкам и заклинаниям карманных политологов, а по более серьезным историческим свидетельствам – пусть даже и критическим.

Просто этот фильм, в отличие от прежних «братьев» и «войн» предельно правдиво отражает отношение его создателей и его воздыхателей и высокопоставленных покровителей к России. Прикрывшись фиговым листочком якобы 84-го года, они с патологическим смаком рассказывают о том, что видят в этой стране сплошное сборище человекоподобных скотов, чье место – на свалке истории, на помойке цивилизации. И этот омерзительный, напичканный ненавистью груз они еще не раз будут скармливать народу вперемешку с лицемерными уверениями в своей любви и заботе о нем. Просто некоторые так вот любят народ и страну и так вот их ненавидят – как экранные маньяки, насилующие своих жертв пивными бутылками.

Любовь Швец, депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram:
только самые важные новости, мнения и интриги

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

Мнения
Новосибирцы обижаются, если им говоришь, что Деда Мороза нет
Андрей Колядин
В Новосибирске верят, что выборы — это явление, в которое можно войти по собственному желанию и, например, стать губернатором.
© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования