Правда в силе: 10 лет «Брату-2»

© ruskino.ru
Правда в силе: 10 лет «Брату-2»
11 Май 2010, 20:23

11 мая 2000 года в Москве состоялась премьера фильма «Брат-2». 10 лет спустя в Новосибирске несколько студентов отметили юбилей картины закрытым киноквартирником.

Тайга.инфо поговорила с культурологом, социологом, кинокритиком и музыковедом, а также немного с режиссером Алексеем Балабановым о влиянии «Брата-2» на поколение нулевых.

Настоящий человек


Студентки отделения журналистики Новосибирского педуниверситета Анастасия Волкова и Анастасия Захарова организовали серию кинопоказов под названием must see. Девушки собираются пересматривать и показывать друзьям те фильмы, которые необходимо, по их мнению, увидеть каждому. Первым из обязательных для просмотра фильмов 11 мая стал «Брат-2», отчасти из-за красивой даты — его премьера состоялась ровно 10 лет назад.

«Мы всем классом, помню, влюбились и в сам фильм, и в Сергея Бодрова. Первый „Брат“ почему-то остался почти незамеченным, а продолжение всех просто ошеломило. Актер и персонаж были для нас единым целым: мы думали, что в жизни Бодров точно такой же, как в кадре. А его героя Данилу все любили за то, что он, казалось, не персонаж, а настоящий человек», — рассказывает Настя Волкова. В год выхода «Брата-2» ей исполнилось 12 лет.

Вторую часть истории братьев Данилы и Виктора Багровых, в которой они «уделывают Америку», режиссер Алексей Балабанов выпустил через три года после первой, нарочно или нечаянно угодив аккурат на рубеж десятилетий. Тогда этому факту, конечно, мало кто придал значения, однако спустя еще одно десятилетие он кажется неслучайным.

Впрочем, для Насти Захаровой «Брат-2» — не первый громкий фильм русских нулевых, а скорее кино, завершающее собой девяностые: «Мне кажется, что в двухтысячные Багров как персонаж был неактуален и даже немного нелеп, а теперь наступает время, в котором именно такие герои опять станут нужны. И отчасти поэтому мы хотим, чтобы этот фильм вспомнили, пересмотрели или, может быть, посмотрели впервые».

Хороший и плохие

В первый же год проката фильм «Брат-2» стал дико популярным. Реплики и диалоги из него («Сиди тихо, штаны суши», «В чем сила, брат?», «Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретинами — парадокс!», «Салтыкова клевая» и так далее) мгновенно ушли в народ. Особым предметом культа стал рок-саундтрек, составленный основателем и тогдашним руководителем радиостанции «Наше радио» Михаилом Козыревым не без выгоды для его собственного бизнеса. Главный редактор томского журнала «Новый Рок» Александр Арляпов в начале нулевых работал на местном «Нашем радио» и наблюдал как раз самый период расцвета козыревской модели «современного русского рока».

«Фильм отразил переход общества на уровень, когда криминальные понятия определяют жизнь людей»

«При этом, как меломан и музыкальный критик, я считаю некоторые группы, звучащие в „Брате-2“, откровенно дутыми. Скажем, популярность довольно проходных „Смысловых галлюцинаций“ была искусственно раздута благодаря песне „Вечно молодой“, ставшей одной из тем фильма. Кстати, знаете, что Юрий Шевчук отказался участвовать в саундтреке, назвав сценарий отвратительным, националистическим и почти фашистским? Сейчас даже Википедия упоминает этот факт, а в то время он широко не обсуждался, но по закоулкам „Нашего радио“ такая информация ходила», — рассказывает Арляпов.

Чтобы понять данную реакцию Шевчука, в принципе, не нужны специальные познания в психиатрии. Герой Сергея Бодрова, хладнокровно расстреливающий «плохих», которые обижают «хороших», не мог не вызывать неоднозначное к себе отношение. По словам старшего преподавателя кафедры культурологии Сибирского федерального университета Александры Семеновой, дилогия Балабанова о братьях Багровых отразила переход российского общества на уровень, когда криминальные понятия стали определять и повседневную жизнь.

«Поступки и поведение героев постсоветского времени были легко сопоставимы с жизнью любого человека, стремящегося к нон-конформизму, предлагали ему модель независимого поведения. Данила — другой. Если его идеалы еще могут быть как-то поняты (человек живет „по понятиям“ справедливости и бескорыстной помощи родственникам), то мир, в котором он существует, далек от жизни простого молодого человека, не связанного с криминальным обществом», — объясняет кандидат философских наук Семенова.

Портрет эпохи

Тем интереснее простому молодому человеку было наблюдать за действиями Багрова со стороны, извне. Руководитель барнаульского «Клуба любителей интеллектуального кино», преподаватель философии Алтайского госуниверситета Вячеслав Корнев считает, что поколенческим фильмом «Брат-2» стал для множества потерянных молодых людей, в душах которых зрела какая-то неоформленная ярость. «Балабанов уловил ее и направил в нужное русло, выразив бессознательные настроения в российском обществе и показав этому потерянному поколению объекты любви и ненависти, стереотипы мысли и действия, набор узнаваемых образов и музыкальных тем. Именно такой тип героя и жизненной философии в то время удачно смотрелся и продавался», — утверждает он.

«Ко всему прочему, после 2000 года многие жесткие высказывания и поступки Данилы Багрова в понимании немалого количества людей, и не только молодых, ассоциировались со стилем высказываний Владимира Путина во время его первого президентского срока», — напоминает директор фонда «Общественное мнение — Кузбасс» Олег Селиванов. Тут, кстати, уместно вспомнить, что герой Виктора Сухорукова убивает украинского бандита в туалете чикагского ресторана «Метрополь» — то есть, буквально, «мочит в сортире».

Александр Арляпов считает и фильм «Брат-2», и саундтрек к нему всего лишь такими же «штрихами к портрету» начала нулевых, как канал «MTV-Россия» или же повсеместное увлечение фристайлом: «Одновременно ведь, если вспомнить, был и всплеск хип-хопа — Дельфин, Bad Balance, Децл. Брейкданс в Томске тогда танцевал каждый третий. И одно другому не мешало: я лично помню подростков-рэперов, покупавших кассеты группы „Би-2“».

«Именно такой тип героя и его жизненной философии в то время удачно смотрелся и продавался»

Действительно, соблазнительно относиться к «Брату-2» как к знаку эпохи, которую можно восстанавливать, в том числе, и по его кадрам. Давно нет ни канала ТВ6, ни нью-йоркских башен-близнецов, ни самого Сергея Бодрова-младшего, который осенью 2002 года погиб в Кармадонском ущелье. А повзрослевшее с тех пор поколение все еще помнит, что если родители на даче, как у Децла, то все будет клево, что лох — это судьба, как говаривал виджей Василий, и что русские на войне, по словам Данилы Багрова, своих не бросают.

Чутье художника или расчет прагматика?

Однако многие социальные темы, поднятые Балабановым в дилогии о братьях, актуальны и сегодня. По крайней мере, отношения русских с евреями, кавказцами, американцами, украинцами, олигархами, бандитами, таксистами и Филиппом Киркоровым остаются все такими же натянутыми. Только сегодня кино, в котором находят выражение острые темы, зрители обычно называют «чернухой» (чаще, впрочем, заслуженно) и относят к сфере маргинального. Тогда же Балабанов угадал тенденции как наблюдательный и талантливый человек, остро чувствующий ситуацию на переломе десятилетия, века и тысячелетия, считает кемеровский социолог Олег Селиванов: «Хороший режиссер тем и хорош, что умеет увидеть и выразить то, что многим людям и так кажется простым и понятным».

Не нужно переоценивать Балабанова, возражает Вячеслав Корнев. «На фоне безвкусицы, конъюнктурщины и дешевого эпатажа, царивших в нашем кинематографе в нулевые, фильмы этого режиссера, безусловно, выделялись. Но при перемещении их из такого безрадостного фона в контекст европейского или мирового кино становится понятно, что это достаточно заурядная по серьезным меркам вещь», — говорит барнаульский киновед.

Балабановский «Брат-2», утверждает Корнев, — чисто конъюнктурный проект, поскольку он изначально, по мнению философа, был завязан на прагматике успеха — не у зрителей, так у критиков, не у критиков, так у идеологов: «Именно политические коннотации, на мой взгляд, и спровоцировали такую бурю мнений, недаром либералы и коммунисты обсуждали „Брат-2“ активнее других. А рядовые зрители просто переживали аффектацию восторга от резонанса скрытой в них агрессии национальной гордости и скупых слов Данилы Багрова — героя-автомата, ретранслятора, персонажа без свойств, чистого означающего».

Русский самурай и смеховая культура

Как бы мы ни относились к «Брату-2» сегодня, другой такой же поколенческий фильм в ближайшее время в отечественном кинематографе навряд ли появится. «Актуальное кино про героев нашего времени снимать сегодня сложно. Вертикаль власти входит в силу, несогласных становится все меньше, поэтому пинать мертвого льва, как это сделал тот же Балабанов в своем „Грузе-200“, намного проще», — говорит Вячеслав Корнев. «Эйфория испарилась. Осталась где-то там, в жирных докризисных временах, когда деревья были большими. А сейчас все, что тогда считалось новинкой, стало обыденным. „Нашествиями“ и „Братьями“ уже никого не удивить», — утверждает Александр Арляпов.

«Сегодня, когда все думают только о шмотках и гаджетах, не хватает того, кто сказал бы всем, в чем сила»

Как раз сейчас и возможно появление подобного кино, возражает культуролог из Красноярска. По словам Александры Семеновой, современное российское общество находится в поиске новой идеологии. «Comedy Club обсмеяли все, что только было можно, а смеховая культура всегда связана с процессом разрушения „старого“ мира. Самое время для появления героев нового времени. Могу предположить, что после эпохи тотального индивидуализма — а даже „Брат“ и „Брат-2“ демонстрируют, что человек должен во всем руководствоваться только собственной логикой, — возникнут фильмы о сплоченных сообществах нон-конформистов вроде стиляг или хиппи. Фильмы, которые зарождают в молодых людях желание объединяться», — рассуждает Семенова.

«Данила Багров стал таким вариантом русского самурая. Спокойный, с жесткой системой ценностей и своим чувством справедливости, жестокий, но честный. В то время нужен был именно такой герой, и я думаю, что сегодня, когда все, кажется, стали думать только о шмотках и гаджетах, очень не хватает человека, который бы пришел, вправил всем мозги и сказал, в чем сила», — говорит Анастасия Волкова.

О том, что в Новосибирске отмечают юбилей его фильма, Алексей Балабанов, как легко догадаться, узнал от Тайги.инфо, однако как-либо комментировать сей факт отказался, сославшись на чрезмерную занятость: в Санкт-Петербурге он продолжает работать над своей тринадцатой картиной «Кочегар». На киноквартирник, посвященный «Брату-2», пришли 16 человек, и большинству из них в 2000 году было по 10-11 лет. Да, возможно, их желание пересматривать фильмы своего детства кому-то и покажется патологичным, но стоит, пожалуй, порадоваться, что этих ребят сегодня вечером интересовало десятилетие фильма «Брат-2», а не другое медиа-событие, тоже по-своему праздничное. Потому что именно 11 мая шесть лет назад в эфир канала ТНТ вышел первый выпуск шоу «Дом-2». Со своей силой и своей правдой.




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года