Итальянская актриса Иренэ Мускара: «Я мечтаю попасть в Сибирь»
© Фотография из личного архива Иренэ Мускара
18 Авг 2013, 08:52 Работающая в московских театрах итальянка Иренэ Мускара шесть лет живет в России и мечтает посмотреть ее всю, от края до края. Уроженка Сицилии рассказала Тайге.инфо, почему мечтает о Сибири, кто из известных новосибирцев покорил ее сердце, и как российский театр принимает иностранку. Иренэ Мускара приехала в Россию 6 лет назад, отучилась в ГИТИСе, в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Играет в маленьких московских театрах, ждет предложений от кинорежиссеров и просто наблюдает за своей жизнью и Россией. По первому образованию Мускара — лингвист, это и помогло итальянке «выжить» в Москве, когда предложений по второй профессии у нее было совсем немного. Сейчас жизнь Иренэ меняется незаметно для нее самой, еще год назад она могла сказать отражению в зеркале «ты — неудачница», а сегодня «неудачница» уже надеется на лучшее, получает предложения, о которых боится рассказывать раньше времени, и ждет новых чудес, в которые верит безоговорочно. 

Открытая и жизнерадостная итальянка поделилась с далеким сибирским СМИ своими позитивными мыслями (на русском языке) и рассказала Тайге.инфо, почему заочно любит Сибирь, как относится к провинциальному театру и почему ей нужен режиссер, который обязан полюбить ее акцент.

Тайга.инфо: Как в вашей жизни появилась Россия?

— Я просто хотела учиться в российской театральной школе, поскольку знала, что она очень сильная. Ради этого я учила язык, это было очень долго, я готовилась и в итоге приехала поступать. Поступила в 2007 году в ГИТИС на режиссерский факультет, там было разделение на две группы — актерскую и режиссерскую, я не хотела стать режиссером, поэтому училась в актерской группе. Училась полноценно 4 года, с русскими. Два года назад, после окончания института я решила попробовать остаться и поработать в России какое-то время, и до сих пор я тут. Но это открытый вопрос — навсегда ли я тут, и уверена ли я, что так и надо. На данный момент так, а что завтра будет, я не знаю, но это и хорошо, потому что актерская профессия все равно подразумевает изменения.

Тайга.инфо: Что вам нравится в России?

— Я теперь на эти вопросы отвечаю только одним образом: вот у вас есть молодой человек, и на вопрос — что вам нравится в нем, вы не ответите: «то, что он высокий и блондин», понимаете? Я не могу сказать, что мне нравится в России... Я не встаю с утра и не говорю: «Ура, я в России!» У меня этот этап прошел давно, на данный момент у меня есть работа, я рада, что я здесь, я благодарю Бога, что у меня есть возможность здесь быть. Когда я рассказываю, что мне нравится, мне говорят: «Ну это потому, что тебе повезло, у тебя хорошие друзья». Это правда. Потому что люди, которые в ГИТИСе учатся — это люди культурные, избранные, это не люди с улицы. Особенно режиссеры — это такие люди, с которыми «страшно» находиться рядом, они великие, не все, но многие. Понятно, что у меня есть шанс общаться с избранными людьми, которых не встречаешь просто так. Например, в ГИТИСе преподают гениальные педагоги — супруги Назаровы (где еще я могла бы с ними познакомиться?).

Конечно, мне повезло: я хожу на концерты, в консерваторию, я увлекаюсь. А так отвечать, что мне нравится... Мне нравится кефир и творог российский. Но, опять же, когда я это говорю, мне говорят в ответ: «А чем твои макароны хуже?» Понимаете, каждому свое.

Если кого-то или что-то любишь, непросто ответить, за что. Просто в моей жизни есть Россия и всё, я даже когда ездила домой в Италию два года назад, подружилась с русскими и с ними гуляла, и это было очень интересно.

Тайга.инфо: Почему вы не захотели уехать в Италию, когда отучились здесь, и играть в театре там?

— По очень простой причине: часто бывает, что иностранцы, когда учатся за границей, делают это с конкретной целью — вернуться, кто-то их конкретно ждет. Меня конкретно никто не ждал, я поняла, что я хочу просто попробовать пару месяцев поработать здесь, решив — либо сейчас, либо никогда. Естественно, очень сложно, очень много трудностей, связанных с языком, с документами, но все довольно спокойно. Пока так. Но я не утверждаю, что мой выбор правильный, жизнь покажет. Может, послезавтра я пойму, что все было ошибкой, и надо все поменять. Но надеюсь, что нет. Просто были какие-то предложения конкретные именно здесь, я понимаю — для русского человека или для кого-либо другого, может, это кажется маленьким предложением и маленькой работой — Бога ради, но для себя я поняла, что лучше так, чем ничем не заниматься.

В Италии нет такого понимания театра, как здесь, актеры ищут, что-то чуть-чуть делают, играют в основном в антрепризе

Еще есть такой момент: в Италии нет такого понимания театра, как здесь, актеры там ищут, что-то чуть-чуть делают, играют в основном в антрепризе. Когда я это говорю, мне отвечают: «Ну в России тоже сложно!» Я не говорю, что в России все прекрасно, это понятно. Но просто оно вот так. Может, я не права, и жизнь меня накажет, не дай Бог, конечно.

Я придумала моноспектакль, играла его в Италии, собираюсь с ним участвовать в фестивалях, потому что, говорят, что это возможность, чтобы кто-то на тебя внимание обратил, тем более, это все бесплатно. Так что у меня здесь есть возможность делать то, что я хочу.

Тайга.инфо: В каком театре вы сейчас играете в Москве?

— Дело в том, что у меня есть интересные перспективы, но я сейчас не могу какие-то вещи рассказать. Когда все получится, мы созвонимся, и я расскажу. Пока что я играю в Доме Булгакова, там мы с моими бывшими однокурсниками играем один спектакль про Байрона. Мы с ними создали Самый Добрый Театр, там тоже играем. Есть еще проект поважнее, но просто там непонятная ситуация, я не чувствую себя там уверенно пока, поэтому не рассказываю. Еще я играю в Театре Вкуса, это такой небольшой, но интересный московский театр.

Тайга.инфо: Какие роли вам интересны, что бы вы хотели сыграть?

— В принципе, в каждой роли можно находить интересные стороны. Вот так ограничивать себя не хочется. Я играла в одном сериале отрицательного персонажа, и это очень интересно. Конечно, это сложно, потому что я не думаю так, как думает мой персонаж, у меня другие ценности в жизни. Но я не захотела отказываться и не могла отказаться, потому что там очень хороший режиссер. Я хотела, чтобы это было не карикатурно, типа я играю какую-то злодейку, а я очень старалась понять своего персонажа, понять, почему она реально так думает, и мне было очень интересно, потому что персонаж очень далеко от меня, но все-таки, что парадоксально, от него до меня — один шаг. Потому что внутри нас есть все: мы иногда думаем, что мы такие хорошие и прекрасные, а внутри столько плохого, что мы даже не представляем. Поэтому эти роли, как путь, тоже духовный. Эта роль подтолкнула меня к вопросам: если бы я оказалась в таких обстоятельствах, уверена ли я, что я не думала бы так же, как мой персонаж сейчас думает? Из этого вытекает большая работа над собой. И для меня это интересно, потому что, понятное дело, что успеха все хотят, но не в этом смысл нашей профессии, а в том, что она позволяет много думать, понимать себя и людей.

Успеха все хотят, но не в этом смысл профессии, а в том, что она позволяет много думать, понимать себя и людей

Я очень много думаю, и это не из-за того, что у меня прям так много глубоких больших ролей, но все же много есть, и я очень рада. Например, благодаря фильму «Посмотрите на меня», который сняла моя подруга Анна Колчина, очень много народу меня знает теперь, и мы участвовали на фестивале в Москве, Анна получила за него приз как режиссер на фестивале «Arto Docs» в Петербурге.

Тайга.инфо: Есть какие-то классические роли, которые вы хотели бы сыграть? Как, например, все актеры мечтают сыграть Гамлета...

— Я считаю, что мне близка Ольга из «Трех сестер» Чехова. Из Шекспира много чего хотела бы сыграть. Разные роли бывают интересные. Я люблю очень эмоциональные, страстные роли, конечно, это про меня.

Тайга.инфо: В фильме «Посмотрите на меня» вы говорите, что мечтаете найти своего режиссера, который сможет вас открыть; что представляет собой ваш режиссер?

— Это сложный вопрос, потому что это то же самое, что отвечать на вопрос, какого бы мужа я себе хотела. Понятное дело — всем хочется высокого голубоглазого принца, а в жизни все по-другому бывает. Конечно, я хочу найти своего режиссера, это должен быть человек, который сможет принимать и мои отрицательные стороны, потому что у меня есть недостатки. Если это будет русский режиссер, то он должен смириться, что я говорю с акцентом, да и это иногда наоборот нужно, бывают роли, которые как раз подходят иностранцам. Мой режиссер должен меня любить такой, какая я есть, и терпеть то, что я не ангел. Я на самом деле всегда боюсь про себя говорить, потому что на самом деле я еще очень мало сделала, и мне кажется, что людям может показаться, будто я загордилась...

Тайга.инфо: Кто из российских режиссеров вам нравится?

— Я очень люблю Сергея Дворцевого, Андрея Звягинцева, мне нравится российское авторское кино, Слава Росс — очень понравился его фильм «Сибирь. Монамур».

Тайга.инфо: Вы называете новосибирских режиссеров...

— Да, да, я знаю! Я мечтаю поехать в Сибирь. Все мне говорят: «Как так, там же холодно!» Но у меня очень много друзей оттуда. Я не была ни в одном сибирском городе, мне очень хотелось бы посмотреть Россию.

Тайга.инфо: А, например, поработать в каком-нибудь театре Новосибирска вам бы не хотелось?

— Ну почему бы и нет, если бы были предложения... Опять же, я не зарекаюсь ни от чего, я не ставлю себе целью оставаться только здесь, где я сейчас. Если есть конкретное хорошее предложение где-то в другом месте, никто не будет отказываться, и я не являюсь исключением. Если режиссер хороший, есть повод хорошо поработать — почему нет, надо же развиваться.

Тайга.инфо: То есть вы не против российских провинциальных театров?

— Это опасный вопрос... Я боюсь зарекаться, но на данный момент, если честно, не уверена, что я готова буду завтра поехать в Сибирь играть в провинциальном театре. Конечно, нет, я скажу откровенно. Но откуда я знаю вообще-то, как повернется жизнь? Может, я встречу сибиряка и поеду с ним жить в Сибирь, а я без театра же не могу жить, и я пойду играть. Пока что мне не хотелось бы играть в провинции, как и любым русским этого не хочется, не то чтобы я тут кокетничаю.

Театр — это очень тяжело, даже в Москве очень мало платят, и это большой труд; в провинциальном театре, наверное, еще хуже

Вообще театр — это отдельная песня, это очень тяжело, даже в Москве очень мало платят, и это большой труд. Мне очень сложно, потому что я понимаю, что это ночные репетиции, когда ты в нестабильном положении, не прикреплен к какому-то конкретному театру; в общем, это сложная профессия, как и любая другая. В провинциальном, наверное, еще хуже, и зарплаты еще меньше, и, естественно, никому этого не хочется. Но откуда я знаю, какой план у Бога для меня? Может, завтра я влюблюсь в какого-то режиссера и стану звездой какого-то театра, я не думаю, что так может быть, но откуда я знаю...

Тайга.инфо: А вам ближе театр или кино?

— На данный момент кино, если честно говорить. По многим причинам. Хотя я пока очень мало снималась. Но есть такой момент: в кино я смотрю на себя со стороны, это для меня интересно. Я вот смотрю на себя и понимаю, что я очень смешная, все актеры такие высокие, я маленькая, меня даже среди них не видно — это очень смешно. Я понимаю, что мне нравится сам процесс создания кино и наблюдения за собой со стороны, и, дай Бог, у меня это будет.

Я очень верю в молодых режиссеров, имена — это все понятно, но я люблю, когда они молодые, и их никто не знает, потому что у них нет этого комплекса «я должен кому-то что-то показать/доказать». У меня вот пока нет этой звездной болезни. Бывает, люди очень талантливые, их никто не знает, и с ними гораздо интереснее работать, потому что у них нет такого, что вот если я сейчас плохо сделаю, всё — крест на мне. Ну не все такие, молодые тоже, конечно, боятся, что плохо что-то сделают, и что в жизни больше никто с ними не захочет общаться.

Вот сейчас, глядя на себя со стороны, я понимаю, что это полный абсурд, что я это говорю, потому что у меня нет такой работы, которая оправдывала бы мое пребывание здесь и мои вот эти желания...

Тайга.инфо: Какие московские театры вам нравятся?

— На данный момент я не могу выделить для себя какой-то один театр, потому что в Москве есть и очень хорошие театры, и средненькие. Я, слава Богу, освободилась от фанатизма, хожу абсолютно в разные театры. Естественно, я люблю Мастерскую Петра Фоменко, потому что там мой мастер — Каменькович, это понятно. Я очень люблю ШДИ, крымовские спектакли (это другой мой мастер). Но я также очень люблю Театр Наций, там очень хорошие спектакли. Люблю студенческие спектакли, когда просто ребята играют — это круто. У меня нет фанатизма — только один режиссер, один театр и всё. Во МХАТе бываю иногда, там тоже очень хорошие спектакли.

Тайга.инфо: Кто из российских современных или старого поколения актрис для вас является ориентиром?

— Я очень люблю Чулпан Хаматову, она прекрасна, я люблю, как она играет, в Мастерской Фоменко я люблю актрису Мадлен Джабраилову, обожаю ее просто. Я люблю Ахеджакову, она тоже прекрасна. И, конечно, я люблю Аллу Борисовну Покровскую, актрису МХАТа. Очень много хороших актрис. Я люблю, как играют мои однокурсницы, Яна Осипова, например, она неизвестная, но прекрасная, Маша Смольникова, Кристина Пивнева отлично играют. Но они молодые, неизвестные, понятное дело. Я не могу так сказать однозначно про кого-то, потому что часто бывает, что одни и те же актеры где-то сыграли потрясающе, а где-то не тронули.

Тайга.инфо: О чем вы еще мечтаете, кроме реализации в вашей профессии?

— Вы знаете, как ни странно, реализация в моей профессии в последнее время перестала меня так сильно волновать. Будет и будет. Естественно, я мечтаю, как и все женщины, чтобы у меня была полноценная семья.

Тайга.инфо: У вас есть еще одно образование, вы — лингвист, на этом поприще как-то реализуетесь?

— Да, на самом деле меня это спасает, я работаю переводчицей. Я работала переводчицей на съемочной площадке фильма «Элементарная любовь», актеры там говорят на итальянском языке, я их учила, преподавала, там очень хорошие актеры, ваши, русские. На самом деле мне это не так интересно, как театр. Но когда это связано с профессией, для меня это очень интересно, потому что преподавать, как надо играть на итальянском языке, — это увлекательно. Но это и очень сложно, это большая ответственность, здесь нельзя импровизировать, и я не думаю, что каждый может это преподавать.

С талантливыми людьми, которых никто не знает, интереснее работать: у них нет такого, что вот если я сейчас плохо сделаю, всё — крест на мне

Слава Богу, что я училась на лингвиста, а потом на актрису много лет, все это вместе дает мне очень многое. Раньше я воспринимала это как наказание, потому что никто меня не брал в кино и театр, мне надо было этим зарабатывать. А сейчас я смотрю на это совсем другими глазами — это богатство. Не надо жаловаться, такое актерское кокетство я уже не воспринимаю, потому что, если ты актер, ты должен понимать, что бывают хорошие моменты и нехорошие, особенно когда тебя никто не знает.

Начала понимать, что, работая с людьми как лингвист, преподавая им итальянский, я изучаю их, они учат язык, а я изучаю их, их психологию, и это для меня оказывается таким богатством, когда я потом играю в театре. Дело не только в деньгах, заработанных за урок, это уже и другое. На сегодняшний день это роскошь, что ты имеешь другую профессию. Я еще и в озвучке участвую, когда надо говорить с акцентом, и учу русских говорить с акцентом.

Я переводила Юлию Высоцкую в одной передаче. Мне интересно это все, ведь через это я знакомлюсь с новыми людьми, с продюсерами. Например, после того, как я озвучила эту передачу, я звонила им и говорила, чтобы про меня не забывали, я их пригласила на спектакль, они пришли, они про меня помнят сейчас. Будут звать — дай Бог, не будут, ну, значит, не будут. Я так на данный момент живу. Я не утверждаю, что это правильно. Может быть, через год я позвоню и расскажу что-то совершенно другое... Но пока моя жизнь такая.

Я не жалуюсь и не хвастаюсь, я благодарна за все: слава Богу, у меня есть здоровье, слава Богу, у меня есть друзья и однокурсники, которые мне помогают.

Беседовала Юлия Катковская

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования