Импортозамещение в IT: «Только вера в себя и административный ресурс»

© Предоставлено пресс-службой «Ростелекома»
Импортозамещение в IT: «Только вера в себя и административный ресурс»
24 Сен 2015, 06:09

Слово «импортозамещение» прочно вошло в нашу жизнь больше года назад. За это время мы придумали, как делать рокфор и камамбер, но как и зачем создавать русский Microsoft, не понятно даже участникам самой IT-отрасли.

Импортозамещение уже второй год становится одним из лейтмотивов конференции «Взгляд в электронное будущее», которую проводят временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, ПАО «Ростелеком». Из некоей задекларированной и вынужденной потребности импортозамещение все больше стало напоминать национальную идею фикс.

На конференции теме был посвящен отдельный круглый стол. И, как отметили, участники мероприятия, пока вопросы импортозамещения остаются неким brainstorm. Определение вбросил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров, и коллеги его поддержали.

Гаттаров рассказал об опыте своей области, которая на конференции была представлена широко и выглядела регионом, уже живущим в электронном будущем: и комплекс «Безопасный город» работает, и что импортозамещать, власти почти придумали. Доклад свелся к определению цели и пары направлений работы чиновников.

Сначала Гаттаров резонно отметил, что только из чувства патриотизма странно выбрасывать хорошее иностранное ПО и покупать отечественное. А затем рассказал, как регион будет закупать новые продукты у своих производителей.

«Если есть у нас компания, которая может произвести конкурентное решение, мы будем брать у нее, если нет, то будем оценивать: может ли кто-то сделать это решение достаточно быстро и качественно у нас или может быть, с привлечением кого-то извне региона. И только потом мы будем принимать решение закупать это где-нибудь, например, в Нижнем Новгороде или Казани, — пояснил он. — Нужен разумный подход».

Пока в регионе нет своего «чемпиона» в этой сфере, признал Гаттаров. Чтобы его вырастить, челябинцы создали IT-парк. Сейчас в нем два резидента, и, судя по названиям «Ланит-Урал» и «Пейджерком», как минимум, один из них не совсем местный производитель, на что сразу обратили внимание журналисты. Чиновники также придумали, какую нишу в IT смогут занять челябинские чемпионы — ВПК, поскольку в регионе «много» (сколько именно — «военная тайна») оборонных предприятий. Внедрять на заводы на базе IT-парка будут систему Росатома ТИС ЯОК.

Одним из направлений импортозамещения является и создание ЦОДов — по одному из них челябинцы уже ведут переговоры. В ЦОД готовы зайти местные предприятия, туда же челябинские власти рассчитывают направить МУПы, ГУПы и ГБУшки.

«В реализации импортозамещения нужно уйти от формального подхода и рассматривать каждый кейс индивидуально, потому что мы, конечно, можем сказать, что Microsoft можно заменить, в итоге Минкомсвязи 18 млрд на импортозамещение дали (вам расскажут, дали или не дали), но Microsoft тратит на разработки порядка 10 млрд, я могу ошибаться. Но это 5–10 млрд — только Microsoft. Мы, конечно, можем с ними бодаться… Мы сильные, но легкие. Поэтому только хитрость, только смекалка, только вера в себя и наш любимый административный ресурс. И мы всех победим», — резюмировал спикер под дружный смех зала.

Представитель отрасли — вице-президент компании «Открытые технологии», руководитель комитета по развитию и локализации информационных технологий АПКИТ Николай Рыжов — удивил откровением, возможно, для многих очевидным: цели импортозамещения самим IT-шникам не ясны.

«Мне кажется, что государству очень важно определиться с теми целями, которое оно преследует в области импортозамещения, — сообщил выступающий. — Что мы хотим сделать? Мы хотим клеить шильдики на импортные устройства, либо мы хотим добиться безопасности применения информационной техники, либо мы хотим создать отечественные образцы программного аппаратного обеспечения, которые могли бы быть конкурентноспособными на мировом рынке. Этой информации мы не имеем».

Рыжов в ходе доклада также обстоятельно обрисовал ситуацию в своей сфере. Рассказал, что сборка изделий производится на базе импортного производства, в основном из компонентов, выпущенных за границей.

По его словам, общая проблема на рынке аппаратного обеспечения заключается сейчас в том, что все, что производится — в основном это касается серверов, систем хранения — охватывает только нижний и средний сегмент информационных систем. High End разработок практически не существует. Значительно лучше ситуация с прикладным программным обеспечением, потому что создано большое количество отечественных разработок — например, такие системы, как 1С, антивирусное ПО Касперского и т. д.

«На мой взгляд, одной из основных проблем в области внедрения отечественного прикладного программного обеспечения являются укоренившиеся привычки. Я тут поговорил с одним из представителей региональной информатизации, и он сказал мне следующую вещь: „Ну, я поставил бы Linux на машины, но как ты думаешь, я смогу переучить несколько десятков бабушек, которые работают за этими машинами?“ Это достаточно сложно, потому что все мы привыкли работать с продукцией Microsoft — с офисными пакетами и т.д. — отметил Рыжов. — В действительности нужен какой-то перелом в сознании, чтобы понять, зачем нужно свободно распространяемое или российской разработки ПО и стоит ли ради этого менять привычки».

О перспективах импортозамещения программного обеспечения рабочего места сотрудника рассказывал гендиректор компании «Новые облачные технологии» Дмитрий Комиссаров. Его компания занимается разработкой облачного сервиса, который может составить конкуренцию Microsoft Office. Однако, как отметил спикер, в плане импортозамещения именно операционные системы и офисный пакет являются рисковой зоной. Пока доля российских производителей в этом сегменте составляет не более 1–2%.

Наиболее конкурентоспособны производители антивирусов, прикладного ПО и средств коммуникации. Кроме того, лидеры рынка в этих областях обладают достаточным количеством персонала для дальнейшего развития.

«За 1,5–2 года российские компании в состоянии нарастить компетенции для существенного роста доли, то есть в этих областях импортозамещение реально может подойти к высоким степеням — 70–80–90%. Но необходимым условиям при этом является уверенность в наличии спроса и неизменность правил игры», — подчеркнул Комиссаров.

Советник министра связи Илья Чукалин в начале доклада бодро и ненавязчиво доказывал коллегам, как успешно развивается отрасль за счет уже существующих преференций. А потом рассказал о трех элементах поддержки импортозамещения, без которых тема «не взлетит».

Первое — это единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, который должен появиться с 1 января. Кроме более менее внятного механизма вступления и ведения реестра Чукалин акцентировал внимание на работе экспертного совета и полной открытости подачи заявлений — любая компания может увидеть заявление в открытом доступе и направить в экспертный совет свои замечания, в частности, например, указать, что это не российский продукт. Также предполагается, что экспертный совет, который будет создан для ведения реестра, будет делать таблицу соответствия ПО иностранного производства классам, чтобы заказчик мог определиться, где ему искать российские продукты.

Второй элемент — нормирование в сфере закупок. «Эта та история, когда заказчик не должен покупать товар с избыточными потребительскими свойствами. Нам не нужны золотые кресла, какие-то непонятные кнопки, супербронированные Bentley — это все утрировано, но так или иначе, в законодательстве, чтобы урегулировать эту проблему, есть прямая норма, которая говорит, что мы можем практически по любому классу продукта или услуги установить общие правила определения требований заказчика, — пояснил чиновник. — В данном случае, если государство такие требования устанавливает, то несоблюдение их влечет отмену закупки контролирующим органом».

Третья часть — мониторинг закупок. Система поддержки российских производителей, по мнению Чукалина, не заработает, если не будет осуществляться мониторинг и экспертная оценка обоснованности закупок иностранного софта с точки зрения «разумности, достаточности» со стороны заказчика. Где-то заменить решение нельзя, а где-то есть «явное стремление» заказчика купить дороже, заключить долгосрочный контракт и т.д. — обосновал позицию Чукалин.

Безусловно, производителя в сфере IT так или иначе будут поддерживать — кажется, другого пути уже нет. Но представить эффективное импортозамещение сложно до тех пор, пока участники рынка спрашивают: «зачем?» Пока у заказчиков все еще остается «явное стремление» купить иностранный софт и, самое главное, пока нет альтернативы.

Яна Долганина





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года