Режиссёрская лаборатория в новосибирском «Глобусе» «сотрёт пыль» с наследия Станиславского, поставив 4 спектакля за 3 дня
© Татьяна Ломакина Марат Гацалов (слева) и Олег Лоевский
Режиссёрская лаборатория в новосибирском «Глобусе» «сотрёт пыль» с наследия Станиславского, поставив 4 спектакля за 3 дня
30 Ноя 2011, 12:11 Лаборатория молодой режиссуры «Глобус». Место действия«, давшая неофициальный старт IX Международному Рождественскому фестивалю искусств 28 ноября, представит четыре эскиза спектаклей по пьесам современных драматургов 1 и 2 декабря. Как заявили кураторы лаборатории, это «очистительная клизма», которая должна «стереть пыль» с наследия Станиславского. Лаборатория молодой режиссуры «Глобус». Место действия«, давшая неофициальный старт IX Международному Рождественскому фестивалю искусств 28 ноября, представит четыре эскиза спектаклей по пьесам современных драматургов 1 и 2 декабря, сообщает корреспондент Тайги.инфо. Как заявили кураторы лаборатории, это «очистительная клизма», которая должна «стереть пыль» с наследия Станиславского.

Обычно спектакли делаются за полтора-два месяца. Константин Станиславский, на чьей системе вот уже как 100 лет держится российский театр, мог репетировать и вовсе полтора года. Лаборатории же дают на подготовку спектакля всего 3 дня — именно в таком режиме, по мнению кураторов новосибирского проекта, режиссёры способны выдать действительно «стоящий креатив».

«Этот модуль включает некую „очистительную клизму“ театру, — попробовал „помягче“ объяснить задачу лабораторного движения его автор и театровед Олег Лоевский (Екатеринбург). — Театр существует, как организм, — репетиции, премьера, потом прокат спектакля. Этот наезженный путь вырабатывает как положительные ферменты, так и достаточно много отрицательных. Их потоки связаны и с привычным зрителем, с привычной драматургией, с привычными режиссёрами — всё, в общем, в каком-то уже размеренном модуле».

Лаборатория же задействует все цеха театра — актёрский, технический, драматургический, административный, зрительский и т.д. «Со всего этого нужно стереть пыль», — подытожил театровед. Единственное послабление — во время показа артисты могут читать с листа. «Артист не успевает даже штампы распределить за 3 дня. Он просто находится в стрессе и так напуган, что вынужден работать на чисто актёрской энергии — ему не за что спрятаться, он вынужден выдавать эту творческую энергию, внутренне оправдывая себя и тем самым освобождаясь», — убеждён Лоевский.

Для постановки куратор проекта и главный режиссёр Прокопьевского драмтеатра Марат Гацалов (Москва) выбрал четыре текста «живых авторов» — пьесы, которые почти не ставились или попадали на сцену редко. «Наш российский театр не очень любит современную драматургию, потому что наш человек не хочет встречаться самим с собой. Он хочет жить в сказке», — считает автор проекта.


Выпускник режиссёрского факультета РАТИ и актёр Театра на Малой Бронной Артемий Николаев работает над текстом Ксении Драгунской «Сыроежки/кораблекрушение». Это, как заметил Лоевский, история «на грани рисков, особенно в нашем обществе — он эгоцентричен, но это настоящий материал для подросткового поколения».

Пьеса «Любовь Людей» 27-летнего драматурга Дмитрия Богуславского рассказывает о жизни маленького города или деревни. Она была опубликована в журнале «Современная драматургия» накануне старта новосибирской лаборатории. Её эскиз готовит студент режиссёрского факультета РАТИ Иван Орлов.

Его однокурснику Павлу Артемьеву выпало заниматься пьесой одного из самых талантливых российских авторов — Ярославы Пулинович. Постановки её «Наташиной мечты» исчисляются десятками в России и в мире, и, пожалуй, лучшая из них будет представлена в «Глобусе» 7 и 8 декабря. А пока 2 декабря выйдет только эскиз остроумной девичьей сказки Пулинович «Птица Феникс возвращается домой».


Даниил Безносов, худрук Международного театрального центра им. Чехова (Южно-Сахалинск), ставит пьесу о межнациональных отношениях в российском обществе «Кафе Шарур». Её автор Анна Батурина — дважды лауреат фестиваля современной драматургии «Евразия», в настоящее время работает библиотекарем в институте МВД и сторожем в екатеринбургском «Коляда-центре» (театр Николая Коляды — заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и лауреата международной премии им. Станиславского — Тайга.инфо).

Всё это, по словам Лоевского, даст «другой подход к театру», к которому современный зритель уже давно готов. «Пока им предлагается классическая схема XIX века — вечером в театр чинно-благородно пришёл, посидел, ушёл. Мне кажется, театр мобильно должен искать и работать со зрителем, идти ему на встречу, а не высокомерно ожидать — „мы же искусством занимаемся, мы же наследники Станиславского — приходите, мы будем вам интересно“. Да на каком основании мне будет интересно?! У меня 100 тысяч предложений на сегодняшний вечер, а я должен выбрать театр?» — декларирует позицию по ту сторону сцены театровед.

Ещё одна альтернатива «запылившемуся» храму искусства — лаборатория читок. «У [Николая] Коляды читки идут каждые два дня, — приводит екатеринбургский пример Олег Лоевский, — собрались, разрисовались под пьесу, как-то приоделись, сели, читают, продают билеты и гуляют. Называется это „Театр в бойлерной“. Потом у них есть „Суп-театр“ — они варят огромную кастрюлю супа, приходит зритель, всем наливают суп и читают пьесы. Есть ещё марафоны — в 12 часов дня начинают читать пьесы и в 12 ночи заканчивают — нон-стоп, люди приходят и уходят, сидят целый день».

В Новосибирске также состоится презентация в читке пьесы молодого сибирского драматурга, чьё имя не раскрывается. Насколько радикально это будет подано, можно узнать 30 ноября в «Глобусе». Эскизные показы спектаклей, а также их пост-обсуждения пройдут 1 и 2 декабря. Вход для зрителей бесплатный. Однако, чтобы всем хватило места, руководство «Глобуса» просит оставить предварительную заявку на участие.

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования