Переключи на Сочи: «Олимпия» Евгения Иванова
© Евгений Иванов
08 Мар 2014, 10:02 Фотограф арт-группы «Синие носы» и новосибирского оперного театра, автор «Анатомии балета» и «Целующихся милиционеров» Евгений Иванов снимал чемпионов XXII Олимпийских зимних игр, находясь не в Сочи, а у себя дома, стоя у телевизора. Тайга.инфо поговорила с Ивановым про спорт, искусство и интеллект. Летом 2011 года фотохудожник Евгений Иванов подготовил для IX Международной красноярской музейной биеннале арт-проект «World Press Photo Home», отталкиваясь от ворчания многих своих коллег, которые жаловались, что в провинции, дескать, нечего снимать. «Они говорят: „Если бы мы были в гуще политических событий, то мы бы тогда показали, что можем, а так мы ничего не можем, потому что ничего не происходит“. И у меня тогда возникла идея, что провинциальный фотограф находит выход из ситуации, фотографируя телевизор. При этом он не просто снимает, а хочет стать лауреатом World Press Photo — сразу во всех номинациях». После биеннале Иванов снимал в Новосибирске Олимпиаду в Лондоне и предложил работы нескольким художественным галереям. Ответила только лондонская же Tate Gallery: «Вы знаете, это интересно, но у нас все проекты делаются за три года, так что если только в перспективе, может быть». Через два года у России приключилась своя Олимпиада, и фотограф посвятил две недели её подробной хронике.
«Сочинскую» серию на World Press Photo не взяли бы: согласно условиям конкурса, как-либо обрабатывать снимки авторам запрещено. Олимпийские же картинки Иванова, как говорится, поражают буйством красок. Искусственность тут доведена до предела, эти фотографии не скрывают и даже подчеркивают, что они сделаны у телевизора, но вместе с тем усиливается и их эмоциональная составляющая. Усердия Плющенко, триумф Легкова, уныние сборной России по хоккею, усталость Липницкой, ликование Сотниковой — всё в этих плакатах гипертрофировано, и всему при этом можно найти объяснение. «Как бегуны воспринимают действительность после 50 километров? Если думаете, что так же, как мы, вы ошибаетесь, — комментирует Евгений Иванов фотографию с Александром Легковым, которой сам доволен больше прочих. — Они же так всё примерно и видят. Там такие, на самом деле, происходят пертурбации в мозгу». Особенно эффектно выглядят совсем уж хулиганские картинки, на которых Виктор Ан словно приветствует Ким Чен Ына, великий аятолла обсуждает с норвежскими лыжницами ядерную программу Ирана, а между глаз олимпийского Мишки просвечивает Путин. «Нет, ну это-то всё совсем понятно. Человек смотрит, листает каналы, у него в голове накладывается всё это друг на друга...»
«Снимать всё это каждый день, обрабатывать и сразу выкладывать в фейсбук — это достаточно экстремальный вид искусства. Очень спортивный, на самом деле. Если бы я всё смотрел от начала до конца — ну, просто нереально, я бы просто умер у этого фотоаппарата, — говорит Евгений Иванов. — И здесь нет концептуальной, жестко выстроенной структуры, под которую всё бы подгонялось. Безусловно, принципиально важно, чтобы с формальной точки зрения это эстетически смотрелось. Как мелодия — можно что-то сочинить, но никакой радости для уха не доставляет, не торкает. В первую очередь, конечно, картинка должна быть выразительной сама по себе, а что в ней будет — ирония, грусть или пафос какой-то, — по большому счёту, неважно. Мне всё это немножко напоминало, я же много работаю с музыкантами, джазовые импровизации. И мне всегда хочется импровизировать под настроение, не загонять себя в рамки канона или концепции. Иногда даже нравится не сама фотография, а то, как пришло решение, и как неожиданно через эту картинку возник какой-то новый смысл».
Противники российского современного искусства последнее время соревнуются в умении находить в произведениях художников «какой-то новый смысл», оскорбляться и бежать с ним с прокуратуру. Работы Евгения Иванова сразу напоминают о другой «олимпийской» выставке — «Welcome to Sochi» красноярца Василия Слонова, из-за которой в прошлом году пермские чиновники громко уволили Марата Гельмана. Иванов уверен: ради этого увольнения надуманный скандал и затевался. Те же олимпийские кольца из колючей проволоки висели в центре той же Перми на выставке «Культурного альянса» в 2011 году, «и никто на них ничего не сказал тогда, вообще никто не переживал». «Я считаю, что Вася, конечно, большой молодец. У нас просто неправильно сформулировано понимание, что такое искусство. Искусство — это всегда эксперимент, это ниша для проработки художниками многих нюансов — эстетических, философских, психологических. Надо понимать, что Слонов имеет право высказываться таким образом. Он и высказался. Есть социальное явление. Если мы о нем не будем говорить, в том числе и художественными средствами, мы никогда не сможем его изжить. Вот были бурлаки на Волге — мы же понимаем, это абсолютная социальная катастрофа, что люди так жили. И „Бурлаки на Волге“ Репиным сделаны, чтобы сконцентрировать на ней внимание».
А могут ли кого-то оскорбить ивановские работы? «Наверное, кого-то могут. Изначально я же на это не настраивался. На самом деле, мне кажется, что я всё делал с любовью, и не знаю, честно говоря, как найти в них какой-то криминал». Легко предсказать возмущения и с другого фронта: как же так, почему автор не отразил в своих картинках с Олимпиады, какой это «распил» бюджетных средств во славу «кровавого режима». «Ну, я привык оперировать только тем, что фактически знаю и что пережил, — говорит Евгений Иванов. — А вот, например, о том, что это „кровавый распил“, я не знаю. Документы в интернете? Я их не читал. Меня это, по большому счёту, и не интересует, у меня очень плохо с такими вопросами. Но, вообще, я думаю, что большие проекты всегда даются с определенными издержками и жертвами. Когда пирамиду Хеопса строили, там тоже куча рабов погибла».
Все олимпийские фотографии Евгения Иванова пока можно посмотреть в фейсбуке, но от идеи большой выставки он не отказывается. «Это выставочный проект, при правильной постановке вопроса это всё можно показать. Нужно находить место, бюджет, выстраивать общую концепцию, всё это приводить в порядок, но я, честно говоря, так устал за эти две недели, так рад, что всё это закончилось, что пока не хочу этим заниматься». Снимать так же сочинскую Паралимпиаду он не будет. «Дело в том, что ирония, как бы то ни было, в этой выставке всё равно присутствует, а Паралимпийские игры — для меня это, в общем, некое табу. Потому что люди, которые ими занимаются, это вообще отдельная категория... Знаешь, у меня есть внутреннее понимание, за что можно браться, а за что нельзя. За что Бог скажет тебе „спасибо“, а за что точно не скажет. А там уже как бы не до шуток».

Кирилл Логинов, фотографии Евгения Иванова


Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования