«Некоторые думают, если все священники будут ходить в рубище, Новосибирск начнет процветать»
© Ярослав Власов Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон
«Некоторые думают, если все священники будут ходить в рубище, Новосибирск начнет процветать»
15 Авг 2013, 08:08 «Если священник стремится к роскоши, то он мыслит как светский человек, и желтые СМИ должны не критиковать, а приветствовать его и одобрять как своего человека». Тайга.инфо перепечатывает фрагменты большого интервью митрополита Новосибирского и Бердского сайту «Православие и мир». Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников.

Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы.

<...>Сейчас в нашей митрополии 164 прихода. А до революции на этой территории было около 300 приходов. Новосибирская епархия — молодая, она была образована в 1924 году, часть приходов тогда взяли от Томской, от Омской, часть — из Барнаульской епархии. Новосибирск вырос во время войны за счет военных заводов, сюда привозили в эвакуацию предприятия и людей. С течением времени город разросся, а в области население уменьшилось.

В Новосибирской епархии сейчас — около 60 приходов, но не все они имеют храмы, люди молятся во временных помещениях, молитвенных домах. Церковная жизнь — не только в храмах.

<...>Работаем мы в особых условиях. Демократия — это свобода не только для Церкви. Мы видим и пропаганду потребительского образа жизни. Человек стал объектом коммерции, а бизнес имеет к людям свой интерес, нам ведь не только хлеб и молоко предлагают купить.

Я спрашиваю у чиновников — где у нас в регионе можно купить книгу по духовно-нравственному воспитанию? Только в храмах. В Новосибирске на центральной улице вообще нет ни одного книжного магазина!

Я всегда удивляюсь, когда у нас говорят о дефектах воспитания, адресуют эти претензии Церкви, которая ни средств массовой информации не имеет, ни финансовых возможностей для борьбы с пороком. Официальные организации почему-то всегда молчат в таких случаях. Если молодежь умирает от наркотиков, полиция за помощью обращается к Церкви. А Министерство культуры, Министерство образования и Минздрав — ни при чем.

Сейчас любят говорить о духовности и нравственности. Я спрашиваю у чиновников — где у нас в регионе можно купить книгу по духовно-нравственному воспитанию? Только в храмах. В Новосибирске на центральной улице вообще нет ни одного книжного магазина! Представьте, 1 сентября. Первый урок, в школах, задает тон на весь год. В этом году тема была — «Сколько дней до Олимпиады в Сочи». А ведь можно было провести урок Российской истории! Когда спрашивают с Церкви, это, по меньшей мере, смешно. Да, мы стараемся делать что-то, но таких возможностей, как у государства, у Церкви нет. Если мы с государством будем действовать врозь, то духовных инвалидов будет больше, чем нормальных людей.

<...>Позиция местного министерства образования нам непонятна, кажется, что оно ведет какую-то двойную игру. Они говорят: «Предмет „Основы православной культуры“ выбрали 20% учащихся». Мы интересуемся: «В каких школах? Кто ведет?» Для нас это важно. Не отвечают! И на родительские собрания не зовут нас. А ведь согласно письму министерства образования мы должны присутствовать на родительских собраниях при выборе модуля: «Условия свободного выбора модуля — присутствие священников на родительских собраниях».

Если родители спросят, что из себя представляет модуль «Основы православной культуры», должен быть священнослужитель, чтобы всё им объяснить. Но в школах даже не пытаются узнать о предмете, заочно отвергают: «У нас светская школа, и у нас будет „Светская этика“». Я сам видел протоколы родительских собраний: «Наш район выбрал „Светскую этику“. Наша школа выбрала „Светскую этику“». То есть, никакого свободного, сознательного выбора модуля родителями (законными представителями) и школьниками — нет.

Мы поставили эти вопросы в городе перед управлением образования и мэрией. Из 200 школ нас, в 2012 году, пригласили на родительские собрания только в 46. А когда начинали вводить этот курс, не приглашали вообще! Ввели «Светскую этику», почти в 100% школ. А когда мы начали участвовать в процессе выбора, ОПК выбрали 20% школ.

Идеологические работники советских времен никуда не делись. У них была установка, что религия — идеологический враг, она и осталась.

Идеологические работники советских времен, никуда не делись, и в системе образования они есть. У них была установка, что религия — идеологический враг, она и осталась. Слово «светская» они понимают как «советская». Слышать не хотят о духовной культуре. Даже в элитных школах в кабинетах директоров до сих пор висит портрет Ленина. Новосибирск — это «красный пояс», у нас и на последних выборах в городе Новосибирске победили коммунисты.

<...>Люди, которые ходили в храм в советские времена, были воспитаны своими бабушками, и были более церковными людьми. Когда массово открылись храмы, потребовалось много священников, а времени на их подготовку не было. Брали тех, кто был, они проходили краткие курсы, и их рукополагали. Как на войне — сразу в бой. Разве можно за полгода подготовить батюшку? Да и жизненный опыт должен быть, и пастырский, и возраст. Пришел большой процент малоподготовленных людей, которые совершают требы, но как духовные руководители не имеют опыта.

Не у каждого молодого священника был духовный руководитель, а пример тут необходим. Даже я застал еще старцев, прошедших через тюрьмы, лагеря ГУЛАГа, которые прошли подвиг мученичества, исповедничества. Сейчас очень не хватает таких духовных руководителей.

<...>Когда я только приехал в 90-е годы, приходило много мирян. Человек по 30 ждали приема. Тогда началось массовое открытие приходов и приезжали бабушки, чтобы узнать, как оформить приход. И я старался всех принимать. Заранее даже не записывались. Были очень трогательные, я бы сказал, братские отношения с прихожанами. Помню, бабушка одна пришла: «Картошка не нужна? Есть картошка? Не принести ли?». А еще раньше, когда машин почти ни у кого не было, и по епархии ездили только поездом, была традиция встречать и провожать архиерея на вокзале.

Сейчас, в основном, приходят священники. Но, конечно, заранее должны позвонить и записаться, чтобы я себе в календаре пометил, в какое время приму. Но священник из провинции может в любое время прийти, приму, может быть, ему придется подождать в приемной, но приму его обязательно.

<...>Стараюсь сделать так, чтобы жизнь и работа были одним целым. Если это как-то делить, суета получится. Святые отцы священническую деятельность называли не работой, а послушанием.

<...>Сибиряки — народ патриотичный. Когда в 90-е появилось множество сект, во всех вузах висели приглашения на сектантские лекции. И вы знаете, не стали ходить студенты на лекции к сектантам — чужое!

Сибиряки — народ патриотичный. Когда в 90-е появилось множество сект, во всех вузах висели приглашения на сектантские лекции. И вы знаете, не стали ходить студенты на лекции к сектантам — чужое!

С вузами мы сотрудничаем. На день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия всегда проводим мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Во многих вузах есть богословские кружки, есть и в Новосибирском университете. Самый большой епархиальный отдел — отдел образования и просвещения. 12 человек, они и со школами работают и другими светскими образовательными учреждениями.

<...>Машина у меня хорошая, но она не личный транспорт, а — церковный. Народ нам доверяет, мы — не бюджетная организация, у государства ничего не берем. Люди нам приносят эти деньги, чтобы поддержать церковную жизнь. Когда я приехал в Новосибирск, Епархиальное управление находилось в частном домике без фундамента, на окраине города.

А если о роскоши говорить... Помню, один из наших диаконов сказал: «Архиереям дарят очень дорогие букеты цветов». Да, у архиереев много чего есть, а в храме — иконостас золоченый. Конечно, можно и из фанеры сделать иконостас и служить. Но люди хотят, чтобы это было на соответствующем уровне. Почему мы должны только рестораны красивые делать? На украшение церкви люди дают деньги. Если бы нам давало государство те деньги, если бы деньги которые должны пойти на учителей, на украшение храма ушли, тогда понятны были бы эти вопросы. Если есть возможность, то мы украшаем храмы, поскольку это символ Небесного Царства.

Поэтому, я думаю, что завидовать нечему. Есть возможность — епархия покупает автомобиль. А когда возможности не было, жили просто. Почитайте, как Патриарх Алексий I жил в Ленинграде во время Великой Отечественной войны — ездил на трамвае по храмам, ночевал на хорах в кафедральном соборе, питался, как и все, 100 граммов хлеба по карточке.

Мы опекаем детей-сирот, помогаем больным и ветеранам. У нас есть подсобное хозяйство в Шилово. Стали возрождать это село. С чего начинать? Конечно, с храма, раз пришла Церковь. Построили храм. Есть у них в селе памятник погибшим селянам, там много имен. Штукатурка отлетела, краска поблекла. Отремонтировали памятник, дорожку к нему заасфальтировали. Люди приносят деньги, а мы их перераспределяем! У наших сотрудников зарплаты копеечные, основные средства направляем на социальную работу и строительство храмов.

В нашем регионе очень много бизнесменов, которые имеют миллионы и миллиарды, но никого это не интересует.  Многие жили бы лучше, если бы на пороки деньги не тратили. Ведь многие из-за этого бедствуют.

Некоторые думают, если все священники будут ходить в рубище, Новосибирск начнет процветать. В нашем регионе очень много бизнесменов, которые имеют миллионы и миллиарды, но никого это не интересует. Если священник стремится к личному богатству и роскоши, то он мыслит как светский человек и желтые СМИ должны не критиковать, а приветствовать его и одобрять как своего человека.

Многие жили бы лучше, если бы не пили, не курили и на пороки деньги не тратили. Ведь многие из-за этого бедствуют. В деревнях даже лук не сажают под окнами, идут за ним в магазин. Три коровы на тысячу дворов. Перестройка началась, они все развалили, растащили — свои же фермы, технику, и сидят теперь — бедные. И завидуют. А мы, «богатые», пришли, что-то ремонтируем, строим. Открыли в селе школу детского творчества, для молодежи — досуговый центр. А местные говорят: «Вот видите, сколько у церкви денег!» Собрание в школе было, я спрашиваю у тех кто не посещает храм: «Бабушки, а вы сколько денег принесли в церковь?» Все молчат. Если ничего не приносите, зачем считать?

Полный текст интервью митрополита Тихона на сайте «Православие и мир».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram:
только самые важные новости, мнения и интриги

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования