Марина Панова: «Мне кажется, в правительстве все должности должны быть расстрельными»

© Фото из личного архива. Марина Панова
Марина Панова: «Мне кажется, в правительстве все должности должны быть расстрельными»
04 Апр 2012, 00:12

В начале весны новосибирский губернатор Василий Юрченко сделал начальником регионального департамента массовых коммуникаций своего советника Марину Панову. Тайга.инфо встретилась с новым членом областного правительства и поговорила о голландских продюсерах, московских префектах, государственных СМИ, независимых союзниках, проблемах журналистов телеканала ОТС и огромном будущем губернатора Юрченко.

В начале весны новосибирский губернатор Василий Юрченко сделал начальником регионального департамента массовых коммуникаций своего советника Марину Панову. Это назначение стало традиционно неожиданным, тем более что москвичка Панова в Новосибирской области была мало кому известна. Тайга.инфо встретилась с новым членом областного правительства и поговорила о голландских продюсерах, московских префектах, государственных СМИ, независимых союзниках, проблемах журналистов телеканала ОТС и огромном будущем губернатора Юрченко.

Мы начинали одновременно с Еленой Малышевой, и наши программы шли «нос к носу»



Тайга.инфо: Ваше предыдущее место работы перед правительством Новосибирской области — Телевидение Центрального округа Москвы. Расскажите, как вы вообще там оказались, и что это за телевидение?

— Я с телевидением связана очень давно, начинала в Останкино. Сразу скажу, что я не коренная москвичка. В столицу приехала 20 лет назад из Нижнего Новгорода, и, поверьте, по собственной воле не собиралась менять место жительства. Но есть какие-то вещи, которые случаются помимо нашего желания. Мужу по служебным обязанностям пришлось переехать в Москву, а мне и маленькой дочке — вместе с ним, чтобы не разрушить семью. В Нижнем Новгороде у нас всё складывалось прекрасно. Я училась на филологическом факультете, чуть ли не с первого курса работала, была директором студенческого клуба, играла в студенческом театре, публиковалась в молодежных газетах, пробовала силы на телевидении.

Переехала в Москву — всё пришлось начинать сначала. И до сих пор мне никто не верит, что я, такая умная и хорошая, придя на телевидение, в Останкино, сказала: «Ребята, давайте я попробую здесь работать». Меня приняли менеджером по рекламе, и три месяца я работала бесплатно. Только для того, чтобы задержаться в телецентре и доказать, что я чего-то стою.

Тайга.инфо: Получается, вы были одним из первых менеджеров по рекламе на российском телевидении?

Я пришла в телекомпанию ведущей, а ушла генеральным продюсером, пройдя, пожалуй, все телевизионные специальности

— Да, потому что именно тогда начинали развиваться огромные компании, благодаря которым телевидение научилось зарабатывать миллионы на рекламе. Но я, начав работать менеджером по рекламе, быстро стала ведущей. Помог случай. Коллектив, где я имела честь бесплатно трудиться, разделился в результате внутренних противоречий на два. Одна половина продолжила работать над существующей программой, а другая решила делать новую. Ведущую всё никак не могли найти, эфир приближался. И совершенно случайно меня спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». «Конечно! — ответила я. — Давайте!». Я пришла в телекомпанию ведущей, а ушла генеральным продюсером, пройдя за несколько лет, пожалуй, все телевизионные специальности, которые только можно. Ну, за исключением оператора.

Тайга.инфо: Какие программы вы вели?

— Их сейчас, конечно, уже никто не помнит. Первая программа называлась «Фемина». Это была, наверное, первая еженедельная «женская» программа. Делали мы её почти год, выходила она тогда на канале «2×2», но эфир был не только московский — на всю страну. Телекомпания «АРС НОВА», в которой я работала, была частной, мы создавали интересный коммерческий контент и размещали его на разных каналах. На Первом я не работала, на втором («Россия-1», — прим. Тайги. инфо) тоже, там в те годы, в основном были новости и общественно-политические программы. А я больше тяготела к тематическим, «за жизнь», мне это больше было интересно.

Мы, кстати, начинали делать программы одновременно с Еленой Малышевой, которая сейчас на Первом канале сами знаете, какое шоу ведёт («Жить здорово!», — прим. Тайги.инфо), и наши программы шли «нос к носу» по рейтингам. Какую-то неделю она была первой, какую-то неделю была я. Потом в жизни происходили перемены, я уходила с телевидения, возвращалась на него. Даже участвовала в кастинге ведущих проекта «Слабое звено». Был ещё очень интересный проект, который назывался «Весь мир — театр», это было ток-шоу со звёздами кино. Он выходил на каком-то московском канале, эфирном, кажется, «М1». Я там была и ведущей, и автором, и продюсером.

В конце концов, уже работая генеральным продюсером телекомпании, я посмотрела на себя в зеркало и поняла, что выкуриваю две с половиной пачки сигарет в день, вешу какое-то безумно малое количество килограммов, то есть похожа бог знает на что. Я просто поняла, что или останусь в Останкино, в буквальном смысле слова, или всё-таки посвящу себя семье — мужу и дочери.

Маленькая дочь со слезами на глазах говорила: «Мама, я не хочу видеть тебя по телевизору, хочу видеть тебя дома»

График работы безумный, он, конечно, не оставлял времени ни на что, кроме телевидения. Дома меня встречала маленькая дочь и со слезами на глазах говорила: «Мама, я не хочу видеть тебя по телевизору, хочу видеть тебя дома». Момент максимального напряжения совпал с закрытием «2×2», появилась возможность уйти, не начиная новые проекты. Я решила, что всё, ухожу, не буду работать или попытаюсь делать что-то в своё удовольствие. Параллельно с работой на телевидении я участвовала в разных медийных проектах. И как раз в тот момент — это 98-ой год, может быть, — мне предложили участвовать в международном проекте.

Проект был очень интересный, назывался он Female Factory, что можно перевести как «Женская фабрика» — опять, видите, женская тема. Он принадлежал голландскому королевскому театру «Карре». Суть была в том, что художественный руководитель Хьюберт Атьяк приглашал в шоу по одной поющей звезде из каждой страны и всех их объединял в один музыкальный спектакль, где звучали национальные песни. Участвовали певицы из восьми стран, репетировали в Амстердаме, и мне предложили войти в продюсерскую группу от российской стороны.

Задача была — найти певицу с мощным голосом, способную петь без фонограммы. Остановились на кандидатурах Марины Хлебниковой и Ирины Отиевой. Хлебникова ждала ребёнка, поэтому отказалась.

Тайга.инфо: И вспомнили про Ирину Отиеву.

— Да, вспомнили про Ирину Отиеву, потому что нужна была очень хорошая вокалистка. А Ира — ну что говорить, это сейчас она как-то сошла со сцены, а тогда была достаточно заметна. И вот я с головой ушла в этот голландский проект. Отыграли премьеру в Амстердаме, в Москве было три спектакля в музыкальном театре Станиславского. Безумно интересная была работа! Денег немного, но удовольствие от общения и сама возможность поучиться тому, как работают профессионалы за границей, — это, конечно, бесценный опыт.

Возвращаюсь я в Москву, и предлагает [мне] директор Телевидения Западного округа сделать цикл программ, посвященных этому шоу. Почему Телевидение Западного округа? Потому что тогда, в 2000 году, это была одна из лучших студий столицы с 10-летним опытом работы и 24-часовым ежедневным эфиром. Начали делать программы, почувствовали себя единомышленниками с гендиректором, и я предлагаю ему: «А давай я к тебе приду, поработаю». Телевидение — это диагноз! Хочется что-то делать, для общей пользы и в своё удовольствие. Но «в своё удовольствие» было, наверное, месяца три. Потому что дальше это вновь была работа с утра и до ночи. Видимо, я по-другому работать не могу.

Один из принципов, который я в жизни исповедую, заключается в следующем: у человека, работа которого, так или иначе, касается творчества, нет прошлых заслуг. Ты приходишь в новый проект, и ты должен «с нуля» доказать, что ты не дурак, что ты понимаешь в этом толк. Что знаешь, как надо монтировать, как нужно поставить свет, куда прикрепить микрофон. Постоянный тренинг по жизни. Внутреннее ощущение, что ты работаешь честно, должно присутствовать. У меня, по крайней мере, так и было.

«В своё удовольствие» было месяца три. Дальше это вновь была работа с утра и до ночи. Видимо, я по-другому работать
не могу

Но это было уже какое-то другое телевидение. Потому что я, переступив порог Телевидения Западного округа, с удивлением обнаружила, что, оказывается, в Москве есть какие-то управы районов, префектуры. Ну, наверное, нормальный человек вообще не должен знать, как система исполнительной власти работает. И это была серьёзная ломка. Потому что нужно было писать письма чиновникам, разговаривать в студии с людьми, которые были, например, депутатами Государственной Думы или Московской городской думы. Нужно было не ударить в грязь лицом, показать, что ты понимаешь, о чём спрашиваешь.

Ты сделал одно большое шоу, и тебе всё равно, где его делать — отличаться будет только сметой на производство



Тайга.инфо: Важно ещё понимать, для кого говорить, для них или для зрителей.

— Вы знаете, у окружного телевидения в Москве очень интересная аудитория. Это новости моего двора, подъезда. Немножко «хоум-видео». Это такой жанр, в который мы чуть-чуть играли. Телевизионная профессия — это особая профессия. Люди в ней часто «ходят по кругу». Объясню, почему я так думаю. Если ты, что называется, прижился на ТВ, то довольно быстро достигаешь потолка. Вот ты сделал одно большое шоу, и тебе всё равно, где его делать — на первом, на втором, — отличаться будет только сметой на производство. То есть разве что декорациями. Эфиром и гостями — нет, не будет. В Москве даже окружные студии достаточно популярны. Туда и звёзды приходили, и с кем я только не беседовала в студии. У нас было больше 10 часов оригинального эфира ежедневно, 13 выпусков новостей в день. Это очень серьёзные вещи, очень хорошая школа.

Там я проработала лет пять, а потом решила заняться кино. В какой-то момент начала делать программу о кинематографе. «Мосфильм» как раз расположен в Западном округе. Я пришла к [генеральному директору киноконцерна «Мосфильм»] Карену Георгиевичу Шахназарову и сказала: «Давайте делать с вами программу, назовём её „Наш Мосфильм“!». Он посмотрел на меня, на мои горящие глаза, и сказал: «Марин, знаешь, вот ты сделай несколько программ, потом приди ко мне и покажи. И если эти программы будут достойны того, чтобы я им дал такое название, тогда, так и быть, я тебе разрешу. Но помогать не буду». Мы сделали эти программы, пришли...

Тайга.инфо: Программы про «Мосфильм»?

— Да, исключительно про «Мосфильм». Это вообще одна из моих любимых программ. Просуществовала год. Телеканал «Столица» купил у нас эти программы для показа в предновогодние дни. Когда я увидела рейтинг, у нас была просто эйфория, потому что по рейтингу программы перебили даже новости. Ну действительно, там столько любви к кинематографу было вложено, там и графика была, и монтаж был совершенно бешеный. Подобралась команда. Мне в жизни везёт, вокруг меня группируются единомышленники, «ненормальные» с такими же горящими глазами, которые хотят что-то сделать, что-то изменить.

Мне в жизни везёт, вокруг меня группируются единомышленники, «ненормальные» с такими же горящими глазами, которые хотят что-то изменить

Естественно, пока я этот проект возглавляла, познакомилась с кинематографистами. Один из них мне сказал: «А давай, Марина Вячеславовна, ты попробуешь снимать кино». И был небольшой эпизод в моей трудовой биографии, когда я работала в кинокомпании RFG. Сейчас эта аббревиатура расшифровывается как Russian Film Group. Один из первых фильмов, который они сделали, назывался «Мужской сезон. Бархатная революция», и мне доверили сделать промо-кампанию в России и США. У нас была премьера в Лос-Анджелесе, мы приглашали звёзд, показывали им фильм. Это было очень интересно. Я поняла, что в Америке воруют так же совершенно, как и в России.

И ещё один большой проект, который мы тогда затеяли, называется «Вий». Это проект, на котором я работала как исполнительный продюсер, съёмки проходили в Чехии, работали на этой картине специалисты, которые сделали «Ван Хельсинга», например. Исполнительный продюсер на киношной площадке — это, конечно, совсем другое дело. Это свет, это переработки, это все службы, в этом фильме совершенно уникальный грим. Фильм снимался в 3D, причём спецэффекты делают не российские ребята. Там, например, Панночка летает в гробу, гроб будет долетать до десятого ряда в зале кинотеатра. Фильм уже полностью снят, и я надеюсь, что на премьере в 2013 году я же увижу свою фамилию в титрах... Смотрите, я вам уже час рассказываю.

Тайга.инфо: Ничего страшного, всем же интересно узнать о вашем прошлом.

— Ну вот, закончился съемочный период, вернулась в Москву. Поступило предложение встретиться с президентом группы «ИМА» Андреем Гнатюком. Это 2005 год. Надо сказать, что группа «ИМА» довольно известна в Москве, в том числе по работе на президентских выборах. Делает много международных проектов, премию «Глобальная энергия»... Андрей мне предложил поработать в Центральном округе, где надо было создать телекомпанию. Мы долго беседовали, я отвечала, что всё уже знаю про окружное телевидение. То, что я сделаю, не сомневаюсь, но мне уже неинтересно. Но надо отдать должное Гнатюку, его способностям политтехнолога, заинтересовать он умеет. Андрей сказал: «Слушай, ну ты же с нуля никогда не делала компанию?». Я говорю: «С нуля — нет». А у префекта Центрального округа Сергея Байдакова была задача сделать лучшее окружное телевидение в Москве. Он человек очень амбициозный, в хорошем смысле этого слова, со спортивным характером, работает на результат. Конечно, меня это заинтересовало. И я согласилась.

Тайга.инфо: А вы тоже спортсмен?

У ГТРК — сетка, которую диктует Москва, а у ОТС — 24 часа эфира, делай, что хочешь. Не всегда, конечно, на пользу это идёт

— Я спортсмен, по духу, но я командный игрок. Люблю работать с сильными людьми. Потому что в этом случае результат будет. Интересно вкладывать. Тогда было непросто стартовать. Начинали с листа бумаги: с аппаратуры, со строительства студии, с поиска 120 человек сотрудников. Работа была адовая. Мы должны были запуститься 1 января 2007 года, но в сентябре мне звонят и говорят: знаете, вы должны выйти в эфир в ноябре, на полтора месяца раньше. Я строю студию, у меня идёт аппаратура из-за границы, потому что в Москве готовые студии на складе не лежат. Вот я сейчас вам рассказываю, и у меня мурашки бегут по коже. Мы трое суток ночевали в студии, но мы вышли в эфир. И это событие для меня очень дорогое. Потому что мы вышли в эфир 16 ноября, а 17 ноября мне исполнилось 40 лет. И я сказала, что сделала себе такой подарок на день рождения, какой уже никто никогда не сделает.

Ну и всё, проект начал жить, телевидение ЦАО стало лучшим среди округов. У нас были и ток-шоу, и телемосты, и чего только не было. Мне кажется, что когда у тебя локальная компания, у тебя больше возможностей. Это вот разница между ОТС и ГТРК. У ГТРК — сетка, которую диктует Москва, а у ОТС — 24 часа эфира, делай, что хочешь. Ну не всегда, конечно, на пользу это идёт...

С Юрченко надо быстро думать, эффективно решать, не надо заходить к нему в кабинет на полчаса



Тайга.инфо: Вот давайте уже ближе к Новосибирску. Скажите, как вы аудиторию Центрального округа Москвы променяли на нас?

— Вы знаете, прежде чем принять предложение Василия Алексеевича...

Тайга.инфо: Подождите, а мы ничего не пропустили? Вам сразу поступило предложение от губернатора? Не от агентства «Пропаганда»? Не от «ИМА»?

— «ИМА» здесь вообще не при чём. Там мой уход, наверное, до сих пор недобрым словом поминают.

Тайга.инфо: То есть забрал Юрченко вас у них? Как вы вообще попали на выборы в Новосибирске?

— Да, забрал. Но я сюда приехала не на выборы. Это совпало с задачами, которые и раньше стояли перед областью, выборы их просто актуализировали. Я была знакома с Андреем Степановым, гендиректором «Пропаганды», потому что мы вместе работали на двух международных фестивалях спортивного кино в рамках президентского форума «Россия — спортивная держава». Он знал меня по работе на ТВ. Поэтому, когда встала задача проанализировать медиа-рынок Новосибирска, определить возможные направления развития средств массовой информации, пригласили стороннего специалиста, то есть меня. Это обычная практика. Руководитель, когда вступает в должность, я имею в виду пост губернатора, должен во всём разобраться. Я предполагаю, что Василий Алексеевич, как человек рационального склада ума, прежде всего, обратил внимание на экономику, на какие-то вещи, связанные с инновациями, модернизацией промышленности. И чуть, может быть, на втором плане была гуманитарная часть.

Конечно, понадобился человек, который дал бы взгляд со стороны. У меня опыт подобной работы был. Так что в Новосибирск я приехала не на выборы, а в статусе советника губернатора по информационной политике. Но поскольку информационная политика в августе прошлого года была неотъемлемо связана с теми же праймериз, естественно, тематика работы соприкасалась. Но я даже территориально никогда не находилась вместе с «Пропагандой». Передо мной стояли совсем другие задачи. Я работала с [областной] администрацией, потому что моя сфера деятельности здесь. У меня есть опыт ведения избирательных кампаний, но мне это неинтересно. Поэтому вопрос «Как вы оцениваете выборы?» — не ко мне.

Тайга.инфо: Но нам тоже интересна не ваша оценка выборов, а то, как, на ваш взгляд, менялась информационная политика правительства и губернатора, менялось его поведение во время двух избирательных кампаний. Так или иначе, вы это направление курировали.

Он, конечно, очень харизматичный человек, я считаю, что у Василия Алексеевича огромное будущее. Честно вам говорю

— Вы уже по моему эмоциональному рассказу поняли, что для меня драйв в работе и интересные люди, которые вместе со мной делают какое-то интересное дело или я с ними делаю, это на 99% определяющий фактор. Поэтому естественно, когда мы познакомились с Василием Юрченко, я почувствовала заинтересованность. Он, конечно, очень харизматичный человек, я считаю, что у Василия Алексеевича огромное будущее. Честно вам говорю. И он, естественно, умеет увлечь, зажечь, с ним хочется работать.

Тайга.инфо: Ну вас он «зажёг» точно.

— Да. Я же говорю, мне везёт, я «попадаю» на сильных людей. Мы немножко разные с ним, он всё же больше рационально-мыслящий человек. С ним надо быстро думать, эффективно решать, не надо заходить к нему в кабинет на полчаса, достаточно и пяти минут.

Тайга.инфо: В Новосибирске привыкли наоборот. То, что можно обсудить за пять минут, обсуждают час.

— А вы знаете, что у Маргарет Тэтчер утренние доклады проходили стоя? Я вот думаю, может, в департаменте массовых коммуникаций такую традицию ввести, потому что меня как-то иногда напрягают утренние доклады. Я считаю, что пяти минут достаточно. Юрченко собирает людей, даёт им работать и не контролирует каждый шаг. Если уж ты получил вотум доверия — делай. Надо тебе посоветоваться — приходи, никогда не откажет. Но стимулирует к тому, чтобы люди работали, а не бегали каждый день и спрашивали: «А так можно? А так нельзя?». И мы с ним в этом как-то совпали.

Что касается Телевидения Центрального округа, я уже начинала понимать, что всё сделала, мне уже неинтересно. В Москве уже начинались какие-то перестроечные моменты, никто не знал, что будет, как работать. А я так не могу. Если перспективы нет, мне неинтересно. Я, конечно, делаю всё, но глаза у меня гаснут. Но меня, знаете, что порадовало? Вот я с августа месяца здесь работаю, на Телевидении Центрального округа бываю крайне редко. Но в коллективе всё как было отлажено, так и осталось. Считаю, что это хорошая проверка эффективности руководителя. Я не себя хвалю, а просто свой принцип декларирую. У нас ведь очень часто как бывает: руководитель уходит, и всё. Всё пропало, перестало работать. А они молодцы. Справились.

Тайга.инфо: А не хочется сейчас вмешаться, дать какие-то указания?

— Нет, поскольку я эмоционально очень затрачиваюсь на то, что делаю, я двумя делами сразу заниматься не могу. Я когда с ребятами прощалась, совершенно честно сказала: всё что я могла сделать, я сделала. Вы все молодцы, и теперь можете всё это делать без меня. Лучшая мне награда.

Шесть раз подряд — это ни ОТС, ни губернатору не нужно



Тайга.инфо: Ваша работа в Новосибирской области с августа прошлого года до назначения госслужащей — как вы сама ее сейчас оцениваете?

— Моей задачей было систематизировать всё то, что существует. Я имею в виду не средства массовой информации, а их принципы работы: губернатор должен появляться в федеральных СМИ, в городских, районных. И это должно осуществляться определенным образом, эффективно. Сказать, как где-то написали, что я была «имиджмейкером губернатора», — да нет, конечно.

Тайга.инфо: Ну как «где-то». Мы же и назвали.

— У вас было, да? Да нет, братцы, я этим никогда не занималась, это вообще отдельная профессия.

Тайга.инфо: Подождите, разве определять, в каких СМИ появится губернатор, а в каких нет — это не формирование имиджа?

— Нет, это часть формирования имиджа, но, понимаете, у нас слово «имидж» понимают буквально — что на тебе одето, как ты разговариваешь и какой у тебя галстук. Слушайте, ну это смешно вообще. Это просто смешно. Вы прекрасно знаете, что люди, которые многого добились в жизни, вообще часто на это не обращают внимания. Или люди искусства. И это тоже часть их имиджа.

Тайга.инфо: Но мы всё-таки понимаем имидж более широко. Видно, что поведение меняется...

Я не могу сказать, что это два разных человека, но впервые вижу, чтобы кто-то настолько эффективно внутри себя производил изменения

— Смотрите, Василий Алексеевич, я же вам говорю, талантливый человек. Ему стоит какую-то перспективу, не то что даже определить, а обозначить, и он очень быстро начинает с этим работать самостоятельно. Это человек, у которого постоянно происходит внутренняя работа. Даже то время, которое я его наблюдаю, с августа по, скажем так, сегодняшний день, — я не могу сказать, что это два разных человека, но я впервые вижу, чтобы кто-то настолько эффективно внутри себя производил изменения. Я просто снимаю шляпу. Василию Алексеевичу не нужны никакие имиджмейкеры, ему никто не нужен. Как только он начинает чем-то заниматься, как только соберёт информацию о том, как двигаться в определенном направлении, он может всё это сделать сам. Поэтому я и говорю вам, что больше касалась в своей работе совсем других моментов. Ну например. Губернатор появляется на телевидении. На ОТС.

Тайга.инфо: Сюрприз. Губернатор на ОТС. Шесть раз подряд.

— Да, шесть раз подряд. Было и такое. Это ни ОТС, ни губернатору не нужно. Сделайте один сюжет о том, как он провел день от начала до конца, и этого достаточно, не надо шесть раз. Или вы, например, приглашаете губернатора в эфир и начинаете задавать очень частные вопросы жителей, когда будут ремонтировать подъезд, где течет вода. Это важно, но это не вопросы первому лицу области! Губернатор должен определять направление развития, у него другой уровень и мышления, и руководства. Вызовите дядю Петю, который за этот двор отвечает, и он вам расскажет, как его нужно убирать. Да, Василий Алексеевич всегда отвечает на частные вопросы. Он держит в памяти огромное количество цифр и показателей. Он абсолютно компетентен. Но в моем представлении вопросы губернатору должны иметь системный характер. По крайней мере, большинство из них.

Тайга.инфо: А направление, в котором двигался и развивался Василий Алексеевич за последний год, вы как его назвали бы?

— Конечно, это политика. Руководитель такого уровня обязан быть политиком.

Тайга.инфо: А до этого, до встречи с вами, он кем был, как вам кажется?

— Слушайте, тогда он уже твёрдо стоял на этом пути, вот и всё. Он прекрасно понимал, что, согласившись на должность губернатора, начинает работать немножко по другим правилам. Это естественно. У каждой должности есть свой, скажем так, образ. Вот я стала руководителем департамента, и я, к сожалению, не могу себе позволить ходить на работу в джинсах, хотя мне очень нравится. Но я понимаю, что это неправильно.

Совершенно чётко знаю, что надо делать с радио «Слово» и что надо делать с каналом ОТС



Тайга.инфо: Расскажите про назначение. Когда губернатор предложил возглавить департамент, вы долго думали?

Вот я стала руководителем департамента, и не могу себе позволить ходить на работу в джинсах, хотя мне очень нравится

— Понимаете, я за предыдущие полгода, работая советником по информационной политике, настолько тесно общалась со СМИ (ну, может быть, не дошла до каждого, с вами вот не познакомилась заранее, но я знаю достаточно хорошо Лену Шкарубо, я была у [Светланы] Войтович, ну про ОТС я не говорю, это понятно, правительственный канал, я там знаю всех), что, по сути дела, назначение произошло как-то очень естественно. Как мне кажется, и для Василия Алексеевича тоже. Когда он мне предложил эту должность, я, честно говоря, долго не сомневалась. Во-первых, уже достаточно много вложено сил. Во-вторых, я уже поняла перспективы, куда развиваться, и мне стало интересно.

Тайга.инфо: Но это же всё-таки не директор телекомпании, а целый член регионального правительства.

— Вот честно, ребята, я одну телекомпанию создала уже, и больше не нужно. Я знаю уже, что я ее создам. Я фильм сняла, я знаю, что еще сниму, если нужно будет. А вот в таком плане работать — я еще не работала. Честно говоря, чиновником быть не собиралась никогда. Мне говорили: «Марина Вячеславовна, вы знаете, вам надо в политику, вам надо в Думу». А я всегда отвечала: «Слушайте, мне не надо никуда». Это как когда-то я говорила, что никогда в Москву не перееду, мне и в Нижнем хорошо. Но, в конце концов, поняла, что если я хочу развиваться, хочу идти дальше, то нужно подниматься от уровня телекомпании на какой-то следующий. Сказать, что это архисложно? Нет, это не сложно. Если у тебя есть задатки какие-то, есть мозги, есть опыт общения с чиновниками, если ты чувствуешь и видишь, чем ты можешь помочь вот в этой конкретной ситуации, то тогда нужно это делать и не думать больше ни о чем. Просто честно делать всё, что ты можешь сделать на этом поприще.

Тайга.инфо: А у вас не было ощущения, что это расстрельная должность? Просто мы знаем людей, которые могли бы рассматриваться, но они говорили: не-не-не, там эти ОТС, радио «Слово», не хотим, не будем.

— Знаете, я, как мне кажется, совершенно чётко знаю, что надо делать с радио «Слово» и что надо делать с каналом ОТС. Комментировать пока не буду, поживем — увидим. А расстрельная или не расстрельная — если я профессионал, то вы только попробуйте меня расстрелять, я вас сама расстреляю. Единственное, мне сейчас нужно очень быстро улучшить свое знание внутренних процессов департамента, финансовой документации, того, как создаются целевые программы, как эти цифры должны между собой биться-сообщаться. Потому что у меня принцип такой — если я работаю здесь, то я должна знать и то, и это одновременно. Иначе я не руководитель. Я должна чётко совершенно понимать, как у меня люди работают. Вот это — да. А, вообще, что в этой должности расстрельного-то?

Тайга.инфо: Никто не знает, что делать с областными СМИ, Гладченко набил себе шишек, и многие боятся всего этого.

— Я не буду комментировать ничего, что относится к деятельности Гладченко. Я считаю, что это с моей стороны совершенно неуместно. Был сделан такой выбор, значит, Гладченко, наверняка был полезен на этой «расстрельной» должности, не сомневаюсь нисколько. Но комментировать действия коллег — я считаю, что это просто моветон.

В Новосибирске люди здравомыслящие. Если они увидят, что происходят положительные изменения, то стрелять им в меня не захочется

Конечно, я прекрасно понимаю, что руководитель департамента массовых коммуникаций — это человек, который всё время на виду. Это не расстрельная, это публичная должность. А во всех, кто у нас попадает под прицел СМИ, чаще всего летят помидоры, а не цветы. Но я прекрасно знаю, что в Новосибирской области и в Новосибирске большинство людей абсолютно здравомыслящие. Если они увидят, что происходят положительные изменения, то стрелять им в меня не захочется. А если я увижу, что я этого сделать не могу, то я сама, как честный человек, уйду и скажу: «Извините, не могу». Страдать от внутреннего несоответствия должности и цепляться за что-то не буду. Понимаете, для меня член правительства — это не манна небесная, а ответственность. Какие-то материальные блага, которые эта должность сулит, мне не нужны. У меня в Москве, слава тебе, Господи, были собственные компании, и мне не нужно было за деньгами сюда ехать или за материальными благами.

Знаете, я недавно прочитала интервью Дмитрия Месхиева, который возглавил комитет по культуре Санкт-Петербурга, и с удивлением, где-то даже с радостью, обнаружила, что мы с ним говорим сейчас одними словами. Его спросили: «Дмитрий, вот вы продюсер, режиссер, зачем же вы сюда пошли?» Он сказал: «Знаете, мне интересно». Мне тоже — интересно. И я не думаю, расстрельная это должность или не расстрельная. Мне кажется, в правительстве все должности должны быть расстрельными.

Тайга.инфо: Вы сказали, что знаете, что делать с ОТС. Но опять же Гладченко нам год назад тоже говорил, что не надо губернатора по шесть раз показывать в выпуске новостей, и ничего же с тех пор не поменялось.

— Вы понимаете, что мыслите категориями, которые не имеют никакого отношения к профессии? Количество раз — это, конечно, характеристика, но это не суть. Дело в том, что показывать и как показывать. Я, когда познакомилась более-менее с тем, как работает Войтович, и посмотрела, как работает ОТС, сказала отээсникам: «Ребята, знаете, вам надо как-то внутренне организоваться. Вы должны понять, что вы делаете». Очень просто иногда собственное желание не затрачиваться на профессию свалить на то, что «нам так сказали». Вот, нам сказали показывать. Нет, подождите. А вы не могли возразить? У вас у самих есть мнение какое-то? Вы же как-то это видите? Когда внутри, в голове, концепции нет, тогда «то, что сказали» и начинает превалировать.

Тайга.инфо: А почему нет? Почему нет концепции?

— Я не знаю. Я не хочу критиковать.

Тайга.инфо: Да мы тоже.

— Может быть, так исторически сложилось. Может быть, действительно этот диктат — сколько показывать, как, где, — стал уже привычным и настолько въелся в сознание, что отделить себя от него и как-то встряхнуться им тяжело.

Тайга.инфо: То есть вы хотите это мышление переформатировать прежде всего?

— Ну я же не Вольф Мессинг, чтобы мышление переформатировать. Это сделать могут только мама с папой, да и то только первые 10 лет жизни. Подсказывать какие-то вещи в профессиональном плане — да, конечно, я могу. Моя задача — создать, наверное, условия для того, чтобы всё это было переформатировано изнутри. Если я буду приходить на ОТС и говорить [генеральному директору телекомпании Владимиру] Бахареву: «Володя, у тебя с программой „Новости“ проблемы!», он мне будет отвечать: «Марина Вячеславовна, я сделаю, как ты считаешь нужным!». (Беседа состоялась до увольнения Бахарева, — прим. Тайга.инфо.) Вот это — плохо. Это значит, что, как только Марины Вячеславовны не будет, всё будет опять то же самое.

Тайга.инфо: Нет, смотрите, про «переформатировать». Информационная политика ОТС — это когда они начинают вечерние новости накануне митинга пенсионеров с того, что у [Игоря] Лобарева сын наркоман и осужден за это, а наркоточка была на квартире у Лобарева, и это первый сюжет выпуска новостей. Сюжет о приезде [Татьяны] Лазаревой и так далее — это надо переформатировать или это что?

Я сюжет про Лазареву не буду комментировать. Понимаете, вы приходите ко мне и говорите: «Ваша дочь ударила собаку ногой. Вы как считаете, достойно это вашей дочери или нет?» 

— Я уже, по-моему, свою точку зрения на СМИ, которые принадлежат государству, высказывала. Поскольку это бюджетные деньги, это должно быть [сделано] профессионально и качественно. Вы мне сейчас начинаете называть какие-то конкретные вещи и думаете, что я начну сюжет про Лазареву комментировать. Я его не буду комментировать. Все уже всё сказали по этому поводу, достойно это или недостойно. Понимаете, вы приходите ко мне и говорите: «Марина Вячеславовна, а ваша дочь сейчас пошла и ударила собаку ногой. Вы как считаете, достойно это вашей дочери или нет?» Я телекомпанию ОТС воспринимаю, ну, как часть своей корпоративной среды, своей семьи. Я не буду сейчас говорить, что [журналисты] ОТС плохие. Ребята, они хорошие. Они на самом деле хорошие. Им надо просто немножко помочь развиваться.

Тайга.инфо: Да мы не говорим, что они плохие или хорошие. Мы хотим понять, что вы хотите сделать с ОТС. Просто, когда телевидение, которое воспринимается как губернаторское, ведет себя таким образом, это переносится и на губернатора, и на всю информационную политику.

— Я думаю, что [телекомпания] ОТС в состоянии переформатировать саму себя вот в каком плане. Делать программы интересно, делать программы с высоким телевизионным уровнем профессии. Потому что совершенству нет предела. Потому что есть [Владимир] Познер, а есть [главный редактор ОТС Андрей] Белкин. И есть, куда расти. И надо расти. Понимаете, дает результат только системная работа. И мне, может быть, с ОТС будет проще работать, потому что телевидение мне знакомо гораздо лучше, чем другие СМИ.

Не надо никого заставлять. Надо пробудить в людях желание сделать качественный продукт. Если не хватает профессиональной подготовки, значит, нужно помочь и ее дать. Задача стоит очень трудная. Не хочется ничего форматировать внешне, потому что это всё временно. Это как диета: на две недели похудел, потом опять поправился. Наверное, внутри телекомпании должны произойти какие-то вещи. Может быть, должен как-то поменяться состав. Но всё это — не в приказном порядке от меня. Надо дать людям возможность решить какие-то задачи самостоятельно, это тогда будет гораздо более эффективно. Я понятно объясняю?

Тайга.инфо: Ну обтекаемо как-то. Непонятно, как вы людям, которые зависят от областного бюджета, скажете, что не нужно так подробно освещать деятельность губернатора...

Наверное, внутри телекомпании должен как-то поменяться состав. Но всё это — не в приказном порядке от меня

— Да почему они не должны освещать? Конечно, это их задача. Они должны оперативно информировать обо всём, что происходит в правительстве. Только, если подходить к этому трафаретно, то у нас будут правительственные совещания по понедельникам и говорящие головы в кадре. Но есть еще масса в деятельности правительства интересного, нужного и, главное, востребованного. Это вот та проблема, с которой я столкнулась: у нас в области много людей не знают, что делает правительство, а правительство очень много делает для людей. И надо, чтобы эта информация была востребована.

Вас не будут читать, если вы будете только хвалить правительство



Тайга.инфо: То есть «темники» вы не будете составлять для своих СМИ? Нет, вы поймите, мы задаем эти вопросы не потому, что они нам нравятся. Их просто всё равно будут задавать.

— Слушайте, ну для ГТРК мы же не даем тематику передач, которые Войтович должна делать. Но она же всё равно понимает, что есть актуальные задачи, о которых надо говорить.

Тайга.инфо: Да, но ГТРК подчиняется ВГТРК, а ВГТРК губернатору не подчиняется.

— Хорошо, но, понимаете, мы все сидим с вами за одним и тем же столом.

Тайга.инфо: Хорошо, а как вы собираетесь работать с неправительственными СМИ в принципе?

— А как я могу с ними работать?

Тайга.инфо: Сейчас, допустим, есть некая сложившаяся система взаимоотношений, и есть какая-то система грантов, каким-то образом финансово можно на них влиять. Кто-то считает, что надо все бюджетные СМИ закрыть и раздавать гранты, кто-то считает, что нет, не надо так. Кто-то считает, что надо дружить со СМИ, кто-то не обращает внимания на них. Есть много подходов. Вы для себя как видите работу с негосударственными СМИ?

— Нет, я всё же считаю, что какие-то СМИ с участием государства могут быть и должны быть. И информирование о деятельности правительства — это святая обязанность этих СМИ. Потому что, как мы будем работать, если у нас не будет канала, по которому мы это будем передавать? Только на грантах? Грант не может выдаваться на 10 лет, грант — вещь достаточно краткосрочная. Поэтому я вижу целесообразность в существовании государственных СМИ, они, прежде всего, системно информируют о работе правительства.

Как работать с независимыми СМИ? Вещь достаточно индивидуальная. Будут ли гранты? Конечно, будут. Будет ли какой-то социальный заказ? Конечно, будет. Если вы хотите с нами посотрудничать, если видите рациональное зерно в том, что делает правительство, то почему бы вам об этом не рассказать? Мне кажется, что время чернухи проходят. Люди хотят каких-то позитивных изменений. Они хотят и сами их делать. Все эти митинги — от желания позитивных перемен, просто не каждый знает, как их сформулировать или не знает механизма реализации. Так нужно, наверное, рассказывать о механизмах позитивных изменений. Мы же ведь всё равно стали жить лучше. Я-то прекрасно помню девяностые годы, что это было и как это было. Это же страшно.

Тайга.инфо: Но вы нас — «Тайгу», НГС, ГТРК, «Комсомолку», другие СМИ, — вы всех нас как воспринимаете? Как врагов, как оппонентов или как кого?

Я прекрасно понимаю законы жанра: всегда должно быть что-то, что высказывает иной взгляд на действительность

— Я вас воспринимаю, как союзников, а насколько вы можете быть союзниками, зависит от вас. Это вы должны сами определить, в какой мере. Вы же всё равно останетесь оппозиционными СМИ. Вас не будут читать, если вы будете только хвалить правительство. Я прекрасно понимаю законы жанра: всегда должно быть что-то, что высказывает иной взгляд на действительность. Это интересно, к тому же.

Тайга.инфо: Мы не «ругаем» и не «хвалим», мы просто рассказываем о проблемах, если они есть, вот и всё.

— Нет, ребята, конечно. Я с Маяковским согласна: больше поэтов, хороших и разных. Просто тут характер взаимодействий определяется даже не оппозиционностью, а конструктивизмом. Ведь можно критиковать по-разному. Можно говорить, что вообще все плохо.

Тайга.инфо: Ага, встаешь каждое утро и начинаешь кричать, что такой-то чиновник — «нехороший человек».

— Да, а можно сказать: «Ребята, вот вы здесь не правы, давайте встретимся и поговорим, как нам прийти к консенсусу». Государственные СМИ отличаются от всех остальных только тем, что у них есть обязанность интересно, доходчиво и оперативно информировать жителей о том, что делает правительство. Если они это делают плохо, то они не становятся оппозиционными, но они играют против правительства. Парадокс: они живут на деньги правительства, но не работают на его имидж, а, скорее, наоборот. Если есть объективные высказывания по поводу того, что происходит в области, — как можно делить СМИ на оппозиционные и не оппозиционные?

Это вопрос конструктивизма, взаимодействия, вопрос того, что наши векторы должны быть не разнонаправленными, а хотя бы в одном направлении двигаться. Я считаю, что если мы с вами сумеем договориться, если я буду вам интересна, и если вы будете мне интересны, тогда у нас всё получится. И я не говорю: «Знаете, господин Мездриков, у вас там такие комментарии к статье про меня, что я вам интервью не дам!» И первое большое интервью я даю «Тайге». Не «Советской Сибири», не ОТС, не кому-то еще, не потому что я Евгению пообещала, а потому что я считаю, что не надо разделять.

Если мы делаем качественный продукт, то деньги подтянутся сами



Тайга.инфо: Мы с вами говорим всё больше об областных СМИ, но есть же еще районные газеты. С ними тоже надо работать, и в каждой редакции наверняка ждут, как вы с ними-то будете работать. Закроете или не закроете, уволите или не уволите. Вы как себе представляете сеть районных газет Новосибирской области?

— Это огромнейший пласт работы, очень сложный, потому что взаимоотношения между людьми очень сложные — и в районах тоже. К сожалению, в зоне работы газет возникают конфликты. Мы знаем все о них, и меня это очень настораживает. Я не сторонник революционных решений, потому что считаю, здесь им не место. Если газете 80 лет, и она стала своеобразным символом района, она должна издаваться, потому что бабушка в интернет не пойдет. Бабушка будет читать газету, вот такую, на дешевой бумаге, с этим советским названием. Для неё это часть ее истории, часть ее семьи, часть ее самой. Как же можно человеку сказать: «Ты знаешь, у тебя рука не очень красивая, мы тебе сейчас пришьем новую, гораздо красивее и из современного материала»?

Модернизировать районные газеты, конечно, надо. Я же вам сказала про Познера. Мы все должны стремиться к звёздам. Как только мы перестаем стремиться, как только перестаем делать шаг вперёд, мы сразу автоматически откатываемся назад. Что хочется привнести в районные газеты? Хочется привнести внешний вид. Хочется привнести цвет, может быть, вёрстку, не революционную, а современную. И хочется очень внимательно подойти к сохранению содержания.

Если газете 80 лет, и она стала своеобразным символом района, она должна издаваться, потому что бабушка в интернет не пойдет

Я хочу в коридоре рядом с этим кабинетом сделать тематическую выставку к 75-летию Новосибирской области, выставить копии тех газет, которые сохранились в архиве. Потому что это та история, которую можно потрогать. Этим надо гордиться. Мы же с вами не «иваны, не помнящие родства», мы же на чём-то выросли, на наших традициях. Если мы не умеем хранить корней, мы дальше не вырастем. Вот такое у меня отношение к районным газетам. Редакторы районок — люди своеобразные, со своим мышлением, с хитринкой такой всегда. Всегда энтузиасты, хотя у них положение, на самом деле, очень тяжелое. Если департамент может им чем-то помочь, я с удовольствием это сделаю.

Там, конечно, где-то есть проблемы с профессиональной подготовкой. Я не разделяю мнение о том, что в районных газетах работают люди, которых невозможно ничему научить. Мы сейчас с [фотографом] Володей Дубровским готовим большой проект, связанный с подготовкой фотокорреспондентов. Моя задача — помочь, поднять профессиональный уровень, а махать шашкой и говорить, что мы сейчас всё закроем и «Советскую Сибирь» будем распространять на 30 районов — ну нет, конечно, это несерьезно.

Тайга.инфо: Мы ведь спрашиваем вас о каких-то будущих делах, и у вас, конечно, потом появится больше информации для ответов. Но вот сейчас есть ли уже какой-то, условно, «программный документ», где вы для себя сформулировали, чем будете заниматься?

— Моя программа минимум и программа максимум? Я сейчас прочитала все целевые программы, которые есть, — по развитию телерадиовещательной сети, по развитию департамента самого, — и считаю, что в них нужно вносить изменения и дополнения, очень серьезные. Мы с вами стоим на пороге цифрового телевидения — это раз. Мы с вами должны больше знать друг о друге — два. И это касается, кстати, и так называемых «независимых СМИ». Приходили люди ко мне и говорили: «Знаете, вот как-то Андрей Алексеевич [Гладченко] пытался нас объединить, давайте мы эту работу продолжим?» Да ради бога, давайте. Только не так, чтобы собраться и поболтать, а давайте говорить о том, что мы вместе можем сделать. Каждый так, как он себе это представляет, но чтобы задача была общая.

У департамента должно быть определено свое лицо: это не просто чиновники, это те, кто понимают толк в творчестве. Нужно создать условия для того, чтобы те СМИ, которые непосредственно зависят от государственного бюджета, развивались профессионально. Помочь и направить — вот главная моя задача. А реформировать и закрывать — не готова вообще сейчас на эту тему говорить, в ближайших планах такого нет. Чтобы мне сформировать все эти вещи, думаю, по крайней мере, месяца два должно пройти.

Все изменения должны носить плановый характер, и это зависит от тех людей, которые будут со мной работать

Я вот собрала свой департамент и сказала: «Коллеги, у вас есть сейчас две недели, пока я активно вхожу во всё, что делает департамент, чтобы прийти ко мне и сказать, какие у вас есть предложения по улучшению работы. Вы сейчас департамент знаете в сто раз лучше, чем я, я вообще с чистого листа начинаю. Приходите, я готова вас выслушать. Но, пожалуйста, у вас срок на это две-три недели, потом уже я всё постараюсь понять сама и приму какие-то решения. И вам придется с этим жить. Я никого не увольняю, я никому не говорю «нет», я всех приглашаю к сотрудничеству, а вы уж определяйтесь. Я человек, естественно, непростой, у меня есть свои принципы, у меня есть совершенно твердые взгляды на то, как нужно работать. Подходит вам это? Вам это интересно? Будем работать. Нет? Будем делать выводы». Все изменения должны носить плановый характер, и это зависит от тех людей, которые будут со мной работать.

Тайга.инфо: Знаете, Гладченко в том интервью говорил, что главное для него — бюджетные СМИ прежде всего должны научиться сами зарабатывать. У вас же — творчество и профессиональное развитие, но ни слова о том, чтобы они доставали где-то деньги, помимо бюджета.

— А я никогда не ставлю деньги во главу угла. Если мы делаем качественный продукт, то деньги подтянутся сами. Если мы будем стараться заработать деньги, мы никогда в жизни их не заработаем. Понимаете? Нужно сместить в голове акценты. Вот и всё.

Беседовали Евгений Мездриков и Кирилл Логинов




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года