Антонио Лателла о спектакле «Пер Гюнт»: «Не могу сказать, что с вами произойдет после первых 15 минут»

© Андрей Шапран. Антонио Лателла (слева)
Антонио Лателла о спектакле «Пер Гюнт»: «Не могу сказать, что с вами произойдет после первых 15 минут»
21 Фев 2014, 03:53

Итальянский режиссер Антонио Лателла, два года назад поставивший в новосибирском «Старом доме» пятичасовую «Трилогию», 27 и 28 февраля представит там же спектакль «Пер Гюнт». Накануне премьеры Тайга.инфо поговорила с Лателлой о театрах, критиках, актерах, законодателях и привыкших смеяться зрителях.

Тайга.инфо: Вы признавались, что не смотрите свои спектакли. А чьи смотрите? Кто ваш любимый театральный режиссер?

— Их много. Если в целом, то мне нравится немецкий театр — [Томас] Остермайер, [Люк] Персеваль... Когда был молодым, был влюблен в [Анатолия] Васильева и [Эймунтаса] Някрошюса.

Тайга.инфо: На прошлой неделе вы представили «Пера Гюнта» зрителям в «Плинии старшем». Эта встреча была важна и нужна вам как режиссеру? Или это инициатива театра, которой вы не противились?

— Конечно, это не то, о чем я мечтал (смеется). Я думаю, что всё должна рассказать моя работа, мой спектакль. Но, мне кажется, «Старый дом» много вкладывает в наш проект, и я чувствую, что должен помочь им в этом. Потом, когда я пришел на эту встречу и увидел большую группу своих поклонников, единомышленников, — я понял, что приехал сюда не зря.

«Пер Гюнт» — шедевр, как и «Гамлет», например. Но иногда возникает необходимость адаптировать текст под конкретную личность

Тайга.инфо: Мы недавно говорили с директором одного театра о том, нужно ли образовывать зрителя, разъяснять ему, что да как в театре. Что вы об этом думаете?

— Я абсолютно согласен, что публику нужно образовывать, знакомить с разными видами и формами современного театра, не забывая о традициях, но открывая новые возможности, новые театральные миры. Я приведу вам пример: даже некоторые актеры спрашивают меня, зачем мне понадобилось переписывать текст «Пера Гюнта»: «Разве вы не думаете, что [Генрик] Ибсен уже настолько хорошо написал, что его не нужно переделывать?». Естественно, пьеса «Пер Гюнт» — шедевр, как и «Гамлет», например. Но иногда возникает необходимость взять в руку ручку, чтобы адаптировать текст под конкретную личность, под конкретного исполнителя.

Тайга.инфо: После вашего спектакля «Трилогия: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» публика «Старого дома», кажется, заметно помолодела. Это входило в планы режиссера?

— Я бы хотел, чтобы в этом была моя заслуга. Думаю, не только мое предназначение, но и предназначение любого театра — найти способы привлекать новые и новые поколения, перемешивая старую и новую публику. Это прекрасный способ развиваться вместе — и для взрослых, и для молодых людей. Мне нравится думать, что я могу этому помочь. Может быть, часть зрителей будет злиться. Это естественно, что кому-то спектакль может не понравиться, и эти зрители могут уйти.

Тайга.инфо: Мнение профессиональных критиков для вас важно?

— Если это реальная, настоящая, в хорошем смысле критика, рождающая спор или интерес, тогда меня она очень радует. Я думаю, что критика должна строить, а не разрушать. То же и про публику: мне бы хотелось, чтобы зрители, выходя из театра, продолжали разговаривать об увиденном.

Тайга.инфо: Возможна ли в Италии ситуация, когда из-за плохой критики были бы пустые залы?

— Было бы даже здорово, если бы публика была обусловлена критикой. Можно сказать, что критика имеет власть, но именно такой власти — влиять на продажи билетов — у неё нет.

Тайга.инфо: В российских театрах спектакль может появляться в афише раз в полгода лет двадцать — и успевает просто «рассыпаться». А в Италии он может идти каждый вечер на протяжении двух месяцев, а потом уходит из репертуара. Есть ли, на ваш взгляд, золотая середина между этим двумя системами?

— Я обращаюсь к немецкому театру, мне кажется, это хороший пример. У них тоже репертуарные театры, но спектакль идет максимум три-четыре года, и это если спектакль хороший. Его оставляют в репертуаре дольше, если он очень важен публике или если он поставлен действительно мастером. Самое грустное, что в Италии, каким бы прекрасным спектакль ни был, он длится всего лишь один сезон, потому что есть очень много двигающихся театров, компаний, которые много ездят. Каждую неделю они уже в другой части страны, в другом театре. Недавно появилось предложение, которое приближает меня к немецкой модели театра. Правда, сейчас у нас политические проблемы — новые люди пришли к власти, и мы еще не знаем, какими будут законы.

Сейчас в Италии политические проблемы — новые люди пришли к власти, и мы еще не знаем, какими будут законы

Тайга.инфо: В чем суть этого предложения?

— Речь о национальном театре, о постоянной сценической площадке. Хочется стабилизировать театры, сделать их как у вас — с конкретным зданием, домом. У нас актер работает четыре месяца в году, и это еще если повезет. У нас нет театров со стабильным штатом — один фриланс. Как только театр освобождается от проекта, ему на смену приходит другой проект, и может так случиться, что именно тебе за два года не поступит никакого предложения. А в Новосибирске актеры в театре — как у себя дома. Даже если они сейчас не заняты в спектаклях — они на окладе, у них гарантированный доход.

Тайга.инфо: «Актеры устанут от моей режиссуры», — говорили вы на встрече со зрителями. Вы диктатор?

— Я человек, который спрашивает много, но даю я тоже очень много. Всё, что могу, я дам. Мое присутствие здесь — еще и педагогическая работа. Я думаю, именно по этой причине меня позвали сюда во второй раз.

Тайга.инфо: У вас в «Трилогии» есть замечательная языковая игра — Электра-Электричечка. Как она родилась?

— Я объяснял актерам, что от имени «Электра» в итальянском можно дойти до слова «электричество», а они объяснили мне, что в русском есть слово «электричка» — поезд. От этого пошла эта игра в «ту-тууу!», и сцена родилась в этой игре сама по себе.

Тайга.инфо: А когда первая часть заканчивается хором, восклицающим «Мама! Мама!..», и зрители выходят из зала подавленными — вам не кажется, что это удар под дых?

— А я хотел бы, чтобы меня кто-нибудь довел до такого состояния. Мне кажется, ваша публика привыкла легко смеяться, даже хочет постоянно смеяться. Но они должны научиться так же легко расстраиваться. К «Перу Гюнту» приготовьтесь — после первых 15 минут не могу сказать, что с вами произойдет.

Тайга.инфо: И в «Трилогии», и в «Пере Гюнте» в основе сюжета — отношения героя с матерью. Эта тема возникла у вас не случайно?

— Мне очень нравится ставить семейные взаимоотношения — между матерью и сыном, между братьями. «Пер Гюнт» весь основан на отношениях сына с матерью, не только с родной мамой, но и с матерью-природой, истоками, началом артистического дарования. Единственное, чего не хватает этому тексту, — это отца. И в момент, когда умирает мать, Пер Гюнт теряет абсолютно все, становится сиротой абсолютно во всем.

Мне кажется, ваша публика хочет постоянно смеяться. Но они должны научиться так же легко расстраиваться

Тайга.инфо: Ваш первый спектакль «Старом доме» идет пять с половиной часов. «Пер Гюнт» получится таким же?

— Это не маленький спектакль, но он, конечно, не будет таким продолжительным, как «Трилогия», где мы поставили сразу три пьесы Еврипида. Хотя в пьесе Ибсена есть очень важные моменты, которые требуют уважения ко времени. Как будто это месса, реквием — нельзя торопиться.

Тайга.инфо: У нас в оперном есть «Месса» Леонарда Бернстайна, как раз довольно короткая.

— У нас, у католиков, всё будет, как надо.

Беседовала Маргарита Логинова
Фото предоставлено пресс-службой театра «Старый дом»




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года