Программа фестиваля Sib Jazz Fest в Новосибирске
© old.computerra.ru
С 21 по 23 октября в Новосибирске пройдет масштабное музыкальное событие — международный джазовый фестиваль Sib Jazz Fest, на который съедутся звезды мирового джаза. Тайга.инфо публикует программу фестиваля.
С 21 по 23 октября в Новосибирске пройдет масштабное музыкальное событие — международный джазовый фестиваль Sib Jazz Fest, на который съедутся звезды мирового джаза. Тайга.инфо публикует программу фестиваля.21 октября, ДКЖ
Оливер Лэйк (саксофон, США)
Владимир Толкачёв, (саксофон)
Сергей Михайленко (маримба, перкуссия)
Владимир Драница(контрабас)
Вадим Третьяков (контрабас)
Сергей Беличенко (барабаны)
Квартет Ришара Гальяно (бандонеон, Франция)
Себастьен Сюрель (скрипка, Франция)
Жан-Марк Жафе (контрабас, Франция)
Рафаэль Межиас (барабаны, Франция)
Квартет Стэнли Джордана (гитара, США)
Виталий Имерели (скрипка, Финляндия)
Асхат Сайфуллин (контрабас)
Игнат Кравцов (барабаны)
22 октября, ДКЖ
Трио Майка Кларка (США):
Майк Кларк (барабаны)
Роб Диксон (саксофон)
Джерри Зед (хэммонд-орган, клавишные)
Энн-Хэмптон Кэллоуэй (вокал, США)
Биг Бэнд Владимира Толкачёва
Бэнд Майка Стерна (гитара, США)
со специально приглашённой звездой
Дидье Локвудом (скрипка, Франция)
Алэн Карон (электробас, Канада)
Лайонел Кордью (барабаны, США)
23 октября, ДКЖ
Посвящается Эрику Долфи
Квартет Оливера Лэйк (саксофон, США)
Евгений Серебренников (рояль)
Дмитрий Аверченков (контрабас)
Евгений Суворов (барабаны)
Sydney Bechet Memory All stars (Франция)
Джаз-Оркестр «Сибирский Диксиленд»
Квартет Кевина Махогани (вокал, США)
23 октября, Клуб «ИЗЮМ» (Гоголя, 15)
ДЖЕМ-СЕЙШН
Концерты ведет главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков (Москва)
Новосибирский музыкант Сергей Беличенко подготовил небольшое описание для каждого дня фестиваля.
21 октября
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ
1. XXI Century Infinity Free Jazz Ensemble
Оливер Лэйк (саксофоны, флейта, США)
Владимир Толкачёв (саксофоны)
Сергей Михайленко (маримба, перкуссия)
Владимир Драница (контрабас)
Владислав Третьяков (контрабас)
Сергей Беличенко (барабаны)
Единственный ансамбль на фестивале представляет авангардный джаз, в котором лидируют саксофонисты: Владимир Толкачёв (не нуждающийся в рекламе), когда-то один из известнейших фри-джазовых музыкантов СССР, и один из титанов мирового авангарда Оливер Лэйк. Оливер Лэйк является одним из идеологов и создателей ААСМ (Ассоциацию выдвижения творческой молодёжи) в Чикаго, откуда вышли все первые мастера этого стиля от Энтони Брэкстона до Художественного чикагского ансамбля. Лэйк свободно играет родной блюз, классический джаз, свободный джаз и джаз-рок. Он известный композитор и педагог. Руководитель всемирного известного Мирового квартета саксофонов. Весьма затребованный музыкант на всех крупнейших европейских фестивалях. В России выступает первый раз!
2. КВАРТЕТ РИШАРА ГАЛЬЯНО (Франция)
Ришар Гальяно (бандонеон)
Себастьен Сюрель (скрипка)
Жан-Марк Жафэ (контрабас)
Рафаэль Межиас (барабаны)
«Он изменил историю аккордеона: сегодня мы можем говорить об эпохе „до“ и „после“ Гальяно», — так сказал о музыканте японский аккордеонист, аккомпаниатор уникальной певицы Бьорк Яширо Кобаяши. Карьера Гальяно, исполнителя на аккордеоне и бандонеоне, развивалась по академическому сценарию — первые премии престижных конкурсов, премия Шарля де Голля — пока однажды он не услышал великого джазового трубача Клиффорда Брауна.
Увлекшись этим новым для него музыкальным миром, Ришар с удивлением обнаружил, что аккордеон до сих пор имел малое отношения к джазу. Благодаря Гальяно аккордеон зазвучал на сценах престижных джазовых фестивалей и в самых аристократических залах. Имена людей, с которыми сотрудничал Гальяно — это живая история музыки двадцатого века: Шарль Азнавур, Астор Пьяццолла, Бобби МакФеррин, Джо Завинул, Мишель Петруччиани. С Астором Пьяццоллой Гальяно связывала крепкая дружба, продолжавшаяся до самой смерти великого аргентинца. Альбомы Гальяно постоянно удостаиваются наград. Гальяно никогда не гнался за титулом лучшего аккордеониста в мире, но всегда удостаивался этого звания, даря публике лучшее от себя самого, «играя музыку своего мира», в которой в неповторимом сочетании сливаются итальянские, средиземноморские, джазовые традиции, французский шансон и классика. Его последний самый известный джазовый квартет включает таких экстра-мастеров, как кубинский пианист Гонзало Рублкабо, контрабасиста Дэйва Холланда, саксофониста Криса Поттера и ряд выдающихся чёрных барабанщиков.
ВТОРОЙ КОНЦЕРТ
3. Квартет Стэнли Джордана (гитара, США)
Виталий Имерели (скрипка, Финляндия)
Асхат Сайфуллин (контрабас)
Игнат Кравцов (барабаны)
Гитарист-виртуоз начал с головокружительного дебюта — его первый альбом «Magic Tour» сразу был номинирован на «Грэмми»! Сразу стало ясно, что Джордан — экспериментатор, не останавливающийся на достигнутом. Начало работы над каждым новым проектом означало покорение новой музыкальной территории.
Сольным гитарным альбомом «Standards Volume 1» (1986), он сделал смелое заявление, что песни Стиви Уандера и «Биттлз» могут быть основой джаза так же как признанные стандарты. В следующих альбомах он развил эту мысль («Flying Home») (1988), «Cornucopia» (1990)). Последний из них, особенно острый, вновь был номинирован на «Грэмми». В 1994 году вышел бодрый эклектический альбом «Bolero» с
Джордан один из немногих гитаристов, который использует нетрадиционный способ извлечения звука на гитаре. В грифе его инструментов вложены датчики, которые позволяют играть на гитаре , как на клавишных инструментах. Он обогатил палитру приёмов такой игры на гитаре. Он применяет технику «тэппинг»: это игра пальцами обеих рук на грифе гитары, лежащей горизонтально на коленях исполнителя. Джордан — прогрессивный мыслитель, крупные сделки, деньги и слава его интересуют мало. В биографии музыканта был эпизод, когда он отправился в добровольную ссылку подальше от реалий музыкальной индустрии. Он вернулся, увлечённый идеями релаксации. На волне этого интереса в сотрудничестве с индийскими музыкантами он выпустил альбом «Ragas» (2004). Самый свежий альбом музыканта «State Of Nature» вышел в
22 октября
ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ
4. Трио Майка Кларка (США):
Майк Кларк (барабаны)
Роб Диксон (саксофон)
Джерри Зед (хэммонд-орган, клавишные)
Один из лучших джазовых и фанк-ударников США. Он выступал с такими звездами как Хэрби Хэнкок, Чет Бейкер, Тони Беннетт, Бобби МакФеррин. Его бит можно услышать в треках таких звёзд как Принс, Джанет Джексон, Бритни Спирс, Снуп Догг и других звёзд.
Наибольшую известность Кларк приобрел, играя в составе группы «Headhunters» во главе с Хэрби Хэнкоком. Его игру на альбоме Хэнкока «Thrust» часто называют одним из лучших образцов фанкового стиля игры на ударных. Кларк также сотрудничал с Филом Коллинзом, был членом его британской джаз-фьюжн группы «Brand X». В этом году вышел его альбом \’\’Carnival of Soul\’\’, записанный в составе — ударные, саксофон, хэммонд-орган. «Когда мне было двадцать с небольшим, я несколько лет выступал в джазовом клубе с собственным органным трио, — вспоминает Кларк. — Я всегда любил играть такую музыку, потому что хэммонд-орган — очень сильный инструмент с мощным звуком, он дает свободу ударным играть во всю мощь. Конечно, это не мой основной джазовый формат, однако я хотел отдать дань уважения этому уникальному жанру, который я так люблю. И я пригласил нескольких просто фантастических музыкантов для этого проекта, и мы получили огромное удовольствие от работы».
В Россию Кларк приезжает с музыкантами, с которыми и записал альбом \’\’Carnival of Soul\’\’. Музыка, которая прозвучит в исполнении трио Марка Кларка в Новосибирске — «органный джаз в нью-йоркском стиле», приправленный изрядной долей фанка. Примечательно, что сибирский тур этого трио осуществлён при прямой поддержке Посольства США в России.
5. Энн Хэмптон Кэллоуэй (вокал, США) и Биг-бэнд Владимира Толкачёва
Композитор, поэт, аранжировщик, актриса, преподаватель, телеведущая и продюсер. Энн Хэмптон — одна из самых одаренных импровизаторов Америки. Платиновый победитель среди композиторов, чьи песни фигурируют на пяти дисках Барбары Стрейзанд. Каллауэй сотрудничала с лучшими оркестрами и биг-бэндами, выступала для президента Клинтона в Вашингтоне и для президента Горбачева в Москве. По специальному приглашению дважды выступала в знаменитой Берлинской филармонии. Энн была особо приглашенным исполнителем с Уинтоном Марсалисом и Джаз-оркестром Линкольн-центра в Бостонском симфоническом зале, неоднократно выступала в Карнеги Холл.
Большое количество своего времени Энн Хэмптон посвящает благотворительности, — и как певица, часто дающая благотворительные концерты, и как композитор, сочиняя песни, по заказу различных общественно-благотворительных организаций. Её сочинения, написанные после катастроф — урагана Катрина, событий 11 сентября и других — были записаны на CD и DVD и по сей день собирают средства в поддержку жертв трагедий.
Один из самых значительных её альбомов называется «С любовью к Элле Фитцджеральд», где ей аккомпанируют Уинтон Марсалис, пианист Сайрус Чеснат, басист Кристиан МэкБрайт и барабанщик Луис Нэш, был тоже номинирован на «Грэмми».
В прошлом году певица с большим успехом выступила на крупнейшем фестивале в Пори (Финляндия) с нашим Биг-Бэндом Толкачёва, и сегодня мы услышим новую программу, которая обещает стать более значительной и обворожительной.
ЧЕТВЁРТЫЙ КОНЦЕРТ
6. КВАРТЕТ МАЙКА СТЕРНА (США — Франция):
Майк Стерн (гитара)
Дидье Локвуд (скрипка)
Алэн Карон (электробас)
Лайонел Кордью (барабаны)
Один из первых джазовых и джаз-фьюжн гитаристов и композиторов своего поколения, 5 раз номинировавшийся на «Грэмми». На заре своей карьеры он был приглашён Майлзом Дэвисом играть ключевую роль в его прославленном коллективе. Три года он выступал с этим легендарным музыкантом, а также с тогда ещё совсем молодым саксофонистом Биллом Эвансом, буквально взорвавшим зал прошлогоднего новосибирского фестиваля Jazz in Jeans.
Далее были альбомы, записанные Стерном уже в качестве лидера, удостоенные многочисленных номинаций на «Грэмми», участие в квинтете Майкла Брекера и широкое признание. С 1994 года Майк Стерн выступает со своим квартетом Mike Stern Band. Все участники его группы — музыканты высокого уровня, каждый из них — талантливый импровизатор и в тоже время прекрасный аккомпаниатор.
Музыка, как впрочем, и игра Майка Стерна, состоит из слияния таких течений как ритм-энд-блюз и джаз. И это не случайно, так как он в начале своей карьеры воспитывался на игре Джими Хендрикса, Би Би Кинга, Бадди Гайа, а уже позже, обратился к джазу и преимущественно к творчеству Джона Колтрейна, Уэс Монтгомери и Джима Холла.
Стерн удостоен звания «Лучший джазовый гитарист мира» по версии авторитетнейшего журнала Guitar Player. Удостоен премии Майлза Дэвиса, созданной для награждения музыкантов, осуществивших значительный вклад в развитие джаз. Обратите внимание в группе на французского скрипача Дидье Локвуда, чьй джазовый пьедестал не менее высок, чем у Жана-Люка Понти.
23 октября
ПЯТЫЙ КОНЦЕРТ
7. КВАРТЕТ ОЛИВЕРА ЛЭЙКА
(Программа, посвящённая Эрику ДОЛФИ)
Оливер Лэйк (саксофон, США)
Евгений Серебренников (рояль)
Дмитрий Аверченков (контрабас)
Евгений Суворов (барабаны)
Оливер Лэйк — это человек эпохи Возрождения, живущий в современном мире. Талант его огромен, кажется, творить он может в любом жанре. Он создаёт музыку для симфонических оркестров и камерных составов; пишет аранжировки для Бьорк, Лу Рида, рэп-группы «A Tribe Called Quest»; сотрудничает с поэтами, хореографами, музыкантами со всего мира и рассматривает все грани своей деятельности как части одного целого. Но всемирно известным Лэйк стал благодаря своему таланту композитора, саксофониста, флейтиста и руководителя группы.
Он свободно чувствует себя в самых различных музыкальных стилях. Диксиленд, би-боп, соул, ритм-н-блюз, кул скул, свинг, авангардный джаз, фри джаз, рок, джаз рок, — везде он преуспевает и не теряет при этом индивидуальности.
Подобный опыт возник в его жизни за годы творчества в Black Artists Group (BAG) — легендарном мульти-профильном инновационном коллективе, созданным Лэйком в сотрудничестве с поэтами и музыкантами 35 лет назад.
В настоящее время наряду с выступлениями и гастролями со своим Квартетом Steel, своим Биг Бэндом, WSQ и Трио 3, Оливер продолжает активно сотрудничать с крупнейшими современными артистами. Сейчас он занят работой над симфонической пьесой, где будут использованы элементы африканского, американского и европейского наследия.
Специально для Sib Jazz Fest Оливер выбрал программу из пьес выдающегося сподвижника Джона Колтрейна альт-саксофониста Эрика Долфи, которого он боготворит и считает своим учителем. И мировая премьера этой программы произойдёт именно в Новосибирске при поддержке наших лучших сибирских музыкантов.
8. Диксиленд имени Сиднея Беше (Франция) & «Сибирский Диксиленд»
Во Франции 1940-50-х годов невообразимый успех имел небольшой
Рождённый в XIX веке в Новом Орлеане, саксофонист Сидней Беше после второй мировой войны жил в Париже, где умер в 1959 году. А в 2000 году Пуми Арно, барабанщик его легендарного диксиленда, решил создать коллектив, вся деятельность которого была бы посвящена памяти Сиднея Беше и его оркестра. Его поддержали и другие «ветераны коллектива»: Кристиан Аззи (рояль), Mарсель Борнстейн (труба), Aльфонс Маселье (контрабас) и Бенни Вассёр (тромбон). А когда к ним присоединились два новых музыканта -Oльвье Франк (сопрано-саксофон) и Aлэн Maрке (кларнет) — дело было сделано.
Музыканты не стремятся копировать некогда популярный оркестр, «реанимировать прошлое». Они хотят воссоздать музыкальную атмосферу — ту самую, непосредственную и тёплую, о которой осталось так много щемящих сладких воспоминаний. Похоже, им это удалось. Подтверждение тому — внимание публики и критики, восемь лет успешных выступлений (во Франции, Бельгии, Германии Швейцарии), выпуск четырёх альбомов, участие в многочисленных фестивалях.
Оба диксиленда: парижский и новосибирский выступают вместе, что создаёт невообразимый колорит тех времён, когда джаз делал свои первые шаги.
9. Квартет Кевина Махогани (вокал, США)
Родился в 1958 году в Канзас Сити, штат Миссури. С детства учился музыке, осваивая сначала фортепиано, а позже кларнет и баритон-саксофон. Преподавать музыку и выступать с джазовыми коллективами начал еще в годы обучения в высшей школе. Поступив в университет Бейкера, организовал вокальную джазовую группу. В 1981 году получил диплом BFA по музыке и английской драме. В своём творчестве испытал влияние таких мастеров, как трио Лэмберт, Хендрикс и Росс, Эл Жару и Эдди Джефферсон. Наряду с исполнительской деятельностью, преподавал джаз в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне и в Университете Майами.
Первый сольный альбом — «Двойная радуга» — записал в 1993 году. Второй диск, который так и назывался «Кевин Махогани», принёс ему признание, отзывы критиков, назвавших его «выдающимся джазовым вокалистом своего поколения». В 1996 году снялся в фильме Роберта Альтмана «Канзас Сити», основанного на истории реально. В эти же годы выступал в нашей филармонии с квартетом Игоря Бутмана. Суммируя итоги опроса критиков джаза пяти самых авторитетных и престижных в мире джаза журналов, Кэвин входит в пятёрку самых выдающихся джазовых певцов нашего времени.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522