«Золотая нива»: мимо чего проехали?
© Никита Хнюнин
Эпопея с открытием станции «Золотая нива» новосибирской подземки завершилась – претензии «Ростехнадзора» сняты, вагоны тронулись. Остался, однако, осадок недоговоренности насчет причин и обстоятельств, не позволивших сдать станцию в штатном режиме. Что на самом деле устраняли: недоделки в уплотнении пожарных дверей или масштабно переделывали тоннель?
Эпопея с открытием станции «Золотая нива» новосибирской подземки завершилась — претензии «Ростехнадзора» наконец сняты, вагоны тронулись. Остался, однако, осадок недоговоренности насчет причин и обстоятельств, не позволивших сдать станцию в штатном режиме. Что на самом деле устраняли: недоделки в уплотнении пожарных дверей или масштабно переделывали тоннель?Чтобы ответить на этот вопрос достаточно прочитать акты с описанием выявленных нарушений. Там идет речь об уплотнениях в притворах противопожарных дверей, о самозапирающихся замках технических помещений, о зазорах, не заделанных строительным раствором, огнезащите металлических балок и конструкций, защите кабеля от коррозии, недоделках в вентиляции, дополнительных пожарных извещателях, а также о не представленной Ростехнадзору документации по монтажу инженерных сетей. Девять пунктов зафиксировано в акте № С-116-10, но в СМИ количество претензий сразу вырастает в разы, а некоторые даже умудрились нарыть «документальные доказательства» в пользу того, что нужно переделывать весь тоннель.
Некоторые СМИ даже умудрились нарыть «документальные доказательства» в пользу того, что нужно переделывать весь тоннель
Остановка станции метро «Золотая нива» в новосибирской прессе, действительно, оказалась одной из самых горячо обсуждаемых тем. Через месяц после закрытия нужно было снять накал страстей, и начальник управления, отвечавшего за строительство, предложил мэру Владимиру Городецкому принять его отставку. При этом сложившаяся патовая ситуация не позволила главе города толком рассказать общественности, что у «медали» есть две стороны. Мэрия пыталась, конечно, что-то объяснить. Например, про заключение экспертов, что «арматура в монолитных железобетонных конструкциях имеет прочность выше проектной» (экспертная компания «ЭПРИС»), что «конструкции перегонных тоннелей отвечают требованиям эксплуатационной надежности» («Научно-исследовательский институт транспортного строительства») и т. д. Но над сложившейся ситуацией довлел ряд причин не технического свойства, о которых практически не говорится в СМИ.В отличие от контролеров, стараниями которых была закрыта станция, мэр все еще остается фигурой выборной, то есть подотчетной жителям Новосибирска. Увы, многие из жителей с некоторым злорадным удовольствием пришли к однозначному выводу о злонамеренном головотяпстве городской власти, которая под выборы станцию открывает, а потом закрывает и три месяца устраняет недоделки. Мэру же в сложившихся информационно-политических обстоятельствах приходится отмалчиваться — ему не положено кивать на урезание финансирования, лишившее стройку почти трети бюджета и заставившее изменить проект. И уж тем более — нельзя рассуждать о том, что у Ростехнадзора, как и у всякого федерального ведомства, могут быть свои непубличные, в том числе, пиаровские задачи.
330 «чугунных колец с дефектами», «свехнормативная эллептичность обделки», проваливающаяся улица Кошурникова, которую всю следовало бы разрыть... Некоторые ориентированные на обывателей издания про «подземные ужасы» рассказывали на голубом глазу. И даже ссылались на институт ЦНИИС, которому пришлось разработать «Условия безопасной эксплуатации перегонных тоннелей с выполнением работ по замене гидроизоляционного материала чеканки на отдельных участках с единичными случаями намокания и просачивания вод по швам чугунной обделки тоннелей...». В газетах приводятся цитаты еще длиннее и тяжеловеснее. Из их содержания только профессионал способен понять, что изменение формы тоннеля (вместо круглой — эллипс) потребовало корректировки проекта, что не изменило прочности и других нормативных характеристик (где были отклонения, там восстановили изначальную форму путем переборки колец). Рядовой же читатель, как вы понимаете, прямиком подводился к ложному выводу о том, что строители напортачили и целый ЦНИИС потом придумывал, как тоннель от грунтовой воды спасти.
Для окончания строительства станции требовалось 1,5 млрд рублей, но без поддержки Москвы городской и областной бюджет смогли выделить лишь треть
Есть ссылка на уважаемый институт, есть тяжелые для понимания, но абсолютно достоверные цитаты. И все это легко ставит ситуацию с ног на голову. А ситуация складывалась так: еще в 2006 году из-за невнятных перспектив финансирования из новосибирского метростроения ушел «Бамтоннельстрой» (БТС) — его проходческий щит Lovat должен без простоев рыть по 300 метров в месяц, а иначе работа не окупается. БТС отказался продолжать, когда долг перед ним достиг 350 миллионов. Для окончания строительства станции «Золотая нива» требовалось 1,5 млрд рублей, но без поддержки Москвы городской и областной бюджет смогли выделить лишь треть этой суммы. ЦНИИСу заказали корректировку проекта, что позволило ужать расходы почти до миллиарда, и оставшиеся новосибирские подрядчики под честное слово властей и начальника УЗСПТС согласились достраивать станцию в долг. Задолженность перед подрядчиками составляет 550 млн рублей, основная часть этой суммы приходится на генерального подрядчика — ЗАО «Финансово-строительная компания».Проректор СГУПС по научной работе Сергей Бокарев подтверждает корректность расчетов и эффективность проектных решений ЦНИИС, а его специалисты дают такое заключение: «угрозы внезапного разрушения конструкций нет, механическая безопасность участка чугунной обделки обеспечивается», они признают наличие отклонений от требований проекта, но при этом заявляют — «имеющиеся нарушения требований в данных конкретных условиях не приводят к нарушению работоспособности». В экспертном заключении самого ЦНИИС говорится, что тоннельные конструкции, принятые УЗСПТС от подрядчиков, «отвечают требованиям эксплуатационной надежности и могут быть сданы в постоянную эксплуатацию». Под ним — подписи пяти ответственных лиц, трое из которых имеют звание кандидатов технических наук...
Станция открыта, и на причины с обстоятельствами хочется махнуть рукой: «Да, ладно — уже проехали!» Но вот для Ассоциации сибирских и дальневосточных городов новосибирская метро-история могла бы стать моделью для изучения грядущих проблем: федеральный центр вместо денег на объекты инфраструктуры все больше дает строгий технадзор, а избирающее местную власть население традиционно не парится с поиском виноватых. Эта «вилка» будет все болезненнее ощущаться на уровне любого муниципального образования.
Кирилл Наконечный, директор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» — специально для Тайги.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522