Сергей Самойленко в защиту монстрантов: «Режиссер Эйснер хочет быть святее Папы»
© Дмитрий Марголин
Письмо Владимира Эйснера о новосибирской Монстрации вызвало не менее бурное обсуждение, чем сама первомайская акция. По просьбе Тайги.инфо координатор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко написал ответ режиссеру — о монстрантах, искусстве, власти, молодежи и нетерпимости.
Письмо Владимира Эйснера о новосибирской Монстрации, озаглавленное им «Жуй капусту!», вызвало в комментариях не менее бурное обсуждение, чем сама первомайская акция. По просьбе Тайги.инфо координатор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко написал ответ режиссеру и поделился мыслями о монстрантах, искусстве, власти, молодежи и человеческой нетерпимости.Как быстро все меняется. Еще месяц назад казалось, что с проведением новосибирской Монстрации у Артема Лоскутова возникнут серьезные проблемы — и чиновники, и милиция были уверены, что это никакое не искусство, за которое дают премии, а настоящий экстремизм. А сегодня кинорежиссер Владимир Эйснер обвиняет монстрантов в том, что они выполняют социальный заказ власти, пусть даже и сами этого не осознают. Мол, вместо того чтобы бороться с существующим режимом на территории политики и решать серьезные проблемы, молодежь только и знает, что ерничает и хихикает. Будто уж и похихикать нельзя.
Вот парадокс — за два последних года мне несколько раз приходилось писать о Монстрации, доказывая (в первую очередь чиновникам и милиции), что это шествие под абсурдистскими лозунгами имеет отношение к искусству, к карнавалу, а вовсе не к экстремизму, и что запрещать его глупо, а прессовать Лоскутова — бессмысленно. Прекрасно понимаю, как устроены чиновничьи и милицейские мозги, прекрасно понимаю, что первый рефлекс системы при встрече с непонятным и не укладывающимся в прокрустову логику власти явлением — держать и не пущать. Но ведь уже второй год власть справляется с рефлекторным желанием все запретить. С трудом, но справляется. И таки разрешает Монстрацию. И это, кажется, серьезный повод порадоваться не только за Монстрацию, монстрантов и всех сочувствующих, но и за нашу такую нервную систему (если кто не помнит, был на одной из прошлых Монстраций такой лозунг). Не зазорно хвалить власть за правильные поступки.
Чем больше народу собирает Монстрация, тем больше у нее становится противников
Но вот ведь какое дело: чем популярнее Монстрация, чем больше народу собирает, чем шире резонанс в интернете и в СМИ, тем больше у нее становится противников. Больше всего возмущения и недоумения, понятное дело, в сети, это как положено, но и в оффлайне мне часто случалось спорить с уважаемыми людьми из художественных кругов, которых от слова «Монстрация» плющит и таращит. Мнение режиссера Владимира Эйснера — из этого же ряда. Разве что отличается сугубой агрессивностью и нетерпимостью.Основных аргументов у стороны нападения два: это не искусство, а Лоскутов не художник, причем все это было уже сто лет назад у футуристов и обэриутов и даже у новосибирских художников круга «Зеленой пирамиды» в 90-е годы. Ну и по мелочам: Лоскутов — экстремист и наркоман, занимается самопиаром, лучше вышли бы на субботник, и вообще это не смешно. Да, и после недавнего присуждения премии «Инновация» — продался государству. Эйснер, правда, добавляет еще обвинения в том, что лидеры Монстрации делают на ней бизнес и политику, при этом отвлекая молодежь от реальной политической борьбы (очевидно, имея в виду «под знаменами КПРФ»), а несознательные монстранты льют воду на мельницу правящей партии.
Про «искусство — не искусство» как-то уже и писать не тянет, сколько можно. Возможно, режиссеру документального кино не обязательно понимать, что такое современное искусство, у нас и многие маститые живописцы до сих пор уверены, что это сплошное шарлатанство. Понятно, что это не только их вина, но и беда — как и широкой публики, с этим самым современным искусством незнакомой. У нас народ, известное дело, любит Шишкина, Айвазовского и Глазунова, а Малевича с его «Черным квадратом» до сих пор считает страшным авангардизмом и личным оскорблением. Владимир Эйснер, правда, более просвещен: он как раз приводит русский авангард начала прошлого века в пример, а также напоминает, что Маяковский и иже с ними своими выходками все предвосхитили.
У футуристов и обэриутов действовало разделение по принципу «художник — толпа». Монстрация же тем и хороша, что любой может стать ее соавтором
Некоторая правда в этом есть, творчество (в том числе и эпатажное поведение) футуристов, а еще более обэриутов можно считать одним из источников Монстрации. Но только слепой не увидит главного, принципиального отличия: и Маяковский с Бурлюками, и Хармс сотоварищи устраивали, как сегодня это называется, перформансы и хэппенинги, не подразумевающие ни интерактивности, ни партисипации (говоря просто — не вовлекали зрителей в свои акции, и тем более не предлагали всем стать участниками этих событий). То есть действовало разделение по принципу «художник — толпа». Монстрация же тем и хороша, что любой может стать ее соавтором и соучастником. Один мой друг как-то возмущался, мол, лозунги у монстрантов несмешные и дурацкие, и он бы, дескать, придумал их все за ночь гораздо лучше. Может быть. Но суть в том, что каждый монстрант свой плакат придумывает сам — лишь бы он соответствовал неполитической и некоммерческой идеологии события. Мне кажется, эта замечательная схема прекрасно работает.А насчет того, считать ли Монстрацию искусством, — вспомним, что и к футуристам, и к обэриутам отношение было поначалу, мягко говоря, неровное. Вспомним Маяковского: «Приходите через сто лет, тогда поговорим». Если уж надо примеров, то их есть достаточно, вполне известных: про живопись импрессионистов на первом салоне независимых газеты писали, что это мазня обезьяны, дорвавшейся до ящика с красками. «Олимпия» Мане вызвала такой скандал, до которого Кулику с его перформансами как до Луны. Так что в момент появления новое редко когда сразу же признается за искусство. И вообще то, что мы считаем искусством, — не более чем результат соглашения заинтересованных групп — экспертов, покупателей, галеристов, художников, зрителей. Специально обученные люди, среди которых искусствоведы и прочие специалисты, дали Монстрации премию именно как произведению визуального искусства — стало быть, она искусством и является. И про то, художник ли Лоскутов, не стоит и спорить, его главное произведение — эта самая Монстрация и есть. Если что, в современном искусстве произведениями могут быть и хэппенинги, и акции, и видеоарт, и много чего еще. А вот когда так называемый художник кисточкой по холсту чего-нибудь красивого красит — это чаще всего не искусство, а яркое пятно для дизайнера интерьеров или, что еще хуже, такие же народные промыслы, как матрешки.
В конце концов, многие и в квантовую механику не верят, а в сглаз и в инопланетян — наоборот
Я не надеюсь, что мне удалось убедить противников Монстрации в том, что это искусство, но, в конце концов, многие и в квантовую механику не верят, и в теорию относительности, а в сглаз и в инопланетян — наоборот. Дело не в этом. Современное искусство, вторгаясь в жизнь, в последнее время неизменно вызывает бурную реакцию — возмущения, отторжения, непонимания. В этом смысле Монстрация — хороший инструмент тестирования состояния общественного сознания, готовности общества воспринимать новое. Тест, неловко говорить, на толерантность.В Монстрации с самого начала удачно совместились элементы хэппенинга, флэшмоба, карнавала, политического жеста и социальной активности — такой вот «коктейль Лоскутова». Главная составляющая — это все-таки карнавал. Честное слово, я никак не могу понять, почему Эйснер и компания так возмущены именно карнавальностью. Абсурдистика, кроме почтенной традиции в искусстве нового времени, прочно укоренена и в народной смеховой культуре (сошлюсь на Бахтина, на работы Панченко). Блин, даже церковь ничего не имела против карнавала, а вот режиссер Эйснер хочет быть святее Папы... Что дурного, кто бы сказал мне, в карнавале? В Бразилии он процветает, в Венеции еще как, в других странах свои национальные способы развлекаться. А у нас-то почему такой отпор попытке один день в году сделать праздник не по распоряжению властей, а по собственной инициативе? Сделать жизнь немного многокрасочней и свободней? Возможно, у Владимира Эйснера просто плохо с чувством юмора, возможно, он просто не умеет смеяться и даже улыбаться, но с таким утилитарным подходом, если действовать последовательно, надо запретить и все другие способы увеселений — музыкальные концерты, танцы-дискотеки, театры-варьете, далее по списку. Похоже, он воспринимает жизнь со звериной, как любят сейчас говорить, серьезностью, но смех — как раз то немногое, что отличает нас от животных...
Честное слово, как-то недостойно известного серьезного человека так передергивать по мелочам
Еще меня сильно удивила агрессивная нетерпимость режиссера и попытки любым способом скомпрометировать и саму идею Монстрации, и фигуру Лоскутова. Он намекает, что и придумал Монстрацию вовсе Максим Нерода, а номер Лоскутова — шестнадцатый, и что с наркотиками у него отношения, не зря же задержали в свое время. И интересы у него меркантильные. И милиция его на Монстрацию благословляет. Честное слово, как-то недостойно известного серьезного человека так передергивать по мелочам... Нерода, Лоскутов и прочие отцы-основатели, я думаю, сами разберутся, кто внес какой вклад и что каждый сделал для Монстрации. И с хранением наркотиков тоже все не так, как Эйснер пытается представить нам, — да, на процессе не удалось доказать, что «травку» подбросили, но ведь в деле «трава» поначалу была десертом, а главным блюдом — все-таки экстремизм. Иначе чего бы занимались Лоскутовым борцы с экстремизмом из отдела «Э», прослушивали телефон? Право слово, некрасиво. Наверное, людям, не знакомым с фактами, удастся навешать лапшу на уши, но те, кто знают всю эту историю, запашок почувствуют.Некрасиво и столько раз подчеркивать, что место монстрантам в сумасшедшем доме. Согласен, не только режиссер Эйснер так считает, многие такого же мнения. Мне случилось как-то разговаривать с одним участковым, который сразу же признался, что монстрантов он не любит, потому что порядка от них нет, и вообще им место в психушке, потому что с такими лозунгами только больные на улицу выходят. Мне раньше казалось, что режиссера документального кино должна интересовать жизнь во всех ее проявлениях, во всех красках. Оказалось, нет.
К слову о психическом здоровье. В этом году со мной на Монстрацию пошла дочь, врач-психиатр, живущая в нижегородской губернии, где ни о какой Монстрации даже не слышали. Посмотрев на все это, она вынесла профессиональный вердикт: «Какой мощный антидепрессант! Я просто чувствую выброс серотонина в мозг!»
Может, пора привыкнуть, что жизнь разноцветная, а не черно-белая и не серо-буро-малиновая?
Да, я понимаю, что большинство наших граждан воспитаны в атмосфере нетерпимости ко всему, что хоть как-то выбивается из ранжира, что хоть немного отличается по цвету от серого всех оттенков. Да, мои сограждане с трудом улыбаются и не умеют радоваться и веселиться на трезвую голову — не потому ли так раздражают многих веселые и трезвые молодые люди? Мне кажется, мы много раз проходили эти уроки нетерпимости — и когда гоняли стиляг (про это хорошее кино снял Тодоровский), и в 70-е, когда дружинники насильно укорачивали прически доморощенным хиппи. Меня самого из-за длины волос и джинсы в заплатках то и дело не пускали то на уроки, то на университетские лекции... Я прекрасно помню всю эту унылую обязаловку пионерии и комсомола, откуда меня, в конце концов, и исключили. Так что не надо про то, что монстранты хотят опорочить ценности и лозунги старшего поколения. Если эти ценности в унылой и однообразной под одну гребенку жизни, то в гробу бы их видела сегодняшняя молодежь. Время, на минуточку, другое. Может быть, пора привыкнуть, что один — такой, другой — другой? Что жизнь разноцветная, а не черно-белая и не серо-буро-малиновая?Если я не ошибаюсь, то за последние десять лет Владимир Эйснер снял лишь один фильм — о новосибирском обкоме КПРФ. Я посмотрел этот фильм в интернете — он вполне чудовищный. Такой бездарной и махровой пропаганды не позволяло себе даже советское ТВ, и даже нынешние проправительственые каналы редко выдают подобную клюкву. Крут же зигзаг лауреата всяческих фестивалей — от Госпремии из рук Путина до создателя партийно-пропагандистской халтуры.
Монстранты — едва ли не самая активная часть молодежи, способная самостоятельно веселиться на трезвую голову
Чтобы было совсем понятно — не люблю я коммунистов. Не любил при советской власти, не люблю и сейчас. Но ровно так же мне не нравится ни правящая партия, ни тем более тот режим, который сложился в стране. Мне кажется, многие участники Монстрации эту нелюбовь разделяют (ну, или индиферентны), отчасти поэтому и голосуют абсурдом «против всех». Это тоже радует. Я не уверен, что смог хоть в чем-то переубедить Владимира Эйснера и его сторонников. Мне кажется, что его письмо, опубликованное на Тайге.инфо, больше говорит о нем самом, чем о Монстрации. О том, что он плохо вписался в нынешнее время, не умеет радоваться жизни и считает, что современная молодежь пошла не та, что раньше. Мне его, ей-же-ей, даже жалко — еще не старый человек так брюзжит.А если уж говорить про эту самую молодежь, то на Монстрацию выходит, отвечаю, едва ли не самая активная и инициативная ее часть, способная самостоятельно веселиться на трезвую голову. И вот она как раз умеет, уверен, всерьез и учиться, и работать, и бороться за свои права. Ну да, не под лозунгами КПРФ и не под знаменами «Единой России» — так это и хорошо. Это и внушает надежду, подпущу в оконцовке немного пафоса, на будущее страны.
Сергей Самойленко
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522