Новосибирские рокеры: «Внимания к местной музыке у нас незаслуженно мало»
© Алексей Терещенко
Презентация первого в истории Новосибирска трибьют-альбома, посвященного трагически погибшему десять лет назад Антону «Кузе» Полянскому, прошла в кабаре-кафе «Бродячая собака». О трибьюте, его герое и сибирском роке Тайге.инфо рассказали музыканты групп «Кора бэнд» и «Снег».
Презентация первого в истории Новосибирска трибьют-альбома собрала в кабаре-кафе «Бродячая собака» более десятка сибирских рок-команд. Альбом, посвященный музыканту Антону «Кузе» Полянскому, десять лет назад трагически скончавшегося на 25-м году жизни, полностью состоит из кавер-версий его песен, которые, по мнению слушателей, и сейчас бьют без промаха — в самое сердце.
О трибьюте Кузи, его герое, новосибирском роке и рок-музыке вообще корреспондент Тайги.инфо поговорила с одним из авторов проекта, членом продюсерского клуба «Танго&Кэш» и музыкантом группы «Кора бэнд» Игорем «Колькиным» Николаевым и бас-гитаристом группы Антона Полянского «Снег» Сергеем «Трам» Степановым.
Тайга.инфо: Как пришла мысль сделать этот диск? Трибьют-концертов стало недостаточно?
— Когда Антон умер, мы проводили концерты его памяти практически каждый год несколько лет подряд. А потом это всё сошло на нет. Видимо, люди устали морально, разбежались по своим делам, некоторые группы и вовсе распались. А в этом году такая дата, десять лет со дня смерти, решили её всё-таки отметить. Я позвонил Ольге Белкиной — это наш сотоварищ, организатор всяческих событий, она предложила сделать не просто концерт, а записать трибьют, чтобы хоть какая-то память осталась. Песни Кузи и раньше исполняли на концертах, но записей не было. Это вообще первый трибьют в Новосибирске.
Мы кинули клич в интернете и по знакомым, так и подобрались группы. Кто захотел, тот и откликнулся, если бы материала набралось на два диска, выпустили бы два, а три — так три. Хотя многие из тех, кто вызвался, в итоге ничего не сделали. С другой стороны, клич ушёл за пределы Новосибирска. Например, ребята из Междуреченска, группа «Херовъ генератор», ничего с нами не согласовывая, прислали уже готовые треки.
Тайга.инфо: Как удалось найти ресурсы для записи? Предприятие-то не из дешёвых.
— Это опять же подсобила Ольга Белкина. Она сразу нашла нам студию — Castle-M из Верх-Тулы. Ее владелец Алексей, этакий меценат нашего времени, предоставил нам ее для записи совершенно бесплатно. Зукорежиссёр Castle-M Сергей Бутяев, тоже не взял с нас ни копейки. Впрочем, у музыкантов был выбор: ехать в Верх-Тулу и записываться бесплатно или же делать всё в Новосибирске, но своими силами. Часть так и поступила.
Тайга.инфо: На фоне разговоров, что в Новосибирске, да и вообще в России, рока нет, скажем так, слёт такого количества местных да к тому же «олдовых» музыкантов выглядит явлением из ряда вон. Может быть, вопрос не в том, есть ли в Новосибирске рок, а в том — нужен ли он вообще городу?
— Я уже писал и на «Тайге», и в прочих дискуссиях высказывался: искания вроде «рок или не рок», был Кузя рок-героем или нет — это всё формализм. Кузя писал замечательные песни, которые до сих пор востребованы людьми, это главное, а рок это или не рок... Мне кажется, поиски стилей уже уходят в прошлое. Люди, которые пытаются подогнать музыку под какие-то лекала, просто узко мыслят.
О трибьюте Кузи, его герое, новосибирском роке и рок-музыке вообще корреспондент Тайги.инфо поговорила с одним из авторов проекта, членом продюсерского клуба «Танго&Кэш» и музыкантом группы «Кора бэнд» Игорем «Колькиным» Николаевым и бас-гитаристом группы Антона Полянского «Снег» Сергеем «Трам» Степановым.
Тайга.инфо: Как пришла мысль сделать этот диск? Трибьют-концертов стало недостаточно?
— Когда Антон умер, мы проводили концерты его памяти практически каждый год несколько лет подряд. А потом это всё сошло на нет. Видимо, люди устали морально, разбежались по своим делам, некоторые группы и вовсе распались. А в этом году такая дата, десять лет со дня смерти, решили её всё-таки отметить. Я позвонил Ольге Белкиной — это наш сотоварищ, организатор всяческих событий, она предложила сделать не просто концерт, а записать трибьют, чтобы хоть какая-то память осталась. Песни Кузи и раньше исполняли на концертах, но записей не было. Это вообще первый трибьют в Новосибирске.
Мы кинули клич в интернете и по знакомым, так и подобрались группы. Кто захотел, тот и откликнулся, если бы материала набралось на два диска, выпустили бы два, а три — так три. Хотя многие из тех, кто вызвался, в итоге ничего не сделали. С другой стороны, клич ушёл за пределы Новосибирска. Например, ребята из Междуреченска, группа «Херовъ генератор», ничего с нами не согласовывая, прислали уже готовые треки.
До 2000 года в новосибирской рок-среде ничего не было, кроме концертов
Главная же идея была в том, чтобы ещё раз поднять творчество Кузи, чтобы оно ни в коем случае не было забыто. До 2000 года в нашей рок-среде ничего не было, кроме концертов, даже «точек» толковых не было. Это была главная проблема. Аппаратура была такая — не то что записаться, на ней играть-то по-человечески было нельзя. Всё кое-как писалось на концертах и репетициях, но удобоваримого звучания не было. Эту потерю нам и хотелось восполнить. Ну и просто интересно было посмотреть на новый подход к творчеству Кузи. Некоторые выбрали один и тот же материал и представили своё видение — получилось, на мой взгляд, любопытно.Тайга.инфо: Как удалось найти ресурсы для записи? Предприятие-то не из дешёвых.
— Это опять же подсобила Ольга Белкина. Она сразу нашла нам студию — Castle-M из Верх-Тулы. Ее владелец Алексей, этакий меценат нашего времени, предоставил нам ее для записи совершенно бесплатно. Зукорежиссёр Castle-M Сергей Бутяев, тоже не взял с нас ни копейки. Впрочем, у музыкантов был выбор: ехать в Верх-Тулу и записываться бесплатно или же делать всё в Новосибирске, но своими силами. Часть так и поступила.
Тайга.инфо: На фоне разговоров, что в Новосибирске, да и вообще в России, рока нет, скажем так, слёт такого количества местных да к тому же «олдовых» музыкантов выглядит явлением из ряда вон. Может быть, вопрос не в том, есть ли в Новосибирске рок, а в том — нужен ли он вообще городу?
— Я уже писал и на «Тайге», и в прочих дискуссиях высказывался: искания вроде «рок или не рок», был Кузя рок-героем или нет — это всё формализм. Кузя писал замечательные песни, которые до сих пор востребованы людьми, это главное, а рок это или не рок... Мне кажется, поиски стилей уже уходят в прошлое. Люди, которые пытаются подогнать музыку под какие-то лекала, просто узко мыслят.
Те, кто пытается подогнать музыку под какие-то лекала, просто узко мыслят
В Новосибирске рок есть — это факт. Да, он не носит массовый характер, так всегда было. Новосибирская рок-музыка локальна, но она есть, пока есть публика на концертах и есть эти песни в чьём-то плейере. Если рок нужен, значит, он есть. Другое дело, что у нас нет той аудитории и тех источников, которые были бы способны коммерчески поддерживать местный рок.«Радио MAXIMUM» у нас нет, «Наше радио» не выдержало, радио «ОТС» кануло в прошлое. Нет радио, которое жило бы за счёт рекламодателей, слушающих рок, и нет тех, кто был бы готов покупать записи. Ну поднапряжётся группа, ну выпустит 100 дисков, ну купят их люди. Но 500 дисков-то не купят, чтобы хотя бы запись окупилась. На этом всё и стопорится.
Тайга.инфо: Получается, рок как вещь в себе, как некая среда уже не нужен? Стоит ли вообще пытаться вне столиц на нём заработать? И мечтал ли сам Кузя о коммерческом успехе и славе?
— Вот Кузя как раз, который был безалаберным и безответственным, всё-таки верил, что его песни будут востребованы. В коммерческом плане или нет — другой вопрос. Но в одном интервью «12 каналу», в
Заработать на своей музыке всегда сложно, это проблема всех городов России. Всё равно вся музыкальная жизнь сосредоточена в Москве и Питере. Сама понимаешь, эту тему можно эксплуатировать бесконечно: там лучшие клубы, там вертятся деньги, там больше аудитория. Но и там группы зарабатывают копейки, никто на лимузинах не ездит.
На вопрос о цели он ответил: «Минимум — „Театр Аллы Пугачёвой“». Чувствовал, что его песни будут кому-то нужны
Исторические корни рока у нас отсутствуют. Если на Западе есть преемственность поколений, а блюз и джаз впитываются с молоком матери, то к нам это пришло только вТайга.инфо: А как же другие возможные преемники, например, нынешние
— Есть и такое, тусовку никто не отменял. Но всё же многие пытаются устраивать какие-то пробы, постоянно ищут свежих музыкантов, пытаются диски записывать, рассылают пресс-релизы. Но ведь журналистам редакции не дают заданий, мол, найдите мне рок-группу интересную, расскажем о ней. Да многие журналисты сами в этой среде крутятся и знают всех, о ком стоило бы написать, но чаще всего редакционная политика такова, что это просто невыгодно. Сегодня это ещё одна проблема существования рок-музыки — отсутствие откликов в прессе.
Как ни странно, но с 1991 до 1998 года на местном ТВ — на «12 канале» и на НТН — часто показывали сюжеты о новосибирских рок-группах. На ГТРК вообще целая программа была «Пилот», местные группы играли в прямом эфире. То есть музыка доходила до обывателя, люди видели, что рок у нас действительно есть. А потом это всё стало нерентабельной тратой эфирного времени. Вроде бы сейчас расшевелились немного: на ОТС есть «Музыкальный диагноз», в «Комсомолке» рубрика «Неформат» — но и это не всегда адекватно. Внимания к местной музыке у нас незаслуженно мало. Зато совсем иная ситуация с поэзией. Это хорошо, но этого недостаточно.
Тайга.инфо: Ладно, сейчас вышел диск. Какую судьбу вы ему уготовили?
— Да что тут говорить. Далеко с этим не уйдёшь. Музыканты получат свои авторские диски, часть дисков продалась непосредственно на концерте, что осталось, раздарится или будет постепенно продаваться.
Тайга.инфо: Получается, превратится в раритет.
В ту же «Агарту» придёшь, а тебе скажут: мол, диск не лицензионный, налоги не уплачены, права не оформлены — всё, досвидос
— Получается так. Даже чисто теоретически выставить его некуда. «Рок-зоны», можно сказать, уже нет, в сетевых магазинах его просто не заметят. В ту же «Агарту» придёшь, а тебе скажут: мол, диск не лицензионный, налоги не уплачены, права не оформлены — всё, досвидос. Правда, мы и не пробовали предложить. Остаётся только «Бродячая собака» и Underground bar, но там всё та же публика — люди, у которых этот диск либо уже есть, либо они его взяли у друзей. До широкой аудитории он не дойдёт. В общем-то, мы рассчитываем только на реализацию через интернет. Ценители всё равно купят, он на то и рассчитан — 200 штук плюс перекачка через интернет. В mp3-формате он разойдётся гораздо большим тиражом. Да и цели заработать у нас не было.Тайга.инфо: К нашей беседе присоединился Сергей «Трам», не просто близко знавший Кузю, но и игравший с ним в одной группе. Ты сможешь, наверное, точно ответить, был ли Кузя рок-героем?
Сергей: В какой-то степени да, был. Жил, не думая особо о будущем, всё, что умел делать, — сочинять песни и исполнять их. Отказывался от всего, что мог предложить мир начала девяностых, в пользу своей свободы. Такое раздолбайство вперемешку с талантом — таким, наверное, и был рок-герой того времени.
Тайга.инфо: А каков образ современного рок-героя? Кто сегодня способен повести за собой?
Сергей: Ну не Кинчев точно, сегодня там слишком много пафоса, это рок-герой прошлого. А сегодня — должен быть, наверно, кто-то позитивный. Должно быть что-то бодрое, вроде пост-панка. В Новосибирске, например, есть такая группа No Fuzz, там девчонки такие заводные поют.
Игорь: Сейчас сложно определить какой-то образ рок-героя, потому что уходит, да что там, уже ушла его главная составляющая — протест. Но всё же музыкант, прежде всего, должен быть талантливым, и это должно сочетаться с той долей свободы, которая допустима в нашем обществе. Кузя обладал таким талантом: да, он бухал, но, как только он начинал петь, публика замирала.
Тайга.инфо: Кстати, существует мнение, что окружение Кузи, да и не только его, но и многих других погибших поэтов, музыкантов, столь восхищавшееся его талантом, само способствовало такому трагичному исходу. Одни приносили на тусовки наркотики, чтобы стать «своими», другие закрывали на это глаза, и никто не остановил, никто не удержал.
Сергей: А как человека остановишь? Это же не разовая акция была, время от времени такое происходило. До поры как-то проносило, могло и в этот раз обойтись...
Кузя обладал талантом. Да, он бухал, но, как только начинал петь, публика замирала
Игорь: За тот год вообще умерло много людей от героина: он только-только пришёл в местную рок-тусовку, а до 1998 года его в Новосибирске не было. Но надо оговориться, что Кузя не был героинщиком. Он был похож на ребёнка, у которого отсутствовал инстинкт самосохранения. Когда впервые бьёт током, ребёнок запоминает неприятное ощущение и потом не пытается больше пробовать. А Кузя то ли забывал об этом, то ли ему нравилось ощущение риска, жизни на грани, то ли он просто не осознавал опасности.Сергей: Ну и ещё до Кузи не было таких случаев именно с близкими людьми. Он открыл счёт — после него были уже другие смерти рок-музыкантов.
Тайга.инфо: Какой был отклик рок-сообщества на эту смерть? Что она изменила?
Сергей: Да это был шок! Долгое время просто не могли даже осознать этой мысли — Кузи больше нет с нами. Настолько это была нетипичная смерть для новосибирского музыканта. Пресса очень быстро среагировала: в газетах местных написали о случившемся, на каком-то канале даже показали концерт памяти Кузи...
Игорь: Смерть Кузи прежде всего изменила, наверное, его образ. Он и при жизни-то был местной рок-легендой, но именно после смерти его песни стали ещё больше востребованы, всё больше людей их оценило: новых-то уже не будет. Помню, как много народу было на похоронах, никто не ожидал, что придёт столько людей. Всё было довольно тихо, звучали его песни. Кстати, мотив ухода и оставления неизменный в его песнях. Только представь: холодный март, в воздухе ощущение потери, Кузя лежит в гробу — неживой, неподвижный, нездешний, — и над всем этим звучит его песня «Дорожная». А там строчки такие: «Я оказался в пропасти станций, на перекрёстке грёз. И не уйти мне, и не остаться, и не заплакать — нет слёз». А слёз и вправду нет, да и откуда им взяться? Он уже никогда не заплачет. А мы всё, что можем сделать, так это сохранить его песни, чтобы их услышали новые люди.
Беседовала Татьяна Ломакина. Видео — Coraband
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522