Марат Гацалов: «Театр не должен обслуживать государственный запрос»
© Татьяна Ломакина
Московский режиссер Марат Гацалов, возглавляющий драмтеатр в Прокопьевске, поставил в новосибирском театре «Глобус» пьесу «Август: графство Осейдж» и рассказал Тайге.инфо, почему молодые режиссеры едут из Москвы в провинцию, может ли искусство быть патриотичным и что театр — это очень странно.
На малой сцене новосибирского театра «Глобус» 14 сентября состоялась первая в новом сезоне премьера. Московский постановщик Марат Гацалов, с 2010 года — главный режиссер Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола, представил новосибирцам американскую пьесу «Август: графство Осейдж», за которую драматург Трейси Леттс получил Пулитцеровскую премию и пять бродвейских наград Tony Award. Накануне премьеры Гацалов рассказал Тайге.инфо, почему молодые режиссёры выбирают провинциальные подмостки, может ли искусство быть патриотичным и что театр — это очень странно.Тайга.инфо: Марат, как вам новосибирская сцена?
Я достаточно новый человек в Новосибирске, но точно знаю, что это очень театральный город
— Я неустанно говорю, как мне нравится труппа [театра «Глобус»] — очень талантливая, классные ребята. То, что они делают в спектакле, мне очень-очень нравится. Их надо беречь и любить. Наверное, нескромно так говорить, но я считаю, что тому, как работают эти ребята, могут позавидовать многие актёры столичных театров. Вообще, я здесь достаточно новый человек и пока не понимаю всех театральных дел Новосибирска. Но я точно знаю, что это очень театральный город. Здесь есть классные театры — «Глобус», «Красный факел», Театр Афанасьева замечательный, «Первый театр» тоже отличный.Тайга.инфо: Почему для постановки был выбран малый зал «Глобуса», а не большой?
— Такая ситуация была предложена изначально. Но я вообще, честно говоря, с большим пространством никогда не работал, это не моя история. Я не очень люблю большую сцену, потому что на ней интимности не добиться. Хотя многие и говорят, что это материал для большой сцены, мне так не кажется. Для этой пьесы важна камерность.
Тайга.инфо: Округ Оссейдж штата Оклахома, где происходит действие пьесы, находится на территории резервации индейцев. А мать семейства Уэстон отплясывает под группу Doors, лидер которой Джим Моррисон провозгласил себя «Королём ящериц» и всерьёз увлекался шаманизмом. Всё это неспроста объединено в вашем спектакле?
— В целом, да. В оригинале Вайолет Уэстон слушает Эрика Клэптона, но я, когда читал пьесу, даже представить себе этого не мог. Мне показалось, что у Вайолет с ее супругом Беверли была очень весёлая юность, которая как раз приходится на время «Вудстоков», то есть на 60-70-е годы, и Doors — это их поколение и их атмосфера. Ну и, всё-таки, Джим пободрее будет. Плюс сама героиня очень метафорична — хозяйка земли, на которой эти люди когда-то построили дом, а сейчас он рассыпается буквально на глазах. В остальном же индейская тема больше интуитивная, настроенческая. Сама пьеса — такая семейная сага, развязка которой происходит в одном месте — то есть, по сути, она устроена по законам классицизма. Вообще, когда я был в Америке, то заметил, что у них преобладает классическая школа драматургии. У нас же очень много людей работают над сложными формами пьес. Но мне очень нравится сама история, заложенная в пьесе, её персонажи.
Тайга.инфо: Специально для вашей постановки «Глобус» заказал новый перевод текста, и теперь не похоже, честно говоря, чтобы так говорили американцы. Получается, что здесь национальная идентичность не важна?
В Америке преобладает классическая драматургия. У нас же много людей работают над сложными формами
— Это заслуга не перевода, а актёров. Много текста менялось именно под нормальный человеческий язык. Когда актёры репетировали, выяснилось, что там есть невозможные моменты. Перевод — это всегда большая проблема. Для нас его делали очень быстро, поэтому в нём было много-много проблем. Всё остальное — глупость. Это [национальная идентичность в речи персонажей] совсем не нужно. Посмотрите фильмы советские, где русские актёры из Рязани играют каких-то лордов.Тайга.инфо: Год назад ваш спектакль «Экспонаты» был награждён «Призом критики» главной театральной премии России «Золотая маска». После этого триумфа вы продолжаете сотрудничать с прокопьевским драмтеатром?
— Я по-прежнему его главный режиссёр и по-прежнему очень люблю этот театр. Сейчас будем делать новую постановку, но о ней пока рановато рассказывать. Я довольно суеверный человек — как бы чего не случилось. А то я вот хотел кино снимать по одному сценарию и уже многим об этом рассказал, а потом раз — и права на него были проданы другой компании. Поэтому я с этим делом теперь аккуратнее.
Тайга.инфо: Говорят, наметилась такая тенденция:
Многим молодым режиссёрам не дают работать в Москве, вот они и едут в провинцию
— Нет, это не так. Работать негде, вот и едут режиссёры в провинцию. Просто в Москве многим молодым режиссёрам не дают работать, вот и всё. Я сделал в Москве четыре спектакля и знаю, что там достаточно сложно попасть на какую-то столичную площадку. То есть, это должны быть какие-то звонки, рекомендации, всякая ерунда. Либо молодой режиссёр должен сделать какой-то спектакль «на коленке», который всех в столице потрясёт. В Москве я сейчас работаю в Центре Казанцева (Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина, — прим. Тайга.инфо), руковожу проектом «Мастерская на Беговой». Там мы делаем лабораторию для молодых режиссёров и драматургов. На каждой лаборатории длиной в неделю четыре режиссёра делают четыре показа — эскиза к спектаклю. Это даёт реальную возможность новому поколению поставить что-то в Москве. А так, никто никого никуда не пускает: а вдруг он поставит хороший спектакль? Поэтому, да, провинциальные театры — это плодотворная среда. Но бывает по-разному. Всё зависит от человека.Тайга.инфо: Как вы считаете, когда «сверху» спускается установка, что, мол, искусство должно быть патриотичным и нести в массы духовно-нравственные ценности, есть ли у искусства шанс остаться самим собой? Или оно просто превращается в «услугу культуры населению»?
— Я не очень понимаю, что значит «искусство должно быть патриотичным» — как это вообще? Другой вопрос, что искусство ничему определённому не учит и никого никогда ещё не научило, — это очевидно. Искусство есть искусство — люди занимаются чем-то, но не знают, зачем. Чему учат картины Леонардо да Винчи? Точно не патриотизму.
Тайга.инфо: Насколько государство вообще имеет право вмешиваться в дела театра, и что деятели искусства, с другой стороны, вправе требовать от государства?
Мы никого не учим, как заниматься финансами или политикой: каждый должен заниматься своим делом
— Театр и государство занимаются разными вещами. Но русский репертуарный театр без господдержки погибнет. У нас же всё работает по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку». С другой стороны, мы же никого не учим, как заниматься финансами или политикой — просто потому, что каждый должен заниматься своим делом. А театр нужен людям, он должен оставаться пространством для непростого, интересного диалога со зрителем. Театр не должен обслуживать государственный запрос, иначе он перестанет быть театром.Тайга.инфо: Это же применимо и к другим видам искусства.
— Абсолютно так. Просто театр — структура чуть-чуть другая. Это какой-то особый вид искусства — очень странный. Ну правда! В залы приходят люди, а там другие какие-то люди что-то играют, изображают жизнь — это же всё очень странно. И мне это безумно нравится.
Беседовала Татьяна Ломакина
Фото с премьеры — Виктор Дмитриев
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522