Директор новосибирской филармонии Александр Назимко: «Не должно быть культурных окраин и культурного центра»
© Татьяна Ломакина
Директор Новосибирской государственной филармонии Александр Назимко рассказал в интервью Тайге.инфо, насколько удачным в коммерческом плане получился фестиваль Sib Jazz Fest 2011, чего следует ждать от нового зала филармонии и как классическая музыка влияет на правосознание.
Тайга.инфо: Совпали ли ваши ожидания от Sib Jazz Fest с его результатами?
— Когда речь идёт о такой махине, как большой серьёзный фестиваль, двумя фразами не обойдёшься — много можно сказать и хорошего, и критического. В целом, этот фестиваль мы можем считать положительным опытом для филармонии. Но оценивать должны всё-таки зрители и музыканты, от которых, кстати, я уже получил много благодарственных эмейлов. Даже какие-то небольшие проблемы, с которыми сталкивались музыканты, не испортили общего впечатления. Самое главное, что фестивальное настроение праздника получилось. Мне рассказывали, что Ди Ди Бриджуотер, когда улетала, расплакалась в аэропорту. Дидишка наша, как мы её звали. Ей очень понравилось это прозвище, она потом так и подписывалась — «Deedeeshka». Те зрители, с которыми я общался, оценивают Sib Jazz Fest как ещё один шаг вперёд в развитии джаза в Новосибирске.
Тайга.инфо: Оказалась ли филармония способной потянуть его финансово?
— Мы ещё не подсчитали все наши убытки. То, что фестиваль убыточен, это безусловно. Мы не можем существовать без поддержки и области, и города. К сожалению, с этим ещё существуют проблемы — настолько серьёзные, что дальнейшее проведение фестиваля в Новосибирске находится под угрозой.
Насколько важно проведение таких культурных праздников, видимо, для сегодняшнего состава горсовета неочевидно
Поддержку нам оказали спонсоры и областная администрация, причём — значительную. Предполагалось, что мэрия поможет нам как-то покрыть расходы. Не могу сказать, что были гарантии, но на сегодня положительного решения ещё нет. Говорили о том, что городу, да, нужен такой фестиваль, да, безусловно, мэрия будет делать всё возможное, чтобы этому помочь. Но в цифрах слова пока не нашли выражения. Обсуждение вопроса проходит через поправки к бюджету и через депутатский корпус. Насколько важно для города проведение таких культурных праздников, видимо, для сегодняшнего состава горсовета неочевидно. Наверное, там видят какие-то другие болевые точки в жизни города.На мой взгляд, такой подход довольно однобокий. Если значительной поддержки не будет, то Sib Jazz Fest в его сегодняшнем формате существовать не сможет. Он будет опираться не на тех звёзд, которые сегодня являются одними из лучших музыкантов мира и кого действительно надо привозить, а на тех, кого получилось привезти и кто согласен приехать за небольшие деньги. В этом случае говорить о качестве, конечно, не придётся, и это будет шаг назад. И мне, честно говоря, заниматься фестивалем такого уровня будет не интересно. Тогда, наверное, пусть это делает кто-то другой.
Тайга.инфо: Ещё несколько лет назад сложно было представить, что в Новосибирск приедут такие мегавеличины джаз-музыки. Что изменило ситуацию?
— Опыт организации концертов. Например, полтора года назад я месяц провёл в Америке — изучал организацию работы музыкальных коллективов и учреждений, организующих концерты, начиная с системы образования и до крупных симфонических оркестров. У меня была возможность походить на концерты и обзавестись многими контактами. На больших европейских фестивалях я также наблюдал подходы к организации и, конечно, изменил к этому своё отношение.
Я понимаю, что настоящий праздник можно сделать, только когда привозишь музыкантов, которые удивляют, поражают мастерством. А таких, как оказывается, не так уж много. Важно привезти сюда лучших, чтобы даже люди, никогда не слушавшие джаз, попав на концерт, приобщились к этой эстетике и начали относиться к музыке не так, как воспитывает наше телевидение, а с серьёзными требованиями и большим вкусом. То есть это очень важная социальная функция. Это меняет общество по большому счёту.
Новосибирск должен стать одним из центральных городов джаза в России и главным в Сибири
Я всегда считал, что для Сибири и в особенности для Новосибирска джаз является родной по духу музыкой. В отличие от других сибирских городов, Новосибирск создавался очень стремительно и с необыкновенными карт-бланшами в плане внутренней свободы — даже в самое застойное советское время. Я думаю, что Новосибирск должен по существующим традициям стать одним из центральных городов джаза в России и главным в Сибири.Но Sib Jazz Fest сможет реально влиять на общество и на имидж города, только если будет проходить регулярно и только на высоком уровне. Сегодня нет, наверное, ни одного российского специалиста в джазе, который, увидев буклет нашего фестиваля, не начал бы совершенно по-другому относится к городу. Они все говорят: «Ну конечно, вы же столица Сибири». То есть такие события действительно ставят город в центр.
Тайга.инфо: Это всё импорт музыкантов. А как в Новосибирске поставлен экспорт?
— И Биг-бэнд Владимира Толкачёва, и «Сибирский диксиленд» уже много раз бывали на разных фестивалях мирового уровня — во Франции, Швейцарии, Англии, Германии. Я в этом году был с «Диксилендом» на старейшем немецком джазовом фестивале в городе Кайзерcлаутерн. Мы были там тёмной лошадкой, организаторы нас совсем не знали. Но всё прошло отлично, и организаторы потом со сцены, в интервью и нам лично сказали, что по-другому теперь относятся к нам и будут рекомендовать нас своим коллегам. И везде звучало: «Новосибирск, Новосибирск, Новосибирск».
Тайга.инфо: Может быть, это реакция на экзотику?
— И это тоже, конечно. Для них было совершенно неожиданно то, что в Сибири играют джаз. Даже для москвичей это бывает неожиданно. Только что «Диксиленд» вернулся из Алжира, где выступали на «Днях культуры России». Программу составляли в основном московские коллективы, которые, как оказалось, не представляли, что в Новосибирске есть джаз-бэнд такого уровня. Они вообще не ожидали, что в Новосибирске играют джаз!
Но есть и негативный момент, о котором нельзя умалчивать. Мы реально почувствовали, что ситуация с джазовой публикой и джазовыми музыкантами в нашем городе начинает ухудшаться. Когда была эпоха серьёзных джазовых фестивалей, наши музыканты входили во все рейтинги по разным музыкальным инструментам и очень котировались по стране. Спустя время, когда либо фестивали не проводились, либо музыканты, приезжавшие в Новосибирск, далеко не всегда соответствовали уровню, мы столкнулись с тем, что фестивальная публика уже растерялась, а уровень наших музыкантов начал падать — на фоне других. Те, кем мы здесь восхищались, вдруг оказались не так уж великолепны. Мы засиделись в замкнутом пространстве — сильно далеко находимся от культурных центров Европы. Как менеджер, я понимаю, что проблема необязательно в музыкантах: они, чтобы расти, должны куда-то выезжать и что-то видеть здесь. Живая игра мастеров и возможность поиграть с ними на сейшене — это стимул для роста музыканта и его стремления даже переплюнуть этот уровень.
Тайга.инфо: Sib Jazz Fest проходил в ДКЖ и в клубах «Интеграл» и «Изюм». Когда у филармонии появится уже новый зал, и чего вы от него ждёте?
Сейчас речь идет о 2012 годе — до зимы, говорят, новый зал будет сдан. Но я не хотел бы, чтобы срок сдачи перевесил качество
— Сейчас идёт речь о 2012 годе — до зимы, говорят, зал будет сдан. Желательно бы, конечно, до начала сезона. Но я не хотел бы, чтобы срок сдачи перевесил качество. Этого я очень боюсь. В городе нет ни одного зала, в котором бы заранее предусматривалось, что человек будет здесь слушать симфонический оркестр. Впервые этим вопросом задались, когда строился камерный зал Дома Ленина: были приглашены неплохие специалисты, они позволили сделать в этом зале достаточно приличную акустику. Но имея такой камерный зал, мы не имеем зала большого, где можно было бы собрать симфонический оркестр, хор, орган, услышать всю эту красоту и мощь как естественный звук, а не пропущенный через электронные приборы. Такие залы есть в любом маленьком городке Европы. Сегодня они активно строятся в Китае, на Тайване, и я не могу сказать, что с какими-то бешеными затратами. Они выглядят очень просто, даже примитивно, но, тем не менее, там каждая мелочь сделана для наилучшего акустического эффекта.Мы настаиваем, чтобы для нашего нового зала все требования акустиков к строителям и смежным организациям были учтены. Они не очень привыкли к таким требованиям, но думаю, сейчас строители прониклись пониманием, что они строят именно концертный зал. Получится акустика или нет — для меня остаётся загадкой. Нашим залом занимаются российские акустики, и это несколько смущает. Но они делали проект в сотрудничестве с известной немецкой компанией, на счету которой немало залов. Так что, я думаю, мы можем надеяться на хорошую акустику. Мы готовы подождать несколько месяцев и позже намеченного срока сдачи. Мы ждали много лет — практически всю жизнь, подождём ещё.
Тайга.инфо: С 1 января новосибирская филармония стала автономным учреждением. Удаётся ли зарабатывать на классической музыке?
— Главная наша задача — просветительская. Нас нельзя рассматривать как досуговое учреждение, созданное для того, чтобы развлекать в вечернее время. Филармоническое искусство становится таковым только для той категории зрителя, которая достигает определённого культурного уровня: для них классическая музыка действительно становится досугом. Для большинства же людей это — просвещение.
Любовь появляется тогда, когда появляется знание. Но сегодня систему музыкального образования в общеобразовательных школах России нельзя называть образованием ни в коем случае. Сегодняшний выпускник школы не знает ни музыкальной грамоты, ни каких-то основных музыкальных произведений — для него это абсолютно непонятная сторона жизни. Мы делаем в школах более 1000 концертов в год, но силами одной филармонии положение не исправить. Даже уроки рисования дают больше эстетических навыков. В подавляющем большинстве музыкальное воспитание сводится к разучиванию под баян современных шлягеров и пению их хором. Когда я с этим сталкиваюсь, я просто в ужас прихожу.
Тайга.инфо: Причём ни министерство образования, ни сами школьники не видят в этом трагедии.
— Я считаю, что главная задача образования — не только вложить знания, но прежде всего воспитать гармоничную личность. Совершенно пренебрегать эстетическим развитием, как это происходит сегодня, нельзя. Получается, что мы выпускаем в жизнь этакий полуфабикат — кого-то потом жизнь как-то обтёсывает, кто-то сам занимается, а для кого-то большинство вещей остаются неизвестными до самого конца. У многих где-то после сорока, по наблюдениям социологов, в силу развития возрастают духовные потребности. Его уже не удовлетворяет бульварная литература — он читает умные книги, вместо боевиков ему уже авторское кино подавай. То же самое и в отношении музыки. Когда человек после сорока впервые прикасается к этому и начинает понимать красоту мира, у него появляются очень поздние сожаления. Почему же я был лишён этого раньше? Почему люди, которые должны были мне это показать, в своё время этого не сделали? Я уверен, что такие ощущения приходят к каждому мыслящему человеку.
Тайга.инфо: Что мешает филармонии влиять на такое положение вещей?
Глава Первомайского района должен думать не только о том, чтобы лампочки горели во дворах, но еще и о культурной жизни
— Наша болевая точка — география, возможность донести нашу деятельность до людей. В 2005 году я участвовал в создании программы мэрии «Устойчивое развитие города», в которой прописывал, что необходимо сделать для нормального развития концертной жизни. Это было утверждено, но столкнулось с тем, что необходимо ломать мышление людей. Что, для организации концертов нужны серьёзные финансовые вложения? Нет, этого не требуется. Залы есть? Есть. На Первомайке — отличный ДК железнодорожников — недавно после ремонта. Но почему там нет симфонических, камерных концертов? Директору, должно быть, это не надо. Но есть же ведь ещё и глава района, который должен думать не только о том, чтобы было чисто и лампочки горели во дворах, но еще и о культурной жизни.В Конституции говорится о равном доступе к культурным ценностям для людей, но сегодня этого нет. В Новосибирске, культурной столице Сибири, из десяти районов мы работаем только в четырёх — Центральный, Железнодорожный, Советский, Калининский (в ДК Горького, разумеется, но никак не в 5-м или 6-м микрорайонах). Мы практически никогда не выступаем в Первомайском, Октябрьском районах и в Левобережье, а это — полгорода! Большинство людей, живущих там, не имеют возможности приехать в центр города, чтобы сходить на концерт, который закончится в десять вечера, и вернуться домой — это риск, особенно если ехать с детьми. Город, где больше половины населения практически не имеет возможности слушать серьёзную музыку, не может считаться столицей. Наша задача — чтобы не было такой дифференциации, чтобы общество было максимально единым. Не должно быть культурных окраин и культурного центра.
Тайга.инфо: Кажется, культурные окраины не очень-то горюют без классической музыки.
— Здесь срабатывает инерция мышления. Люди думают о культурной жизни в последнюю очередь. Наша просветительская функция необходима не только для жителей отдалённых районов, но и для руководителей. Они ведь тоже не все сильно просвещены. И это также сказывается на положении этих районов. Если брать регионы, то, например, в Чите симфонические концерты проходят где-то раз в два года — музыканты приезжают к ним из Иркутска. И я не могу сказать, что там люди сильно страдают без концертов. Они как жили, так и будут жить. Им, может быть, это и не надо. Но есть же какой-то уровень развития. Уберите сегодня из новосибирской жизни симфонический оркестр — это будет шок, трагедия для большого количества людей. А в Чите, наверное, никто ничего такого не чувствует. Они этого просто не знают.
Любой петербуржец, который не ходит на концерты, все равно знает, что он живет в культурной столице и гордится этим
Для любого общества есть очень важное понятие — культурная элита. Кто-то может сказать, что, вот, я не хожу на симфонические концерты, мне они до лампочки, но я должен знать, что в моём городе это есть, и есть люди, которые это ценят и любят. Это создаёт культурный фон, и наша жизнь меняется. Вот мы называем Питер культурной столицей. Уверяю вам, что любой петербуржец, который не ходит ни на концерты, ни в театр, ни на выставки, всё равно знает, что он живёт в культурной столице, гордится этим и ведёт себя соответствующим образом. Это оказывает влияние на всё общество. В том числе на бытовые мелочи, которые не всегда с этим свяжешь. Например, культурно воспитанные люди более законопослушны, у них уровень правосознания выше. Или поведение на дорогах — пропускает водитель пешехода или нет. Связано ли это с симфоническими концертами? Как ни крути — связано!Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522