Мюнхгаузен на «едре»: выставка карикатур в Сибирском центре современного искусства
© Татьяна Ломакина
Выставка «Привет, Мюнхгаузен!» открылась в Сибирском центре современного искусства 2 ноября. Это ретроспектива работ новосибирских карикатуристов, которые 20 лет назад объединились в клуб «Ядро Мюнхгаузена» и описали историю новой России в картинках. Авторы экспозиции рассказали Тайге.инфо о том, как скучная, но смешная политика убивает карикатуру, а выборы зарятся на её труп.
Выставка «Привет, Мюнхгаузен!» открылась в Сибирском центре современного искусства в Новосибирске. Это ретроспектива работ новосибирских карикатуристов, которые 20 лет назад объединились в клуб «Ядро Мюнхгаузена» и описали историю новой России в картинках. Авторы экспозиции Сергей Мосиенко, Владимир Степанов, Александр Медведев и Дмитрий Дроздов рассказали Тайге.инфо о том, как скучная, но смешная политика убивает карикатуру, а выборы зарятся на её труп.«Карикатуры — это самые простые сообщения, как автомат Калашникова или УЗИ — язык настолько простой и настолько убойный, что ничего не надо выдумывать дополнительно, всё и так понятно», — уверен Вячеслав Мизин из арт-группы «Синие носы».
«Карикатура — самое народное искусство, самое политичное и социальное, — подхватывает координатор СЦСИ Сергей Самойленко. — И как раз сейчас, с наступлением нового застоя, о котором нас все предупреждают, это искусство возвращается и становится самым жизненно актуальным и современным. У наших художников появятся новые поводы для работы по мере того, как застой будет укрепляться и процветать».
«Он заблуждается. С застоем приходит в упадок и карикатура», — возразил галеристу художник Владимир Степанов. «Теперь „Ядро Мюнхгаузена“ надо не через „я“ писать, а через „е“», — съехидничал Мизин. Карикатуристы утверждают, что в их жанре сейчас особо ничего не происходит — политика в стране скучная, однообразная, но при этом Россия так устроена, что всё время возвращается на круги своя, встречаясь «лицом к лицу» всё с теми же «граблями».
По мнению художника-карикатуриста Сергея Мосиенко, вечный эталон жанра — публикации в сатирическом журнале «Крокодил» 20-40-х годов. А в 70-80-х годах карикатуры советских художников были лучшими по результатам международных конкурсов.
«Потому что тогда на стыке социально-политических проблем, рождались такие интересные сатирические мысли, которых ни у кого не было. Сегодня политический аспект не очень острый и не интересный. Но складывающаяся политическая коллизия, она очень смешная — настолько, что не нужно никакого Салтыкова-Щедрина. Чем острее политическая ситуация, тем интереснее работать карикатуристу. А когда политики нет, то и говорить не о чем. Нужно, чтобы был политический кризис, тогда всё и будет нормально», — убеждён художник. Среди персонажей карикатур Мосиенко — в основном фигуры верхнего эшелона власти. Говорит, что некоторых может нарисовать с закрытыми глазами.
«Смотришь характерные черты лица — брови, глаза близко или широко поставлены и так далее, — говорит иллюстратор Александр Медведев. — Причём в рисовании шаржа или карикатуры самое главное, для меня, по крайней мере, чтобы центр между зрачками глаз был на месте. Попадёшь в него, и человек будет схвачен. А дальше, если делаешь сатирическую карикатуру, можешь развлекаться от души — уши большие, нос раздутый или наоборот маленький».
Если персонажа шаржа или карикатуры требуется похвалить, то выдающиеся черты его лица сглаживаются. Но чем больше человек напакостил, тем гротескней его изображают.
«В ельцинские времена можно было веселиться, что и делали. Давал повод или нет — другой вопрос. Главное, что не запрещали. А сейчас „тихой сапой“ всё сворачивается. Не просто запрещают, а, например, в редакциях газет говорят: „Не надо“», — констатирует Медведев.
По мнению его коллеги — Дмитрия Дроздова, упадок карикатуры это не столько результат цензуры, сколько нерешённый финансовый вопрос. «Наверное, просто раньше в России карикатура была более востребована, — считает художник. — Сейчас у нас остался только один более или менее регулярный конкурс — в Сургуте. С печатью в периодике так и вовсе глухо. Как полноценный жанр карикатуру редко встретишь — нет предложений».
Художники старой гвардии сетуют: скоро наши сатирические кладовые опустеют — почти всё, достойное выставляться, уже показали, а на новые работы заказчика почти нет. Как и нет нового поколения карикатуристов — это искусство не приносит денег. Горькую ситуацию в жанре оживляют, по признаниям рисовальщиков, разве что шаржи к предвыборным делам. Выборы заканчиваются — художник уходит в вынужденный отпуск.
«Главное, чтобы не было оскорблений и нарушений с правовой точки зрения, — говорит Дмитрий Дроздов. — А политическая сторона неважна. Я художник, а не политик. Хотя если попросят нарисовать что-то такое, с чем я не согласен, что противоречит моим внутренним убеждениям, то я не возьмусь», — говорит художник.
Солидарен с коллегой и Владимир Степанов: «Я бы нарисовал любую вещь, если сюжет соответствует действительности. А если заведомо есть навет, то, конечно, отказался бы».
«Редакции не заказывают политическую карикатуру, потому что у нас, в общем-то, одна партия, — продолжает иллюстратор. — В Америке вот две партии, значит, есть борьба, и карикатуристы всегда имеют заказ. А у нас кого критиковать?»
От тотальной безработицы, многих художников спасают рисованные насмешки на злобу дня. Так, президент высказался о необходимости занятий бадминтоном — карикатуристам елей на сердце. Один из них нарисовал: летит боевая ракета, а навстречу ей — туча воланчиков.
Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522