Премьера «Сибирь. Монамур» в Новосибирске: Бог, затерявшийся в тайге
Кадр из фильма «Сибирь. Монамур»
В кинотеатре «Победа» состоялась премьера фильма «Сибирь. Монамур», который новосибирскому зрителю лично представил режиссёр Слава Росс. Картина весь год завоёвывала призы на мировых кинофестивалях, вышла в прокат на трёх континентах, но до широкого отечественного зрителя добралась лишь сейчас. 10 ноября стартует официальный прокат фильма в России.
В кинотеатре «Победа» состоялась премьера фильма «Сибирь. Монамур», который новосибирскому зрителю лично представил режиссёр Слава Росс — уроженец Бердска и выпускник Новосибирского театрального училища, несколько лет игравший ведущие роли в театре «Красный факел». Картина весь год завоёвывала призы на мировых кинофестивалях, вышла в прокат на трёх континентах, но до широкого отечественного зрителя добралась лишь сейчас. 10 ноября стартует официальный прокат фильма в России.Хотя название фильма и вводит в некоторое заблуждение, «Сибирь. Монамур» это не очередное кинопризнание в любви географической точке. Монамур — это заброшенная деревня в глухой сибирской тайге, где живут в ожидании заблудшего сына и отца, соответственно, набожный старик Иван и его
«Каждый персонаж проходит свой путь, — рассказывает Слава Росс. — Мы живем в окружении разных и, порой, циничных людей, ожесточенных. Но и в них есть частичка Бога, которую просто нужно увидеть. Этот фильм о любви и милосердии, которое выше справедливости». Сценарий фильма вырос из двухстраничной новеллы «Забытые в Сибири», написанной Россом ещё в начале нулевых. Съёмки проходили в
«Монамур мы строили сами. Это была просто поляна, ничего на ней не было. Мы купили настоящие старые дома, раскатали их и собрали деревню. Условия, в которых живут герои, это не ад, это — чистилище. Но на самом деле Сибирь — не ключевой момент фильма, — признался автор. — Натура была выбрана из-за бэкграунда — сопки дали глубину кадра. Но Бог, он везде — только открой своё сердце. А это возможно и в мегаполисе».
В картине заняты не только столичные актёры, среди которых Пётр Зайченко, известный зрителю по «Такси-блюз» Павла Лунгина, но и новосибирские артисты — товарищи Росса ещё по «Красному факелу», — Лидия Байрашевская, Вячеслав Ковалёв и Сергей Новиков, для которого «Сибирь. Монамур» стала четвёртой киноработой. «Кто пригласит сниматься этих актёров, если не ты, если у тебя есть такая возможность?» — прокомментировал свой выбор режиссёр. В числе продюсеров фильма — председатель совета директоров САХО, президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин.
«Самое сложное — играть, ничего не играя, — говорит Новиков о разнице между игрой на сцене и на экране. — Камера это такой глаз, который чувствует любое отвлечённое от роли движение, малейшую постороннюю мысль. Поэтому нужно досконально всё прочувствовать и подлинно сыграть, как будто живёшь».
Одним из самых непростых решений для Росса стал кастинг на роль мальчика Лёшки. «Я порядка 130 детей отсмотрел, — вспоминает автор фильма. — Но это были московские дети, избалованные родителями, испорченные модельными агентствами и актёрскими студиями. Найти непосредственного, живого ребёнка очень сложно. Миша Процько тоже москвич, мальчик очень подвижный, активный, что меня сначала насторожило, но он так органично вписался в роль, что все сомнения отпали».
Первыми, кто увидел «Сибирь. Монамур», стали зрители девятого международного кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске, на котором фильм взял главный приз. После этого триумфа картина отправилась по заграничным фестивалям, где получила высокие оценки критиков и зрителей. Фильм вышел во Франции, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро и ещё много где, обойдя российский прокат. Дело в том, что, несмотря на грант государственного фонда поддержки кино, который фильм получил осенью 2010 года как один из социально-значимых кинопроектов, права на прокат картины купила кинокомпания Europacorp, принадлежащая Люку Бессону. Французский режиссёр сам принял участие в окончательном монтаже «Сибирь. Монамур».
Сейчас на счету картины 24 награды различных кинофестивалей со всего мира. Среди них — приз в размере 300 тысяч евро, ушедших на дистрибуцию фильма в Испании. На вопрос Тайги.инфо, чем обусловлен интерес заморских зрителей — сибирской экзотикой или объективными достоинствами киноленты, Слава Росс ответил, что фестивали и прокатчики устраивают дополнительные показы, на которые приходит так много людей, что им приходится сидеть даже на ступеньках, а это говорит не просто о любопытстве киноманов.
«Самое страшное, если скажут, что ты соврал в своей работе. Я же был предельно честен, — поясняет режиссёр. — Конечно, на экспорт мы тоже работаем. Каждый здравомыслящий режиссёр рассматривает все пути, в том числе и этот. Главное, чтобы получилось настоящее кино».
По словам Росса, с одной из главных проблем заграничного проката — с переводом — удалось справиться, обойдясь малыми потерями. Так, кусочек диалога «Ты кто? — Конь в пальто!» в англоязычном варианте превратился в «Ты кто? — Санта Клаус!».
По оценке первых новосибирских зрителей, «Сибирь. Монамур» очень тяжёлое, но нужное кино. Некоторые признались, что во время сеанса их так и душили слёзы. Не обошлось и без негативной критики. «Это не искусство. Это набор клипов, красивых картинок. Непонятно, зачем это снято. Чтобы отработать грант?» — заявила журналист Анна Огородникова. Впрочем, такие отзывы были в меньшинстве. «Когда уже добавите к фамилии „Вы“ — Вячеслав Выросс?», — польстил режиссёру заслуженный артист России и актёр театра «Глобус» Лаврентий Сорокин.
Сейчас Росс вынашивает ещё один «таёжный» замысел: «Это будет суперпроект, просто гигантский. Будет охвачена Сибирь, Дальний Восток, Китай. Но когда его начну, ещё не известно. Может быть, через 5 лет».
Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522