«Гроза» в «Глобусе»: классический адюльтер для школьников
© Татьяна Ломакина
В Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус» состоялась премьера спектакля по драме Александра Островского «Гроза». Автор работы — московско-бурятский режиссёр Олег Юмов, чей спектакль «Возвращение», поставленный также в новосибирском ТЮЗе, попал под пристальное внимание Национальной театральной премии «Золотая Маска» год назад.
В Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус» 24 и 25 ноября состоялась премьера спектакля по драме Александра Островского «Гроза», он будет представлен публике и в рамках Международного рождественского фестиваля искусств. Автор работы — московско-бурятский режиссёр Олег Юмов, чей спектакль «Возвращение», поставленный также в новосибирском ТЮЗе, попал под пристальное внимание Национальной театральной премии «Золотая Маска» год назад.Насколько постановка оказалась созвучна с современным пониманием истории о «луче света в тёмном царстве», решили оценить сами школьники — они составили треть публики премьерного показа. «150 лет прошло, а люди-то не меняются. Главное найти современную подачу. Я не говорю, что это всё надо осовременивать, а чтобы это было рассказано именно нашим, сегодняшним современным языком. Мы сочиняем свой собственный мир по этой пьесе», — обозначил свою задачу незадолго до премьеры автор новосибирской «Грозы» Олег Юмов.
Современность в спектакле олицетворяют сразу три вещи — реквизит, язык и манеры. Герои очень часто говорят и действуют невпопад обстоятельствам, что вызывает грохот смеха и одобрительный свист у молодой публики, как будто это не драма о тёмных и оттого несчастных людях, а трагифарс.
«Мне нравится, как всё решено, как-то просто. Нет вот этой вот „драмы-драмы“. Мне не нравится, когда „режут“ меня — вот я пришёл, и меня заставляют, чтобы я заплакал, давят на меня», — говорит о собственных ощущениях от спектакля исполнитель роли Тихона Денис Васьков. «Обычно любят „Грозу“ как — обрыв, пыльный куст, бутафорская кочка, слёзы, Катерина, она на этом обрыве стоит, трясётся... И все должны как-то прослезиться и умилиться», — иронично комментирует свой взгляд на театральную «Грозу» художник, автор сценографии и костюмов спектакля Мария Вольская (Москва).
Наблюдать за героями интересно, но рыдать над трупом Катерины или хотя бы поколотить Кабаниху желания нет никакого. Возможно, это и есть то самое современное звучание, которого так желал добиться режиссёр, и отчасти черта нашего времени — равнодушие.
«На мой взгляд, у Островского нет плохих и хороших, — подчёркивает нейтральность своих персонажей Олег Юмов. — У каждого — своя правда, и эти разные правды не слышат друг друга. Я бы, например, хотел в спектакле уйти от стереотипов, что Кабаниха — это старуха-тиран, вторая Салтычиха. Она мать в первую очередь. И при этом, довольно молодая женщина — ей максимум 45 лет. А сегодняшние бизнесвумен выглядят скорее как подруги своих сыновей. Такое решение персонажа открывает много дополнительных тем и конфликтов. Хочется также снять шелуху, которой за столько лет оброс образ Катерины».
Новосибирские школьники, массово пришедшие на премьеру, судя по разговорам в антракте, отлично провели время и в целом остались довольны постановкой, в отличие от некоторых педагогов, оставшихся в недоумении.
«Я недавно в интернете смотрел передачу, когда для школьников объясняли много кандидатов наук, что это [„Гроза“] такое, — подтверждает своё понимание разночтений режиссёр. — Катерина, безусловно, героиня. Но это же история преступления и наказания — не впрямую же её Кабаниха толкает к обрыву. Получается, когда мы разбираемся, что Катерина абсолютно не „луч света“ — она же искалечила всю семью Кабановых, если по поступкам судить. Что будет делать Тихон после этого? Борис вообще в Сибирь уехал, Варвара убежала из дома, Кабаниха осталась фактически без детей. Как после этого можно говорить, что она (Катерина — Тайга.инфо) „луч света“? Я, конечно, не трактую, а говорю по-простому. Я надеюсь, это правильно услышится».
Трагичность образа Катерины раскрывается в её диалоге с рекой, которая как бы подводит несчастную к её судьбе. Волга — полноправный персонаж спектакля и, безусловно, режиссёрская находка Юмова. Река «стекает» по зрительному залу вниз на сцену потоком женского хора, она говорит и действует — происходящее на сцене очень эффектно.
В спектакле немало дамских раздеваний и обнажённых мужских торсов. Впрочем, молодых зрителей это ничуть не смутило. «Когда я сам не сформировался ещё путём в 9 или 10 классе, и ещё даже нет нормальных взаимоотношений, откуда я могу понимать тему измен? — предполагал отношение школьников к действию спектакля перед его премьерой Олег Юмов. — У каждого понимание взаимоотношений полов начинается в разном возрасте, но в 9 классе я лично ничего не понимал про измену».
Ещё один премьерный показ «Грозы» состоится в «Глобусе» 7 декабря в рамках IX Рождественского фестиваля искусств, который пройдёт в Новосибирске со 2 по 10 декабря, а также 12 января.
Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522