Режиссер фильма «Август восьмого» Джаник Файзиев: «Сослагательное наклонение в нашей жизни не работает»
© Федор Резник. Джаник Файзиев
Режиссер фильма о военном конфликте в Южной Осетии «Август восьмого» Джаник Файзиев всем говорит, что его новое кино не о политике, а о войне. Многие ему заранее не верят. Тайге.инфо Файзиев рассказал о песке в головах кинокритиков, вкусе сметаны, безумцах с улицы, ошибке Саакашвили и законе Хеопса-Ресина.
21 февраля в российский прокат выйдет «Август восьмого», первый за семь лет после «Турецкого гамбита» фильм режиссера Джаника Файзиева. Судя по тем фрагментам, что он лично представил новосибирским журналистам 11 января в «Победе», третья попытка рассказать языком кино о военном конфликте в Южной Осетии отличается от «5 дней в августе» и «Олимпиус инферно», с которыми ее уже отчаянно сравнивают.
Похоже, что фильм Файзиева — на самом деле не о том «принуждении к миру», а просто о выживании на войне, которая всегда является катастрофой вне зависимости от чьих-то политических игр. Собственно, об этом же режиссер сам рассказывает во всех интервью, однако многие заранее считают «Август восьмого» агитацией, пропагандой и госзаказом. Всё-таки Фонд кино выделил картине 250 млн рублей (общий бюджет — около $16 млн), признав ее социально значимым проектом. Тайга.инфо обсудила с Джаником Файзиевым песок в голове кинокритика, вкус сметаны, безумцев с улицы, ошибку Саакашвили и закон Хеопса-Ресина.
Тайга.инфо: Не знаю, следите ли вы за кинопрессой, но вас ведь, кажется, каждый третий критик заранее, еще до выхода фильма, проклял и заклеймил: «Август восьмого» — пропагандистское кино, снятое на деньги Кремля. Хочу поэтому спросить: вас вообще эти все разговоры насколько сильно раздражают?
Похоже, что фильм Файзиева — на самом деле не о том «принуждении к миру», а просто о выживании на войне, которая всегда является катастрофой вне зависимости от чьих-то политических игр. Собственно, об этом же режиссер сам рассказывает во всех интервью, однако многие заранее считают «Август восьмого» агитацией, пропагандой и госзаказом. Всё-таки Фонд кино выделил картине 250 млн рублей (общий бюджет — около $16 млн), признав ее социально значимым проектом. Тайга.инфо обсудила с Джаником Файзиевым песок в голове кинокритика, вкус сметаны, безумцев с улицы, ошибку Саакашвили и закон Хеопса-Ресина.
Тайга.инфо: Не знаю, следите ли вы за кинопрессой, но вас ведь, кажется, каждый третий критик заранее, еще до выхода фильма, проклял и заклеймил: «Август восьмого» — пропагандистское кино, снятое на деньги Кремля. Хочу поэтому спросить: вас вообще эти все разговоры насколько сильно раздражают?
Почему-то кто-то решил, что это пропагандистский фильм, еще не зная ничего, сделав вывод на основании своих умозаключений
— Вы знаете, поскольку я много лет делаю большие заметные проекты, меня трудно чем-то удивить. Я отвечу вам так. Во-первых, я ничего не знаю про то, что меня прокляли, поэтому вы мне открыли здесь… Или вы тоже в данном случае употребляете фигуру обобщения? Ну, это вот и есть, собственно, болезнь, как мне кажется, коллег — эта вот бесконечная любовь к обобщениям. Потому что истина очень конкретна, и каждая конкретная вещь требует конкретного к ней подхода. Как я могу серьезно относиться к людям, которые за глаза меня женили? Почему-то кто-то решил, что это пропагандистский фильм, еще не зная ничего, сделав вывод на основании каких-то там своих умозаключений. Есть поговорка замечательная: «Песок не в пустыне, песок — в голове бедуина». И я, к сожалению, не Господь Бог, не джинн, не волшебник, не могу этот песок из голов выветрить и высыпать. Хотя, честно сказать, иногда хочется, чтобы кто-то умел это делать, потому что песка у коллег крайне много в голове.Тайга.инфо: Головы зрителей, я так понимаю, вас интересуют больше.
— Да, обычный зритель в этом смысле гораздо более прост и легок. Он приходит в кино, и ему или интересно, или не интересно. Его не волнует, где взяли деньги, кто дал деньги, какие фильмы были до этого и так далее, вся вот эта вот возня. Но вы знаете, чем хороши большие проекты и большие селебрити? Это блестящая платформа для большого количества людей, сублимирующих свою жизнь, для того чтобы высказаться не по поводу конкретного явления или о фильме конкретно, а обо всём, что у них накипело за всё это время. И вам не советую, и вашим читателям не советую обращать внимание на подобных людей. Они всегда есть, они всегда будут, победить их нельзя.
Тайга.инфо: В одном журнале вышла статья, где вы, в общем, предельно понятно изложили свою позицию относительно того, политическое ли кино снимаете. Но статья всё равно называлась — «Наш ответ Саакашвили». Всё-таки для вас самого фильм является ответом кому бы то ни было?
— Да нет, ни в коем случае. Я помню эту статью, это был прекрасный молодой человек, очень умный, но очень дерзкий внутри. Он назвал так статью не потому, что в этом была суть нашего с ним разговора, а потому что у него в голове остались сублимированные и нереализованные какие-то слова, с которыми он ехал, приехал и не получил внятного подтверждения, так это или не так. Притом что он сделал действительно, вы правы, неплохую статью, он услышал всё, что я ему сказал, он понял это, но ему так хотелось сказать какую-то гадость, которую, видимо, ему в жизни не удается говорить регулярно, что он её всё-таки вот так вставил. А где он там «ответ Саакашвили» нашел? Почему это «ответ Саакашвили»? Ну, в конечном итоге, каждый ведь считает нужным говорить то, что считает нужным.
Тайга.инфо: А вы свое отношение непосредственно к этому конфликту России и Грузии, кажется, нигде особо стараетесь не высказывать.
Сейчас в Грузии происходит много очень позитивных вещей, и мне не хочется, чтобы одна политическая ошибка испортила впечатление
— Вы знаете, у меня нет какого-то специального к этому отношения. Да, это гигантская трагедия для какого-то количества людей, очень неприятно. Но я, вообще, такой человек, что не люблю педалировать чьи-то ошибки. Я сам не идеальный, я сам их часто совершаю — иногда просто не подумав, иногда под воздействием обстоятельств. Я в этом смысле человек эмоциональный и часто, как все эмоциональные люди, становлюсь заложником своей эмоциональности. Я понимаю, что Саакашвили и его правительственный аппарат чуть-чуть просчитались, хотя расчет был идеальный. Многое из того, что происходит сейчас в Грузии, меня очень интересует, я считаю, что там много очень позитивных вещей делается, и мне не хочется, чтобы одна эта политическая ошибка испортила впечатление. Многие после той войны называли Саакашвили «политическим трупом», а ему хватило безумия не обращать на это внимания и удержаться у власти всё равно, тут уж мы ничего сделать с вами не можем. Но я всё равно считаю, что каждый человек имеет право на ошибку. Правда, опять меня не поймут политики и скажут: «Да, если только это не цена жизни». Но пусть это решают политики, это их дело: они бьют морды, воюют, сажают, казнят, а я никогда на себя это не возьму.Тайга.инфо: Ну вот, признаетесь, что эмоционально реагируете, а до этого говорили, что не раздражаетесь, не обращаете внимания.
— А я очень опытный, я давно уже этим занимаюсь. Знаете, первые мои работы, которые получали общественный резонанс, — это же были гигантские трагедии. Я просто первое время воспринимал всё за чистую монету, я думал, что все люди так же разумны, как и я, адекватны и понимают, что говорят. Особенно пишущие люди. И только потом, когда я понял, что среди пишущих людей так же много безумцев, как и просто на улицах, я понял, что надо к этому относиться по-другому.
Это приобретенное качество, я сейчас уже просто умею отфильтровывать мнения людей. Вот ко мне приходит человек и начинает высказывать мнение о какой-то работе, моей или чьей-то еще, а я понимаю, что это он не о том, что я сделал, сейчас говорит, а о том, что он бы сделал, если бы у него была такая возможность. И эти люди мне не интересны. Мне всё равно, что он мог бы сделать. Сослагательное наклонение в нашей жизни не работает. А если приходит человек и говорит дельные вещи, пусть мне неприятные, но дельные… Но должен вам сказать с грустью, что людей, которые могут прийти и сказать мне больше, чем я сам знаю о своей работе, — ну, их реально единицы. И они все вокруг меня, они все рядом со мной, потому что я каждого из них дёргаю, чтобы проверить, правильно я делаю или нет.
Тайга.инфо: Проект «Старые песни о главном», к которому вы, как режиссер второй серии, также имели отношение, тоже стали причислять к пропагандистским. Дескать, фетишизация советского стиля, возвращение назад, восхваление «совка» и так далее. Вот насколько правы, по-вашему, те, кто сегодня обвиняют вас с Эрнстом и Парфеновым в чем-то таком?
Страна жила в эмоциональном дефиците, и вдруг все подумали: «Ой, как давно мы не слышали песен, с которыми мы выросли!»
— Вы знаете, давайте уберем слово «фе-ти-ши-за-ция», потому что в нем есть какой-то негативный привкус, и оставим слово «соскучился». Не знаю просто, можно ли каким-то существительным назвать этот процесс, мне даже слово «ностальгия» не нравится. Оно уже обросло большим количеством значений, тоски по Родине, по чему-то безвременно утраченному и так далее. Я к этому отношусь очень просто. Вот так же, как у меня бывает иногда спорадический выплеск, хочется съесть, не знаю, оливье или, там, пельменей из советской столовой, такой же момент был тогда. Страна жила много лет в перестройке, в каком-то эмоциональном дефиците, и вдруг все подумали: «Ой, как давно мы не слышали песен, с которыми мы выросли!» И эти песни им дали, они их тогда послушали, получили невероятное удовольствие и забыли. Ну и ничего же не случилось.Тайга.инфо: Другой ваш совместный проект с Парфеновым, «Намедни 1961—2003: Наша Эра», он же тоже одновременно про «возвращение назад» и про «соскучился» получился. Вы сами по той советской эре действительно скучаете?
— Конечно, я невероятно по всему этому скучаю, это же моя юность, как я могу по этому не скучать? Недавно я вычитал в одной статье, что выражение «В мое время сметана была вкуснее» имеет абсолютно физиологическое объяснение. Рецепторы на языке у человека стареют, а память — нет. И когда рецепторы были новые, в 14 лет, когда вы попробовали сметану, они вам дали полноценное стопроцентное ощущение ее вкуса, а потом эта их способность уменьшилась на 30 или на 40 процентов. Поэтому вкус сметаны, которую вы едите в 55 лет, не соответствует вкусу, который вы чувствовали раньше. Сама сметана не изменилась, изменился только ваш вкус. Но многие люди искренне уверены, что вопрос в сметане. Мы же не понимаем, что язык такой же механизм, как и всё остальное.
Это нормально для любого человека — скучать по временам, когда он был молод. Когда ему всё казалось ярче, сочнее, красивее, богаче, умнее, тоньше и так далее. И так будет, было во все времена, ничего удивительного в этом нет. И всегда, естественно, найдутся люди, которые меньше скучают, и будут говорить: «А, ты специально мне сейчас про это рассказываешь, потому что ты то-то и то-то». И на это тоже не стоит обращать внимания, потому что, опять-таки, большинство говорит не о том, что является темой для разговора, а о том, что у них осталось невысказанного.
Тайга.инфо: А вы слышали из последнего «невысказанного»? Говорят, что вы «Август восьмого» специально к президентским выборам готовили. Отсюда и политическая тема, и государственное финансирование, и всё остальное.
Большинство говорит не о том, что является темой для разговора, а о том, что осталось невысказанного
— Ну, вот смотрите, цикл производства фильма — два года. При этом, знаете, говорили, что есть закон Хеопса-Ресина — «Ни одна стройка не укладывается в сроки и бюджет». И в этом смысле кинематограф — это классическая стройка. Никогда ни один человек не даст вам гарантии, что фильм выйдет в нужное время. Поэтому планировать его выход к выборам было бы бессмысленно. Представляете себе, что такое снять кино, в котором пятьдесят танков, три тысячи человек массовки, взрывы, компьютерная графика, и пообещать, что оно выйдет в нужную дату? Ну хорошо, пусть люди думают так, никого не переубедить, конечно. Тем более что у нас есть в картине президент. Собирательный образ президента, но опять-таки — это человек, который принимает решения.Беседовал Кирилл Логинов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522