Искали своих погибших сыновей вместе с чеченками: премьера «Мамочек» в новосибирском «Глобусе»
© Татьяна Ломакина
Актёр труппы Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Денис Малютин поставил на родной сцене пронзительную пьесу «военного» драматурга Владимира Зуева «Мамочки» — «повести о бессмертии» и о том, как матери российских солдат ищут своих пропавших без вести детей.
Актёр труппы Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Денис Малютин поставил на родной сцене пронзительную пьесу «военного» драматурга Владимира Зуева «Мамочки» — «повесть о бессмертии» и о том, как матери российских солдат ищут своих пропавших без вести детей. Почему «убитые» не хотят покидать поле боя, зрители спектакля смеются, а дагестанцы плачут, режиссёр и автор пьесы рассказали перед премьерой.«Надо маме позвонить, что ли», — реакция зрителей первого показа «Мамочек» практически единодушна. Один из секретов такого точного попадания спектакля в том, что пьеса Владимира Зуева основана на реальных историях солдатских матерей, рассказанных ими драматургу по пути в Чечню.
В 2003 и 2005 годах в рамках акции Межрегионального союза инвалидов военных конфликтов «Арсенал-32» Зуев и «мамочки» возили гуманитарную помощь в российские боевые части, расположенные на Кавказе. «Одна [мама] искала ребёнка — ей сказали, что есть информация — он в плену. Две другие — одна нашла, по ДНК определили, и она его похоронила, а другая не нашла и она ездила к этим ребятам, как к своим сыновьям — просто поговорить», — вспоминает писатель прототипов своих героев.
«Татьяна Георгиевна — она в пьесе Младшенькая — потом рассказывала, как вынуждена была просто попрошайничать, собирая деньги на памятник, — продолжает драматург. — Когда она была на премьере одного из спектаклей [по пьесе] в Перми она сказала так: „Я ничего не хочу сказать по поводу „Хромой лошади“ — люди погибли, им памятник уже поставили. Но они же пришли туда отдыхать! Их не загнали туда, как [солдат] в Первую чеченскую. А нашим парням памятник до сих пор не поставлен в городе“».
Впрочем, текст «Мамочек» справился с ролью памятника лучше любого камня и металла — за пять лет пьеса выдержала более 30 постановок, в том числе — театральная читка на одной из сцен Лондона. В Новосибирске за «Мамочек» взялся актёр «Глобуса» и студент
«Всё произошло настолько гармонично, было такое единение и согласие со стороны артистов, принятие того, что я предложил именно этот материал именно для них, — признался режиссёр. — Театр — это всё-таки искусство коллективное, поэтому, создав такую команду вокруг себя, я только укрепился в этом понимании. Я ответственный за постановку, но работали мы вместе, и я не отделяю себя как главного. Я до конца жизни буду актёром».
По словам Малютина, второго состава артистов у его постановки скорее всего не будет, потому что это очень «интимный спектакль» и туда не должен входить «какой-то другой человек». Когда одна из мамочек находит место, где лежит её Андрюша, тот борется и орёт: «Мама, мамочка, мамка, я живой, в плену я! Уходи отсюда! Меня когда прикапывали, гранату под меня положили, чтобы не поглумился никто. Уходи, мама». А та с вечно опухшими от рыданий глазами кидается ему на шею — и всё. Её радостного вздоха «Сыночка!» достаточно, чтобы в зрительном зале шмыгнули сразу 100 носов, поэтому и представить на этом месте «вторую» маму невозможно.
Режиссёр рассказал, что на первом прочтении пьесы и на репетициях вся команда постановки успела вместе поплакать, поэтому вполне закономерно было предположить, что и в зале будут слёзы. «Но не предполагал, что тот юмор, который я попытался в некоторых сценах сделать, что он получится, — удивился Малютин. — Тема мамочек, конечно, трагична. Но солдаты — это молодые ребята, это же мальчики — там должен присутствовать юмор, без него даже на войне невозможно. Но я не пытался увеселить эту историю».
Так, мёртвые солдаты несколько раз подряд смотрят видеозапись гибели телеоператора Дэна, когда на фразе журналистки «Сегодня нам посчастливилось пообщаться...», в объектив его камеры стреляет снайпер. Бойцы смеются, им вторит зал — это действительно очень смешно. «Чёрт! Почему не я это придумал? Почему этого нет в пьесе?», — задаётся риторическим вопросом автор пьесы. Владимир Зуев говорит, что видел много неудачных постановок своей пьесы. Неудачных, потому что в ней «очень просто уйти в ложный пафос».
«То, что они (Денис Малютин и команда „Глобуса“ — прим. Тайги.инфо) ушли от этого быта, сделали какую-то метафору, это хорошо, — убежден драматург. — Потому что время-то проходит, а нам говорят: „Войны уже нет, мы не воюем ни с кем. Всё хорошо. Контртеррористическая операция закончилась“. Следовательно, какие-то лобовые вещи рассказывать о войне у нас уже неактуально получается. А если какой-то образ сделать, притчу рассказать, она и через 5 лет будет актуальна, и через 10».
«Я общался с парнями, которые воевали во вторую, первую чеченскую кампанию. Ни для кого не секрет, что многие туда возвращались или хотели вернуться, потому была какая-то злость, было чувство незавершённости после принятия Хасавюртовских соглашений (совместное заявление представителей Российской Федерации и Республики Ичкерии 31 августа 1996 года, завершившее Первую чеченскую войну, — прим. Тайга.инфо), — объясняет своё „войско из-под земли“ автор. В Великой Отечественной войне была победа, и люди, несмотря на то, что было столько испытаний, вернулись победителями. Здесь парни не возвращались победителями. И вот это, может, максимализм юношеский, желание что-то завершить».
Впрочем, это обстоятельство не помешало показать ранние постановки «Мамочек» в Дагестане, причём именно в Хасавюрте. Владимир Зуев говорит, что «зал принимал потрясающе», возможно, потому, что «там около 20 лет вообще никаких театров не было». «И там люди, которых эта тема касается. Неважно, с какой стороны мать — с нашей, не с нашей — она всё равно мать. И эти женщины — наши мамы — рассказывали, как они вместе с чеченками ходили искать [убитых сыновей]».
«После этого вышел звукооператор — чеченец, — продолжает драматург. — По возрасту он мог принимать участие в первой кампании. Он говорит: „Не уезжайте, пожалуйста“. Он стоял и плакал: „Спасибо, — говорит, — что вы про это рассказали“».
Премьерные показы «Мамочек» Дениса Малютина продолжатся в «Глобусе» 14 февраля и 1 марта. Спектакль останется в репертуаре театра до конца сезона. Кроме того постановка включена в программу празднования
Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522