Лидер «Коридора» Алексей Костюшкин: «Я, наверное, ближе к страшно талантливым»
© Татьяна Ломакина
Накануне 25-летия «Коридора» бессменный лидер группы Алексей Костюшкин рассказал Тайге.инфо, кто такой русский, почему 80-е годы были самыми счастливыми для нашей страны и как он сам сначала боролся за «расцветающую демократию», а потом стал конформистом.
Новосибирская рок-группа «Коридор» отметит 25 лет с момента первого выступления с собственными песнями концертом во Дворце культуры Железнодорожников 24 февраля. Команда обещает грандиозное шоу на большой сцене с эстрадно-джазовым вокальным квинтетом и музыкантами оперного театра и филармонии, а также представит второго вокалиста и новую пластинку — mp3-коллекцию лучших песен.Накануне юбилея «Коридора» бессменный лидер группы Алексей Костюшкин рассказал Тайге.инфо, кто такой русский, почему 80-е годы были самыми счастливыми для нашей страны и как он сам сначала боролся за «расцветающую демократию», а потом стал конформистом.
Тайга.инфо: Когда говорят «Коридор», чаще всего имеют в виду «Алексей Костюшкин», что, на мой взгляд, не очень справедливо. Расскажите о музыкантах группы так, как вы сами их видите.
— Самый старый участник «Коридора» — Ванька Бакланов, он играет на трубе и поёт, вот уже как 15 лет мы с ним вместе и по жизни друзья — оба книгочеи, друг от друга возим книжки пакетами. В плане музыки он не только трубач, у него ещё хорошие уши — он участвует в аранжировках. Вторая составляющая духовой секции — Юрий Дюков, он же Дюк, я его иногда называю «дюковая секция». Помимо того, что играет на тромбоне, он ещё отвечает за перкуссию. А так как он состоит ещё в оперном театре и Биг-бэнде Толкачёва, то объездил весь мир уже, космополит такой — например, в Японии может грустить не по Родине, а по Парижу.
Барабанщик Дима Костяшов, он же Длинный, он же Костыль. Изначально был очень талантливым охламоном. Сейчас он поступил в музыкальное училище и растёт просто не по дням, а по часам. Как он играл год назад и как сейчас — это просто небо и земля, обалденно. Басист — Кореец (Эдуард Ким, — прим. Тайги.инфо), и этим всё сказано. Он самый старший из нас — ему скоро уже 50, но сам он ребёнок. Когда мы бываем в Москве на записях, в метро пацаны иногда специально бросают его на эскалаторе, бегут и перебегают на другой эскалатор. Он некоторое время тупо едет, о чём-то думает, потом понимает, что он один, пробегает пол-эскалатора, догоняет пацанов, хватается кому-нибудь за куртку и говорит: «Не бросайте меня».
Директор — девушка непьющая, при этом ездит с этим бедламом на гастроли и до сих пор живая. Уже из-за этого надо памятник ставить
Самый свежий член коллектива — гитарист Женька Калинин по кличке «Ботаник», и этим тоже всё сказано, он такой немножечко человек в себе. До этого фотографировал всё как-то больше. Помимо того, что он в «Коридоре», он сейчас ещё играет в группе Apple Jamm достаточно профессионально и тоже очень сильно растёт. Так как у нас до этого в группе играли такие достаточно глобальные музыканты — [Евгений] Каргаполов, например, — из публики не сразу все восприняли Женьку Калинина. Но сейчас даже те, кто его отторгал по началу, говорят, что — да, растёт человек.
Клавишник Слава (Святослав Ткаченко, — прим. Тайги.инфо) — это вообще маэстро. У человека консерватория, он дирижёр, композитор с большой буквы. Он очень тонко чувствует. Скажем так, продвинутые люди из тусовки поклонников с последней пластинки млеют по композиции «Гениальный паяц», которую Слава сам сочинил и записал. Ещё у нас есть Мария Ширяева — наш директор, девушка непьющая, при этом ездит со всем этим бедламом на гастроли и до сих пор живая. Уже из-за этого ей надо памятник ставить. И звукорежиссёр Эдуард Глеков — 50% успеха, особенно если играть на незнакомых площадках.
Тайга.инфо: Как вы можете оценить эволюцию группы за 25 лет и себя лично — как человека и как музыканта?
— Мы к этому рубежу подошли в хорошем настроении и в хорошем состоянии. По-моему, мы начали праздновать день рождения «Коридора» где-то лет с 11, до этого мы как-то особо не «оцифровывали», и так как я точной даты не помню, то она у нас плавающая. Сейчас, на самом деле, нам опять 25. Потому что в прошлом году мы уже праздновали 25 лет, но это с даты образования коллектива: мы, как и все тогда, начинали с перепевания — «Машины времени», «На недельку до второго», много всяких патриотических вещей. А нынче празднуем с первого концерта авторского, когда решились спеть уже своё. И к этой дате мы подошли с кучей идей — на 10 лет вперёд. Чёрт его знает, что во мне как в человеке изменилось. Вроде бы ничего. Каким-то шибко взрослым я не стал. Как музыкант и как автор, слава богу, пока чувствую рост.
Тайга.инфо: А в вопросах бытия или в политических взглядах тоже без перемен?
— Я не очень политичный в принципе человек. Могу, конечно, порассуждать. Сейчас, когда начинаешь разговаривать с кем-то о политике, то обычно возникает спор. Меня вот звали на какой-то митинг несогласных (имеется в виду один из митингов «За честные выборы», — прим. Тайги.инфо), я там даже рейтинг вроде бы какой-то выиграл — провели какой-то опрос в соцсети «Вконтакте», мол, кого вы хотите видеть из известных людей города? Но я сразу сказал, что не пойду, потому что не вижу особого смысла.
Тайга.инфо: То есть вы себя не видите в компании Юрия Шевчука, Алексея Кортнева и других музыкантов, которые решили выразить свою гражданскую позицию?
Хорошо, когда мы поём песни про любовь. Но если начнём вещать: «Идите голосуйте за того-то!» — да ну нафиг. Мы другим занимаемся
— Я в этом плане в данный политический момент, скорее, конформист, нежели нонконформист. Не потому что я шибко там люблю Путина и Медведева, а потому что я не вижу лучшей альтернативы. На то, что я буду на что-то влиять, я не обольщаюсь. Молодёжи, конечно, прикольно. Мне тоже было прикольно, когда мне было 20 лет. У нас были голодовки на площади Ленина, борьба за расцветающую демократию — сутками ночевали, пели песни голодающим и митингующим. Заодно мы были спортивными бардами (у нас было бард-объединение), поэтому мы ещё и обеспечивали охрану. Это было нормально. Сейчас пусть молодёжь тусуется, ей это интересно, кто к чему придёт. Хорошо, когда мы выходим и поём песни про любовь, про отношения. Но если мы при этом начнём ещё и вещать: «Идите голосуйте за того-то!» — да ну нафиг. Мы другим занимаемся. Я считаю, если человек нашёл своё дело, пусть он им и занимается. От этого и стране будет гораздо больше пользы. Чем больше народу найдёт своё дело в этой жизни и будет им заниматься с удовольствием, тем лучше мы будем жить – это однозначно.Тайга.инфо: Но в то же время в январе у вас был концерт с сольной программой «Эра неправды закончена». Это совпадение с названием?
— Всё гораздо проще, приземлённее или, наоборот, возвышеннее. Я, как правило, беру название из свеженаписанных песен, которые наиболее звучны. У меня есть песня, которая так и называется «Эра неправды закончилась». Это ни на что не намёк. У меня есть песня «Стреляйте, славяне!», и мне говорят: вот это сейчас оно. Но я-то её написал давно, когда этого всего и близко ещё не было. И это тоже не намёк. Я говорю: «Ребята, эта песня не посвящена никаким нынешним событиям. Это просто песня. Воспринимайте её, как хотите». Кто-то говорит, мол, не пой эту песню — она призывает к агрессии. Но это сейчас она попала в контекст событий.
Тайга.инфо: Среди ваших любимых цитат на странице «ВКонтакте» есть и такая: «Русские — в смысле бывшие советские, будто пятая человеческая раса, существуют от других наособицу и отличимы от всех иных так же явственно, как белые, черные, желтые и краснокожие народы». Эта строчка из романа Вайнера, выдернутая из контекста, звучит вполне себе как «Русские, вперёд!» и так далее.
— Она звучит в контексте времени. Но у Вайнера-то она совсем по-другому подана. На неё можно смотреть как с негативной стороны, так и с позитивной. «Умножающий печаль» — книжка, сплошь состоящая из цитат, одна из моих любимых книг. Но русские, действительно, они везде идут. И вот даже американцы до сих пор не подразделяют, что русские — это русские, для них русские — и украинцы, и белорусы, и узбеки, и киргизы. Для остального мира, который подальше [от нас], они все русские.
Тайга.инфо: А с вашей точки зрения, русский — это всё-таки кто?
— Тяжёлый вопрос. Наверное, если человек сам считает себя русским. Человек, который любит свою страну, готов многое для неё сделать. Дело ведь в формулировках — кто-то готов воевать, а кто-то готов и внутри что-то делать. Это всё внутри человека должно быть, как любить свою малую родину, так и большую.
Сибиряк, россиянин, русский… Да чёрт его знает. Мои друзья, которые живут, например, в Чехии, — такие же русские. Брат у меня в Америке живёт, очень, конечно, обуржуился, но его всё равно сюда тянет. Думаю, половина Израиля русские. Я, например, до сих пор ещё привыкаю, хотя и более-менее смирился, что для нынешних 20-летних такие персонажи, как Сталин или Брежнев, примерно как для нас Пётр I. Они могут особо и не знать, кто такой Брежнев. Ну как можно не знать руководителя советского пространства? Пяток лет назад ко мне на концерте подошёл ведущий: «Напомни, как имя-отчество Брежнева». Леонид Ильич, конечно, как я могу это не знать! А он вот может и не знать, я долго к этому привыкал.
Тайга.инфо: Сейчас у вас какое отношение к советскому прошлому? Не раскаиваетесь в том, что в борьбе за, как вы сказали, «расцветающую демократию» потеряли огромную страну? Многие сейчас сожалеют.
Я до сих пор думаю, что 80-е для страны были самым счастливым десятилетием. Никто не думал о том, что завтра ему есть будет нечего, какая-то уверенность была
— Я до сих пор думаю, что 80-е годы для нашей страны были самым счастливым десятилетием. В чём-то. Во всяком случае, что касается быта. Никто не думал о том, что завтра ему есть будет нечего, какая-то уверенность была. Но, может быть, и куча других мнений среди тех же артистов, которых прессовали. Не стреляли, не сажали, конечно, но в дурку вполне можно было загреметь. Меня это не коснулось, да и возраст был такой. Для меня эти годы были счастливые — детство, юность вспоминаю. Да и 90-е годы. Они же ужасные были, но я был в таком возрасте и все мои друзья, что мы не замечали этого ужаса особо, не то, как если бы это было сейчас. Представляю, как было людям, которые попали в это в уже оформленном таком возрасте — за 40, за 50 лет. Им было очень тяжело, когда всё менялось и рушилось.Тайга.инфо: Давайте резко сменим тему. Вы бы с кем из древнерусских музыкантов себя сравнили — со скоморохом или с баяном?
— Да я, наверное, ближе к менестрелям каким-то странствующим, больше к пилигримам. Но не веселушный во всяком случае.
Тайга.инфо: В компьютерные игры играете?
— Я играю в FIFA, ну, и иногда в «Героев».
Тайга.инфо: И какой у вас персонаж?
— Да разные. В основном, рыцарей такого более человеческого облика выбираю. Как-то я в этом плане консервативен. Это может и женщина быть, но чтобы она ближе к человеческому облику была, а не какой-нибудь монстр — некоторые любят поизвращаться.
Тайга.инфо: По поводу менестреля и его странствий. Как «Коридору» даются гастроли?
— Тяжело. Во многих городах постсоветского пространства очень много людей, которые хотели бы нас привезти, но в этом плане тяжело группе, которая не раскручена через центральные СМИ и не может поставить достаточно высокую цену на билет. То есть люди зачастую хотят привезти, но не видят даже не то что для себя прибыли, а хотя бы как не уйти в глобальные минуса. В Омске так было, у нас был там первый привозной концерт, люди давно очень хотели, но мы ушли в минус. В основном у нас сейчас, конечно, Сибирь — регулярно Красноярск, Томск, Барнаул, зондируем Новокузнецк, Кемерово. Сольно я начал выбираться сейчас чуть-чуть подальше — Москва, Питер, Иркутск, Екатеринбург потихонечку, планируем туда и группой — вроде как спонсорская помощь появляется. Потихонечку захватываем новые территории.
Тайга.инфо: Ещё одна ваша любимая цитата: «В искусстве побеждают или чудовищно бездарные, или страшно талантливые! Просто бездарным или просто талантливым там делать нечего». А вы сами как — «чудовищно», «страшно» или «просто»?
Некоторые называют гениальным, но я себя таким не считаю
— Ну, это, конечно, максимализм, красивая цитата. (Задумывается.) Я, наверное, ближе к страшно талантливым. Некоторые меня называют гениальным, но я себя таким не считаю. В некоторых своих произведениях я где-то там цепляю, но до гениальности мне, конечно, далеко. Я очень долго этим занимаюсь и стараюсь расти, поэтому к достаточно талантливым людям себя, пожалуй, отношу.Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522