Александр Раппопорт о новом застое: Путин поднял ставки силовикам, а не учителям, это говорит о том, кто ему нужнее
© Татьяна Ломакина. Александр Раппопорт
Станет ли третий срок Путина началом второй эпохи застоя? Кто способен вынудить президента оправдать Ходорковского? Кто из наших современников настоящий диссидент? Подарят ли протестующие городам России новые площади и проспекты? Сыграет ли Безруков Путина? Об этом Тайга.инфо поговорила с известным шестидесятником, руководителем Клуба Галича и преподавателем Новосибирского государственного университета Александром Раппопортом.
Станет ли третий срок Путина началом второй эпохи застоя? Кто способен вынудить президента оправдать Ходорковского? Кто из наших современников настоящий диссидент? Подарят ли протестующие городам России новые площади и проспекты? Сыграет ли Безруков Путина? Об этом Тайга.инфо поговорила с известным шестидесятником, руководителем Клуба Галича и преподавателем Новосибирского государственного университета Александром Раппопортом.Тайга.инфо: В связи с победой Владимира Путина на выборах последнее время много говорят о риске возвращения эпохи застоя. Есть ли, на ваш взгляд, у этого опасения реальные основания?
— Путин высыпал целый ворох всяческих обещаний, опубликовал ряд известных статей, где наобещал золотые горы, но верить в это как-то сложно. Если он это сейчас вдруг неожиданно понял и осознал, почему он этого не сделал раньше, когда у него были все возможности это всё сделать? Особенно не верится, когда он даёт обещания, связанные с огромными затратами.
И когда думаешь о том, что вдруг действительно его сподвигли эти все демонстрации, протестное движение, то и в это слабо верится. Потому что известно, что человек он отнюдь не поддающийся каким-то влияниям, человек он мстительный, абсолютно никогда не приступавший и не собиравшийся приступать ни к каким реформам. Разумеется, настроение сейчас такое раздербаненное, потому что, казалось бы, на волне всех этих московских выступлений и митингов уже начали думать, что что-то изменится, но ничего не меняется и, по-видимому, не изменится. Сейчас Москва забита войсками, машинами с военными всяческими и человековозами. То есть более того он, оказывается, будет защищать себя военным путём от таких вот протестных выступлений.
Приметы застоя в том, что никаких реформ не делается. Просто берёшь любую сферу нашей жизни и смотришь: образование — всё хуже-хуже-хуже, здравоохранение — всё хуже-хуже-хуже, наука — всё хуже-хуже-хуже. Нормальная человеческая деятельность подразумевает то или иное развитие. А когда ничего никуда не развивается — это и есть застой. Развиваться ничего и не будет и не собирается. Никаких реформ проводиться не будет. Кроме лозунгов — ничего.
Путин выпускает статьи, в которых написано «надо, надо...» «Кому надо? Ты сидишь на этой самой вертикали власти на самой верхушке, сделай что-нибудь!»
В интернете был ролик: Путин в 2001 году — выступает и говорит «надо сделать то, надо, чтобы это», через два года — те же слова, и вот 2012 год — статьи, в которых написано «надо, надо...» Кому надо? Ты, дорогой, сидишь на этой самой вертикали власти на самой верхушке, сделай что-нибудь! Сделай что-нибудь с судебной системой, где у нас политзаключённые сидят, а нам говорят, что у нас нет политзаключённых. Сделай что-нибудь с армией, из которой уже люди бегут или болеют со страшной силой от какой-то там внедрённой формы от Юдашкина, которая придумана на африканцев, наверное, а не на российских солдат. Куда ни плюнь, куда ни посмотри — везде проблемы, проблемы, проблемы, проблемы, которые никто не решает, которые никто и не думает решать. А наверху говорят: «Надо, надо». Как будто сказали «надо», и все, замерев, ждут, когда же они сделают. Да никто уже не замирает и не ждёт! Потому что все понимают, что это всё слова-слова-слова.Тайга.инфо: А хорошее-то в застое что-то есть?
— Нет. Застой— это же нечто такое болотообразное. Поскольку там Болотная площадь, они любят [митинги протестов] называть «болотом». Но можно же и Лужники назвать «лужей» на том же языке. На самом деле болото — это они. Вот это болото, которое всё засасывает и на котором ничего не произрастает, — по нему ни ходить, ни жить, ни дышать невозможно. Такая среда не для обитания пригодная, а для чего-то совершенно другого. Да ещё они сталкивают людей лбами — ту часть людей, которые кричат «перемен требуют наши сердца», и ту часть, которую условно можно назвать «запутинцами». Мол, вы там друг с другом подеритесь, разберитесь, кто сильней, кого больше. Это может привести к гражданской войне, а к чему-то хорошему совершенно точно привести не может. Потому что люди терпят до какого-то предела, а когда он кончается, начинается действительно единоборство какое-то.
Тайга.инфо: А как же «болото»
— Знаете, 60-70-е не были болотом.
Семь человек, которые вышли
на Красную площадь после оккупации Чехословакии,
стоили, возможно, больше,
чем 100-тысячные митинги
Тайга.инфо: По-вашему, есть ли кто-то, кого по праву можно назвать современным диссидентом?
— Есть определённое отношение к тому, что происходит в политике и в нашей стране, у каждого. Есть люди, которые обсуждают это на кухне, а есть те, кто обсуждает в интернете. А есть ещё те, кто называются профессиональными писателями, публицистами, — их работы очень часто поднимаются на какой-то щит, начинаются их обсуждения, кто-то становится приверженцами их идей. Извините за такую банальность, но я думаю, что сейчас всякий нормальный человек, который живёт в нашей стране, должен и обязан быть диссидентом. Особенно, если люди относятся к сфере литературы и искусства, люди, которые занимаются творчеством, просто обязаны быть диссидентами.
Когда-то Борис Леонидович Пастернак говорил, что нужно быть подальше вообще от власти — если нам повезёт, мы будем зажиточными, но не надо лезть к власти, не надо искать у неё какой-то ласки, нужно подальше держаться от её ласк и наград. Потому что человек творчества — это всегда человек, который к власти относится осторожно. Что касается нашей власти, то совершенно точно к ней может быть только одно отношение — это её непризнание. Это моя точка зрения. Есть, конечно, люди, которые прекрасно с этой властью сосуществуют и даже голосовали за неё.
В Риме вот были всеми уважаемые философы, и наряду с ними были придворные люди — всякие льстецы, лакеи, художники, которые приукрашивали. Чехов когда-то сказал, что не верит в нашу интеллигенцию — продажную, лицемерную, потому что её притеснители выходят из её же рядов. Вот это мы сейчас и наблюдаем, пример тому — Станислав Говорухин. Мол, вы болото, а мы единственные знаем, что России нужно. То, что Путин поднял ставки силовикам различным, а ни врачам, ни учителям ничего за это время новенького не перепало, говорит о том, кто ему ближе в данном случае, кто ему нужнее.
«Актёр, который сыграл Высоцкого, Безруков, вдруг раз — и отказался сниматься в роликах о Путине, и это его очень украсило»
Среди вот этих 499 доверенных лиц Путина — очень много людей, связанных с творчеством, — и Олег Табаков, и другие известные, порядочные люди, которых, казалось бы, мы должны уважать. Но сам факт их приближения к власти и даже лизоблюдства, он их не украшает совершенно. И при этом есть люди, к которым я по каким-то творческим делам отношусь не очень хорошо, но... Например, актёр, который сыграл Высоцкого, Безруков. Вот он вдруг раз — и отказался сниматься в роликах о Путине, и это его очень украсило. Он это всё как-то по-своему обосновал, но он отказался.Тайга.инфо: Но предложи ему сыграть самого Путина, он бы, наверное, согласился.
— Вот теперь не знаю. Да, он сыграл и Есенина, и Пушкина, и бандита — много чего наиграл. Многоиграющий такой человек, который за всё хватается. Но я не считаю, что ему удаётся всё. А вот конкретно за этот поступок я его зауважал, потому что мне это и понятно, и приятно в некоторой степени. Приятно, что хоть что-то хорошее можно о нём сказать.
Чулпан Хаматову хотя бы можно понять — она попала в незавидное положение, можно понять то, ради чего она это сделала. Заметьте, что она сама нигде этого не прокомментировала, что, да, она за Путина. В то же время Говорухин, которого Высоцкий назвал своим другом, с которым они действительно дружили, ведёт сейчас так, что просто оторопь берёт. Поэтому не вызывает никаких радостных эмоций на эту тему.
Тайга.инфо: Тем не менее, многие образованные и успешные люди поддерживают формулировку Ленина «Интеллигенция — это говно нации», которую повторил Говорухин. Я слышала такой аргумент: в 1905 году часть нашей интеллигенции поздравляла японского императора с победой над Российской империей, и, мол, современные её представители ведут себя подобным же образом.
— Интеллигенция бывает очень разной. Есть одна сторона — 499 доверенных лиц одного из кандидатов, и другая сторона — люди, которые не менее уважаемые и интересные, и их гораздо больше. Среди них — Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Наталья Фатеева. Это люди, которые ходят на суд к Ходорковскому и не считают это чем-то для себя зазорным, унизительным и не входящим в их обязанности. Они как раз считают своим долгом пойти и лично убедиться в том, что суд несправедлив и лично пытаются делать всё, чтобы Ходорковского освободили.
Тайга.инфо: Но ведь и Ходорковский не безгрешен.
Басилашвили, Ахеджакова, Фатеева ходят на суд к Ходорковскому и не считают
это чем-то для себя зазорным
и унизительным
Тайга.инфо: Как по-вашему, после выборов президента шансы на освобождение Ходорковского теперь и вовсе улетучились?
— Нет, шансы как раз увеличиваются. Потому что, в конце концов, некоторые кандидаты провозгласили, что, если станут президентом, первым делом освободят Ходорковского. Это говорил и Прохоров, и Миронов, и Явлинский, пока ещё был кандидатом. С этим придётся считаться. Придётся считаться с Европейским судом, куда уже направлено дело, придётся считаться с распоряжением пока всё ещё президента Медведева разобраться. Как они разберутся — это ещё вопрос. Но шансы есть.
Я думаю, Путина могут заставить это сделать. Вообще, Путина многое сейчас могут заставить сделать. Что бы он там не говорил о своей легитимности, что он выбран всем народом, сам он очень хорошо знает всю расстановку сил — он знает, как на самом деле голосовали, сколько ему приписали. Его могут заставить выпустить всех политзаключенных. Его могут убрать, в конце концов.
Тайга.инфо: Кто и каким образом?
— Народ. Тот самый народ. На Пушкинскую площадь снова выйдут люди, и никакие военные машинки против их мнения ничего сделать не смогут. Путин должен считаться с тем, что в стране очень много людей, которые не кричат «Ура Путину!» Ну не кричат почему-то! Если он это понимает, то должен вести себя сообразно и соответственно. Его задача сейчас набирать новое правительство и так далее, несмотря на то, что он обещал Медведеву сделать его премьером, что они поменяются. Это всё так некрасиво выглядит в глазах населения. Можно, конечно, петь по этому поводу хором перед оперным театром, а можно к этому относиться, как к чему-то очень противному.
Тайга.инфо: Тем не менее, в нашей стране главу государства традиционно рассматривают как верховного арбитра, защитника народа от произвола чиновников. Граждане пишут открытые письма и обращения к президенту и премьеру, так как проблемы на местах не решаются. Значит, люди верят в справедливость первых лиц.
«Есть Прохоров — надо бы
с ним задружить, может, он поможет. А что обращаться к Путину — у него ничего нет?»
А другой думает, есть Прохоров — надо бы с ним задружить, может, он поможет. А что обращаться к Путину — у него ничего нет? Ну, это кто-то думает, что у него ничего нет, а кто-то знает, что у него собственности на 350 миллиардов, и никаким прохоровым это состояние не снилось. А когда это люди ещё и одной системы, структуры, которые вышли из тех же рядов КГБ, ФСБ или из питерских формирований некогда губернатора Собчака, у которого служил и Путин, они понимают, что у них есть некий шанс к нему обратиться и они этим шансом должны воспользоваться.
Тайга.инфо: Эпоха застоя «подарила» нам такие слова, как, например, бомж. Как думаете, исходя из современных реалий, какие подобные слова может породить новый застой?
— Лузер — неудачник. Из интернета и обратно сейчас словечки перекатываются — между виртуальным и реальным миром у нас границы весьма зыбкие. Было ещё слово «бич» — бывший интеллигентный человек. Таких бичей много, особенно в городах приморских, да и у нас в Новосибирске. Я как-то сидел на скамеечке летом, ко мне подходит мужик запущенного вида и говорит: «Друг, дал бы ты мне что-то типа 3 рубля на бутылку, а я бы тебе прочитал стихи, которых ты отродясь не слышал». Представляете? Я говорю: «Ну, давай». И он действительно начинает мне читать стихи, которые я слышал, естественно, но достаточно редких — Ходасевича, например, — хорошая такая подборка. Я спрашиваю: «А что такое, если вы такой образованный человек, что с вами стряслось?» Он сказал, что он бывший капитан дальнего плавания, рассказал какую-то историю. Я ему дал сколько-то денег, он сбегал в гастроном, вернулся с бутылкой, выдул её из горла и уже через минуту лыка не вязал. Я таких встречал в Прибалтике, много их там было.
Тайга.инфо: По-вашему, есть ли у нас достойные современники, уровня Сахарова, чьим именем тоже когда-нибудь назовут проспект или площадь?
— Тут ещё одна очень интересная особенность. Мы людей в нашей стране узнаём в основном из телевизора. У нас в стране миллионы людей, масса достойнейших людей, особенно, я бы сказал, в провинции. У нас этих людей просто не знают ни здесь, ни московская публика. Но среди них народ узнаёт лишь немногих — из «ящика». Об остальных не пишут, их не цитируют. Я убеждён в том, что такие улицы когда-нибудь появятся. Как в том анекдоте: «Кто такой Брежнев? — Мелкий политический деятель эпохи Пугачёвой». «Эпохи Аллы Пугачёвой» может стать и политический деятель Путин, а люди, которые действительно заслужили благодарную память, их именами будут называться проспекты, улицы, площади. Да хоть кратеры на Луне!
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522