«Церковь не держит Pussy Riot в камерах»: новосибирская епархия РПЦ о морали, прощении и торговле табаком

© Татьяна Ломакина. Александр Красов
«Церковь не держит Pussy Riot в камерах»: новосибирская епархия РПЦ о морали, прощении и торговле табаком
24 Мар 2012, 04:57

Считает ли Русская православная церковь акцию Pussy Riot экстремистcкой? Почему РПЦ сожалеет, что участницы группы — молодые матери и сравнивает их с террористками в Театральном центр на Дубровке? Что должны сделать авторы размещенных в лайтбоксах в Новосибирске рисунков, стилизованных под икону Божьей матери? Об этом Тайге.инфо рассказал руководитель отдела Новосибирской епархии РПЦ Александр Красов.

Лидеры традиционных религиозных организаций России (православия, ислама, буддизма и иудаизма) выступили с заявлением «в связи с провокацией в храме Христа Спасителя». Они призвали участниц панк-группы Pussy Riot извиниться за устроенный 21 февраля панк-молебен «Богородица, прогони Путина». Задержанным Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич предъявили обвинение в хулиганстве с возможным наказанием до семи лет лишения свободы.

Считает ли Русская православная церковь акцию Pussy Riot экстремистcкой? Какое наказание для них требует? Почему РПЦ сожалеет, что участницы группы — молодые матери и сравнивает их с террористками в Театральном центре на Дубровке? Что должны сделать авторы размещенных в лайтбоксах в Новосибирске рисунков, стилизованных под икону Божьей матери? Об этом Тайге.инфо рассказал руководитель отдела Новосибирской епархии РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества Александр Красов.

Он также прокомментировал моральный облик сотрудников полиции, объяснил, почему не согласен с тем, что РПЦ — это КГБ, и вспомнил, как новосибирской епархии пришлось закрыть свой магазин, потому что алкоголь и табак продавались через дорогу.

Тайга.инфо: Почему, когда мы говорим о духовно-нравственном возрождении страны, мы имеем в виду именно Русскую православную церковь?

— Видите, вы сами в принципе ответили на свой вопрос. Тем, что, — это ваши слова — «когда МЫ говорим о духовно-нравственном возрождении, МЫ подразумеваем Русскую православную церковь». Даже если вы себя никак не относите к Русской православной церкви, уже в ваших словах всё равно корни православной культуры есть.

Почему мы говорим про РПЦ как основу? Потому что первая церковь, которая возникла на территории нынешней России-Руси, это была церковь православная. Соответственно, исторически вся культура и всё было принято у нас от православия. Даже письменность — Кирилл и Мефодий создавали её именно для того, чтобы перевести Священное писание, чтобы целый народ мог его читать. И духовное становление наших славянских народов и всех, кто проживает на территории нынешней России-Руси тогда ещё, — оно было за счёт того, что была вера православная. У нас даже архитектура, живопись, музыка, даже народная — оно всё вышло из этой культуры.

Противники духовной нравственности и морального образа жизни выступают против православной церкви

На сегодняшний день в Росси признаны ещё три религии — иудаизм, ислам и буддизм. Но мы же не говорим, что мы против того, что буддисты будут проводить какие-то свои мероприятия, или ислам развивается, новосибирская мусульманская община строит свои мечети. Слава Богу, если это происходит. И слава Богу, если священники этих религий призывают своих верующих к тому, чтобы в нашей многоконфессиональной стране все мы жили в мире и согласии. Это самое главное.

РПЦ строит сегодня в Новосибирске семь храмов, мусульманская община строит одну мечеть и иудейская община строит одну синагогу. Это говорит о том, что русские люди, православные по своему духу, пришли в церковь. Потому что храмов строится ровно столько, сколько верующих людей, сколько потребность в них. Поэтому в большинстве случаев, если речь идёт о духовно-нравственном воспитании, люди воспринимают это как православную церковь. Но это положительная сторона этого вопроса. Шероховатость в этом тоже есть. Противники духовной нравственности и противники морального образа жизни, они как раз выступают против православной церкви.


Тайга.инфо: Может быть, всё-таки не духовной нравственности, а, скажем, ханжества? Нельзя же сказать, что они настаивают на том, чтобы все жили как попало и злодействовали налево и направо.

— Ну фактически так и есть. После выходки, когда кто-то разместил кощунственные рисунки в лайтбоксах — недалеко от Вознесенского собора, на Вокзальной магистрали, на Крылова, — господин [Артём] Лоскутов давал комментарий муниципальному телевидению, мол, что плохого в акции панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя — они же по-своему молились, это же их молитва. Ну, тогда пусть они построят свой храм и пусть там молятся, как хотят. А в православии приняты определённые каноны. А почему они не зашли в мечеть и там не помолились?

Тайга.инфо: Федеральные СМИ сообщали, что в московских храмах священники зачитали письмо с призывом привлечь Pussy Riot к уголовной ответственности за возбуждение ненависти или вражды. Пока их привлекают по обвинению в хулиганстве, по этой статье самый серьёзный срок — до семи лет лишения свободы.

Пусть они построят свой храм и там молятся. Почему они не зашли в мечеть и там не помолились?

— Ну, вы называете максимальное наказание. Потому что там есть штрафы 500 рублей. Я знаю, что уголовная статья. Потому что, когда мне задавали вопрос, расцениваем мы эту акцию с картинками хулиганством или экстремизмом, я конкретно сказал, что мы не склонны рассматривать это как экстремизм, потому что это более суровая статья и там даже не до семи лет. И заниматься [в этом случае] этим будет не районный отдел полиции, а Федеральная служба безопасности. Поэтому мы в своём заявлении, распространённом в СМИ и во все органы, указали, что Церковь рассматривает это не как экстремизм, а как хулиганство. Но вопрос встал о зачитанном письме. Насколько мне известно из заявления председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, никакого такого письма не существует, Церковь никакого письма не готовила, не распространяла и ни к чему прихожан не призывала.

Тайга.инфо: То есть это провокация?

— По всей видимости, да. По крайней мере, я лично его не видел и не читал, иначе я бы вам сказал, что, да, такое письмо было, и какая-то реакция на него была. Возможно, это было какое-то продолжение, акция и так далее. В конце концов, если оно зачитывалось, значит, скажите конкретный храм, покажите конкретного человека, кто зачитывал.

Тайга.инфо: Тем не менее, женщины сейчас находятся под стражей. Настаивает ли РПЦ на этой мере пресечения?

— РПЦ, насколько мне известно, совершенно никоим образом не участвует в этом процессе. Были призывы и отца Всеволода Чаплина относительно того, чтобы [участницы Pussy Riot] пришли к покаянию или хотя бы, чтобы эти люди извинились. Но даже банального извинения никто не принёс. И Патриарх не призывал к тому, чтобы привлекать их к суровой ответственности, насколько мне известно. А то, что ведётся в рамках закона правоохранительными органами... Видите, это опять та другая сторона медали. Как только государство повернулось лицом к РПЦ и какие-то действия осуществляет в защиту даже не столько Церкви, сколько закона, почему-то сразу считается, что это на основании вмешательства Церкви, что она ведёт здесь давление, добивается сурового наказания этим трём дамам. Вы могли читать некоторые комментарии блогеров: мол, да отпустили бы этих девок, и уже все забыли бы про это. Отчасти, может быть, и да. С этой точки зрения, для Церкви, может быть, и было [хорошо]. Может быть, и не было бы этих картинок в Новосибирске. Но не Церковь держит их в камерах, не Церковь выносила решение об аресте — вот это тоже нужно понимать.


Тайга.инфо: Хорошо. А как Церковь относится к тому, что трёх хулиганок содержат под стражей, а пятеро полицейских, из-за которых, по версии следствия, погиб человек, несколько дней после огласки этой истории разгуливали на свободе и были уволены фактически по экономической статье?

— Отношение к этому может быть только одно. Как говорил в известном фильме герой Высоцкого Глеб Жеглов, «вор должен сидеть в тюрьме». Соответственно, если эти люди совершили такое правонарушение, они должны сидеть. И даже до судебного разбирательства они должны быть заключены под стражу. Это моё мнение не как представителя Церкви, а как человека, причём когда-то носившего погоны. Я считаю, что они [казанские полицейские] совершили жестокое, социально опасное правонарушение — до вынесения вердикта это именно правонарушение. И чтобы они не могли влиять на ход следствия, на свидетелей и так далее, — а в новостях было сказано, что с их стороны было давление на бригаду скорой помощи, чтобы они написали, что они подобрали этого человека на лавке где-то в сквере, а не забрали из отделения полиции, — они должны сидеть под стражей до вынесения решения суда.

Мы не говорим о том, кто принимает законы, кто является разработчиком, и самое интересное, кто будет их исполнять

А то, что неравный подход такой, то это потому, к сожалению, что решения принимают люди. В ноябре я участвовал в заседании общественного совета управления следственного комитета по Новосибирской области, и там обсуждался вопрос о правовой грамотности людей. Возникла дискуссия относительно того, какие законы должны приниматься, на что они должны быть направлены и так далее. И [Игорь] Телегин — тогда ещё начальник следственного управления — попросил выступить меня как представителя Церкви. Я выступил и сказал, что мы опять вернулись к вопросу о духовности и нравственности людей. Потому что мы много можем говорить о законах, но мы не говорим о том, кто принимает законы, кто является разработчиком этих законов, и самое интересное, что мы не говорим о том, кто будет контролировать исполнение этих законов и, соответственно, их исполнять.

Простой пример. Я ещё вхожу в Общественный совет управления МВД Новосибирска и на ближайшем совете буду этот вопрос поднимать. 6 декабря на площади Ленина напротив оперного театра стоят сотрудники полиции, насколько понимаю, прошедшие аттестацию, они там уже начинали участвовать в мероприятии, потому что был митинг и концерт. Я, проходя мимо них, вижу: стоят курят, слышна нецензурная брань, плевки. А вот если бы это подростки делали, и вот кто-то из них бы шёл? Что бы они сделали? Ну, как минимум сделали бы замечание, как максимум — этих подростков задержали, поставили бы отметку об административном правонарушении, вызвали бы родителей, они заплатили бы штраф. Возникает вопрос: а вы-то [сами] что делаете? Какое они тогда будут иметь моральное право с вас и с меня спросить за соблюдение общественного порядка в городе?

Как правильно у нас владыка Тихон говорит, когда ему на встречах начинают задавать вопросы «А когда у нас будет порядок?», — а что каждый из вас и из нас сделал для того, чтобы этот порядок был? Вот сам задай себе вопрос и оцени свои поступки, жизнь. Что ты сделал, чтобы не было мусора на улицах, нецензурной брани? Вот я это совершаю или нет? Если не совершаю, это один вопрос. А если я это делаю, то какое я имею моральное право требовать от другого навести порядок?

Церковь говорила и будет говорить о том, что судьи тоже должны пройти какое-то духовно-нравственное воспитание

К сожалению, есть в этой правоохранительной системе те люди, которые считают, что можно поступить иначе. Не должно быть двойственного понимания закона. Наверное, лучше тему судебной реформы оставить профессионалам, а Церковь говорила и будет говорить о том, что судьи тоже должны пройти какое-то духовно-нравственное воспитание — независимо [от того] будет он исповедовать православие, ислам или буддизм. Он чётко должен понимать, что если он судит, должен быть закон. Если мы посмотрим историю человечества, этот вопрос стоял и многие годы, к сожалению, ещё будет стоять. Церковь-то и призывает, чтобы люди нравственно жили, что есть общие ценности человеческие. Жизнь — вот что самое главное.

Тайга.инфо: Вы уже упоминали о возможности прощения участниц Pussy Riot. А как с этим обстоят дела в случае рисунков в лайтбоксах Новосибирска?

— Да понимаете, какая ситуация, нам неизвестно, кто это сделал. Можно предполагать, размышлять, кто-то уже предполагает, кто это сделал, но я не сторонник предположений. Должен быть конкретный доказанный факт — да, это вот эти люди. Я могу сказать одну вещь. Ещё апостол [Павел] сказал: «Бог поругаем не бывает». Нужно самое главное, на мой взгляд, чтобы те люди, которые это сделали, кощунство над изображением Божьей матери, понимали, что Господь этого не прощает, если человек не принёс покаяния. Но ведь только те люди, которые это нарисовали и разместили в лайтбоксах, не пришли и не сказали: «Вы нас простите, это мы». Ведь есть же понятие тайной исповеди.

По большому счёту, образно говоря, урон нанесён тем компаниям рекламным, чьи это лайтбоксы стоят. К сожалению, даже эти компании на сегодня никаких своих объяснений в адрес митрополии не направили. Они даже не направили банальных объяснений, что это было без их ведома, что лайтбоксы были взломаны и так далее. В нашем заявлении сказано, что, значит, они дали молчаливое согласие — это молчаливая поддержка этой акции со стороны этих компаний. Да, понятно, там взломали, отвинтили два болта — это небольшой урон. Но это ведь нанесение вреда имиджу этих компаний. Если они только заявили о том, что они поехали и всё сняли, но они же должны понимать, что на их рекламных площадях были размещены изображения, которые, так скажем, ущемили большое количество православных верующих. Вот я бы, например, если стал бы вопрос размещения какой-то социальной рекламы, после того, как эти компании не то, что не принесли извинений, даже объяснений, мне бы не хотелось с такими людьми работать.

kissmybabushka.com

Тайга.инфо: То есть, если бы люди, замешанные в историях с Храмом Христа Спасителя и с «иконами» в Новосибирске, пришли и покаялись, Церковь бы их простила?

— Если мы говорим о ситуации в Москве, то там, конечно, действительно кощунственный поступок — они вылезли на амвон и устроили с музыкой песни в неприглядном виде, задирая ноги, что непозволительно, — то, наверное, учитывая, что это было в кафедральном соборе, там должен принять решение Патриарх. Я не вправе говорить, какое он решение примет или должен принять. Что касаемо выходки в Новосибирске, то для нас важно понять, для меня важно было бы понимать, это отдельная выходка в поддержку, или это по согласованию из Москвы идёт? Я склонен думать, что последнее, потому что некоторые факты об этом говорят. Я имею в виду, с Москвой — с теми людьми, которые поддерживают Pussy Riot. Или это единичная выходка хулиганская, и люди не хотят ничего предпринимать, может быть, потому что осознали или просто банально боятся, либо они готовы иди на какие-то более радикальные шаги.

Тайга.инфо: Участницы Pussy Riot утверждают, что они православные. Две из них — молодые матери. Союз православных женщин как-то может им помочь, несмотря на то, что они совершили правонарушение и оскорбили РПЦ? Какие-то пути контакта есть?

— Во-первых, желание этого контакта должно исходить от самих этих девушек. То, что они себя называют православными, это, на мой взгляд, лукавство. По одной простой причине — православный человек никогда такого не сделает. Потому что он в первую очередь будет жить в душе со страхом божьим, он будет понимать, что это нельзя, это наказуемо. И даже менее страшно наказание то, которое может быть здесь от правоохранительных органов, по суду, чем то, которое он может получить от Бога. Более того, осквернить изображение самой Божьей матери.

Есть книга одна, «Бисер духовный», написал её игумен Савва, он был насельник Псково-Печерского монастыря. В этой книге он пишет, что когда человек ругается нецензурно, то это считается грехом. Но если человек выражается матерными словами, при этом употребляя слово «мать», то по воле Божьей даже от крещёного человека ангел-хранитель отходит, пока человек не понесёт искреннего покаяния. То есть человек остаётся без защиты. По простой причине — осквернён образ Божьей матери.

Кто-то из террористок, которые были на Дубровке, тоже были матери, и они из-за какого-то своего понимания веры заминировали тысячу человек

Вот даже эти изображения, которые были размещены в Новосибирске, они были стилизованы под икону Божьей матери Знамение. Но они полностью искорёжены. Одно дело, когда рисует ребёнок, это детская рука, он, понятно, не художник. Но ребёнок, делая изображение иконы пусть и по-детски, вкладывает свою любовь. А здесь нет этого, это осквернение. А то, что они [участницы Pussy Riot] матери, наверное, вызывает сожаление. По одной простой причине — если они сами до этого дошли, то как и кого они воспитают?

Возможно, их кто-то заставил это делать. Тогда нужно понять, кто их заставил, и они должны сказать, если они не виноваты. Но они же говорят, что это их позиция, что они так себя выражают. Но ведь можно точно так же сказать, что кто-то из террористок, которые были [во время теракта в Театральном центре] на Дубровке, тоже были матери, и они из-за какого-то своего понимания веры заминировали тысячу человек. Прискорбно то, что это матери и, вообще, то, что они в это ввязались и такую позицию занимают.

Тайга.инфо: Многие люди нашли справедливыми содержание текста «молебна».

— Я категорически не согласен с его смыслом. Там поётся «Чёрные рясы, золотые погоны» и так далее, с намёком на то, что Церковь — это, как многие сейчас заявляют, КГБ. Но вы будьте добры, если вы так заявляете, принесите документы, это подтверждающие. Их физически нет просто-напросто. Можно домыслами заниматься сколько угодно. Вот то, что американские дипломаты на всех акциях оппозиции присутствуют, — это физически понятно и доказано, потому что они стоят перед телекамерами, мычат в микрофон, боясь что-то лишнее сказать. Тут уже не отвертишься. Если некоторые политики считают возможным идти к послу [США], который на тот момент ещё даже не вручил верительную грамоту нашему президенту, официально не вступил в должность, а они уже идут и получают какие-то инструкции от него. А для чего они приходили? Если они вышли оттуда и в один голос кричат — как они там говорили? «Вы сурковская пропаганда, вы сурковская пропаганда!» Что к чему?

Так что заявлять это [в адрес служителей церкви] как минимум некорректно. Вот я могу сказать про митрополита Тихона: да, он носил погоны — в армии, когда служил два года, отдавал свой долг родине, после чего вернулся домой и ушёл в Троице-Сергиеву лавру.

Тайга.инфо: Как думаете, почему люди склонны демонизировать Церковь, говорить об её влиянии на управление светским государством, и утверждать, что у неё слишком длинные руки?

— Я не знаю, почему так люди думают: Церковь там деньги забрала, там что-то заполучила. Некоторые нам задают вопросы «Почему Церковь вырубает берёзы в саде Дзержинского?». Да не Церковь это вырубает. Не Церковь принимает решение, где и как построить храм и так далее. Возник вопрос, что, да, развивается приходская община, что нет храма, а верующим хочется иметь свой храм. Они приходят в приходской совет, пишут письмо на имя епархиального архиерея: «Уважаемый владыка, просим вас оказать содействие в выделении участка под строительство храма». Владыка со своей стороны, на основании этого обращения людей, граждан, жителей, понимаете, пишет обращение на имя мэра города Новосибирска. Мэр даёт поручение рассмотреть обращение на совете мэрии. В зависимости от совета мэрии дальше идёт решение вопроса в конкретной администрации конкретного района, где предполагается строительство храма. А администрация района изыскивает возможность и принимает решение.


Тайга.инфо: А что насчёт не стихающих разговоров о том, что торговля Церковью табаком и алкоголем не облагается налогами?  

— Церковь не торгует этим. Мы прекрасно понимаем, как это работает и работало ещё во времена Советского Союза, когда целые институты, службы работали на то, чтобы развалить СССР. Они своего результата достигли. Сейчас единственная сила, которая может противостоять этим силам и удержать от распада Россию, — это Церковь. Не только Русская православная, но вообще церковь, которая ещё как-то людей объединяет, призывает к защите Отечества.

На сегодня есть такие измышления, якобы Церковь торгует алкоголем, табаком и так далее. Вот я хочу вас в этом случае пригласить съездить как-нибудь в Шилово, где у нас есть епархиальное хозяйство — там восстановили ферму, которая была просто брошена и разрушена. У нас там и дойное стадо коров, и лошади, и для детей создаётся конноспортивный клуб, восстановили и отремонтировали здание амбулатории, там будет воскресная школа и центр детского творчества для детишек не только православных, а вообще со всего села. В планах создание небольшого стадиона сельского, сделать хоккейную коробку, футбольное поле, детскую площадку, куда бы могли приходить молодые мамы с детьми.

Епархия вынуждена была закрыть магазин, в него заходило очень мало людей, а ходили через дорогу, где как раз продавался алкоголь и табак

Епархия там открыла свой магазин, а через дорогу был обычный частный магазин. Наш мы были вынуждены закрыть, просто потому, что он два с лишним года был фактически убыточным. А убытки в нём были только из-за одного — в него заходило очень мало людей за просто продуктами питания, а ходили в основном в магазин через дорогу, где как раз продавался алкоголь и табак. Категорически наш магазин не продавал этого. Я знаю, что некоторые пишут в блогах, распространяют информацию, что Патриарх занимался квотами какими-то. Всё это ерунда. Церковь распространяет только продукцию для богослужения, свечи, литературу.

Тайга.инфо: Давайте в завершение разговора вернёмся к несчастным Pussy Riot. Что не так с теми православными, которые написали письмо Патриарху с просьбой о христианском отношении к арестованным?

— Я слышал об этом. Один из них — протодиакон Андрей Кураев, который высказался в их поддержку. Но, понимаете, в этом отношении отец Всеволод Чаплин, я считаю, правильно сказал, что в принципе, если бы Кураев был частным лицом, он вообще мог бы говорить всё, что угодно. А если он представляет Церковь и выступает от имени Церкви, то, наверное, какие-то свои шаги, действия, слова должен соизмерять с уставом Церкви, позицией Церкви. Не то что бы стопроцентно нужно там что-то соблюдать, какая-то «корпоративная этика», как это модно сейчас говорить. Нет, не в этом отношении.

Я считаю так: если ты действительно православный верующий, тем более в священном сане — пусть не священник, но протодиакон, — то ты должен лучше мирских людей понимать каноны, апостольские правила, которые установлены и всё прочее. И ты должен заботиться о чистоте храма и веры. И Иуда был одним из 12 учеников, который был рядом со Спасителем, мог из руки его хлеб принять и чашу. Ну казалось бы, что больше? И Евангелие мы читаем, и, казалось бы, слушаем Бога. Как говорил один старец: «Если я хочу поговорить с Богом, я молюсь. Если я хочу услышать, что мне говорит Господь, я читаю Священное писание». Иуда Искариот с самим Богочеловеком был рядом, тем не менее, как сказано, «и вошёл в него сатана, и он пошёл и предал его». Если уж один из апостолов не удержался и упал, то те, кто даже считает себя православными людьми, но как-то вдруг к этому отнеслись так... Ну, это их частное мнение. Вы правильно сказали, что, значит, с ними что-то не так.

Беседовала Татьяна Ломакина




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года