«Сибирскому зрителю ближе всего именно французский взгляд на вещи»
© Кристина Фарберова. Григорий Милогулов
2 апреля в новосибирском кинотеатре «Победа» открылась шестая неделя французского кино, организованная совместными усилиями культурно-информационного центра «Альянс Франсез», посольства Франции в России и Французского института. Каждый фильм в программе кинофестиваля, так или иначе, связан с женщинами — влюблёнными, разведёнными, ищущими себя и своё место в жизни, сломленными или находящимися на пике жизненного успеха.
2 апреля в новосибирском кинотеатре «Победа» открылась шестая неделя французского кино, организованная совместными усилиями культурно-информационного центра «Альянс Франсез», посольства Франции в России и Французского института. Каждый фильм в программе кинофестиваля, так или иначе, связан с женщинами — влюблёнными, разведёнными, ищущими себя и своё место в жизни, сломленными или находящимися на пике жизненного успеха.Корреспондент Тайги.инфо поговорил с директором «Альянс Франсез» в Новосибирске Григорием Милогуловым о том, чем менталитет советского человека похож на французский, почему инспектор Аниськин — это Луи де Фюнес времен СССР, и могла ли знаменитая музыкальная мелодрама Жака Деми «Шербурские зонтики» быть снята советскими режиссерами.
Тайга.инфо: Национальные кинофестивали в Новосибирске всегда находили своего зрителя. Немецкое, итальянское, израильское здесь смотрят с удовольствием. Как давно «Альянс Франсез» проводит фестивали французского кино в Новосибирске, что изменилось за годы его существования?
— Фестивали французского кино существовали всегда, пусть даже в разных формах. Думаю, даже в Царской России были какие-то подобные вещи, когда устраивали показы. Первый «возрожденный» российский «Альянс Франсез» открылся десять лет назад, в 2001 году, в Самаре. Наверное, именно его открытие можно считать некой эрой возвращения фестивалей французского кино в нашу страну.
Неделю французского кино в Новосибирске мы проводим уже шестой раз, традиционно — в последнюю неделю марта или в первую неделю апреля. Большинство фильмов из программы фестиваля не выйдут в российский прокат, просто потому, что это некоммерческое кино. Впервые этот кинофестиваль прошел в марте 2007 года в кинотеатре «Победа», хотя до этого мы устраивали небольшие показы в кинозале «Синема». В 2008 году мы отказались от русского дубляжа и перешли на работу с титрами.
Есть разные фильмы: относительно свежие киноленты 2009 года выпуска и ретроспектива 1979 года. Нужно понимать, что в 1979 году Франция была совершенно иной. Несмотря на то, что такого изменения строя, как в России, ухода от СССР, бурных
Мы никого не выдаем замуж, у нас нет цели, чтобы наша невеста всем понравилась. Наша задача — сделать так, чтобы люди посмотрели французское кино. И я вас уверяю, это задача практически всех фестивалей национальных фильмов — немецкого, израильского, итальянского кино. Нельзя сказать, что все фильмы, которые представлены на фестивале, будут однозначно восприняты публикой. Это чужая ментальность, чужое видение отношений, в том числе, взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины.
Тайга.инфо: Слоганом шестой недели французского кино в Новосибирске выбрана фраза Cherchez la femme, в переводе — «ищите женщину». Что означает эта фраза в контексте кинофестиваля?
— Есть два подхода к организации фестиваля: либо ломать стереотипы, либо показывать то, к чему публика привыкла. В этом году, на мой взгляд, мы выбрали первый подход: фильмы соответствуют представлениям, свойственным среднестатистическому зрителю в России и в Сибири. Речь идет об отношениях мужчины и женщины, женских судьбах, женской дружбе, и так далее. В этом году в основу фестиваля легла ретроспектива фильмов одной из самых популярных современных актрис Франции — Натали Бай. Для нас это важно, ведь именно в фильмах с ее участием во главу угла ставится женщина во всех своих проявлениях.
Тайга.инфо: Фильмы каких жанров чаще всего попадают в программу фестиваля?
— Как правило, в рамках одного кинофестиваля есть фильмы различных жанров, чаще всего это комедии, драмы и мелодрамы, передающие трагедию человека, перипетии личной жизни, общественные проблемы. Французы — очень политизированная нация. Для них проблема погромов в предместьях Парижа, например — очень важная тема. И она неоднократно была отражена в телевизионных передачах и художественных фильмах. Французы считают важной не только любовь между мужчиной и женщиной, но и жизнь человека в контексте общества.
И, конечно, комедии. Почему люди в Советском Союзе, как сумасшедшие, ломились на комедии про Фантомаса и на фильмы с Луи де Фюнесом? Не только потому, что был некий голод, и другого кинематографа не было. А просто потому, что это было достаточно близко советскому человеку. Мне кажется, что серия советских фильмов про инспектора Аниськина — очень напоминает комедии с Луи де Фюнесом. Понятно, что это русский колорит, но общее впечатление от фильма, юмор, движения — очень много сходств. Что такое классическая французская комедия? Это Луи де Фюнес, Жерар Депардье, Пьер Ришар. Если убрать оттуда язык, то сложно сказать, какая страна сняла этот фильм.
Тайга.инфо: В программе фестиваля больше полнометражных или короткометражных фильмов?
— Короткий метр — очень популярный жанр во французском кинематографе. У нас есть полнометражные фильмы, и есть программа короткометражек — лучшие фильмы французского фестиваля короткометражных фильмов «Лютен». Считается, что восхождение режиссера к высотам полнометражного игрового и документального кино происходит через жанр короткого метра. Это, с одной стороны, простая и дешевая форма, а с другой — для многих это проба пера и способ самосовершенствования.
Тайга.инфо: Есть ли у фестиваля задача обмена культурным опытом, восприятием окружающего мира?
— Безусловно, и именно поэтому такие фестивали кино проходят на территории всей России. В Новосибирске фестивали французского кино всегда собирают очень большое количество публики. Напомню, что именно с французского кинофестиваля началась традиция национальных кинофестивалей в Новосибирске в том формате, в котором они сейчас проходят. Для нас это принципиально важно, французское кино вписывается в мировую сетку не только коммерческого, но и авторского кино. Не все же, в конце концов, сводится к блокбастерам Бекмамбетова.
Тайга.инфо: У любого национального кинематографа есть своя специфика. Можно ли выделить какую-то ключевую особенность французского кино?
— Французская философия — это внимание, эмоциональность, экспрессия, некий взгляд на природу вещей. Также и в кино. Важна внутренняя рефлексия человека, взаимоотношения с другими людьми. Я считаю, что сибирскому зрителю ближе всего именно французский взгляд на вещи. Если мы посмотрим «Шербурские зонтики» — это же чистая рефлексия, наивность отношений, которая абсолютно характерна для советского кино того же периода. Это фильм, который мог быть снят советским режиссером по заказу гостелерадиокомпании.
Тайга.инфо: Какими еще проектами сейчас занимается «Альянс Франсез» в Новосибирске?
— У нас постоянно идут какие-то мероприятия, хотя они и не всегда видны публике. Многое мы проводим у себя в центре: часто приглашаем студентов, школьников, общаемся с ними, проводим открытые уроки, рассказываем про высшее образование во Франции.
Мы стартовали 20 марта с двумя франкофонными фильмами, потом в областном театре кукол у нас было представление: приезжал швейцарский кукольник, который показывал спектакль на французском языке. Со 2 по 8 апреля мы проводим неделю французского кино. А с 12 по 14 апреля у нас будет ряд встреч и литературных чтений с французским писателем.
2012 год — это год французского языка в России, и русского языка во Франции. Мы хотим максимально привлечь внимание к французскому языку, который, как всегда, лежит в основе понимания, менталитета и восприятия жизни. Поэтому для нас очень важно работать со студентами, школьниками, с теми, кто знает язык или хочет его узнать.
Беседовала Кристина Фарберова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522