Вера Полозкова: «Вот теперь всё только и началось по-настоящему»
© Ольга Паволга (pavolga.livejournal.com). Вера Полозкова
Накануне своего приезда в Сибирь Вера Полозкова рассказала Тайге.инфо о поэтическом топливе, идеальной территории для работы над собой, чутком басисте и собственной непринципиальности. 18 апреля Полозкова и ее музыканты выступят в новосибирском Rock City, 19 апреля — в томском «Театре», 20 апреля — в красноярском клубе «Че Гевара».
В рамках гастрольного тура в поддержку нового диска «Знак равенства» Вера Полозкова и ее музыканты посетят три сибирских города. 18 апреля они выступят в новосибирском Rock City, 19 апреля — в томском Teatro, 20 апреля — в красноярском клубе «Че Гевара». Накануне возвращения в Сибирь («Радуюсь поездке очень. Обещала вернуться — и сдержала слово») Полозкова рассказала Тайге.инфо о поэтическом топливе, идеальной территории для работы над собой, чутком басисте и собственной непринципиальности.
Тайга.инфо: Нам не удалось как следует пообщаться 20 декабря, когда ты была в Новосибирске, а я тогда хотел спросить, пойдешь ли ты на проспект Сахарова. Ты же, кажется, так и не пошла? Почему?
— Приехал дядя, которого я вижу раз в полгода примерно. Нанес официальный визит. Хотел, конечно, не пустить меня на митинг. В итоге я все равно просидела полдня в новостных лентах под радио «Серебряный дождь», которое вело с митинга прямые трансляции.
Тайга.инфо: Но вся эта история с движением за честные выборы, рассерженными горожанами и гражданским обществом — она тебя коснулась? На марафон «Свобода выбора» на «Дожде», например, ты зачем приходила?
Многие увидели, что не одиноки в негодовании. Власть внимательно рассмотрела тех, кто ее ненавидит
— Я принципиально ничего об этом не пишу, но за всем слежу и всё внимательно читаю, конечно. На митинги сначала очень хотелось, и вся эта история вызывала огромное воодушевление. Но довольно скоро [движение] потеряло направление и начало само себя компрометировать. На «Свободу выбора» позвал Миша Козырев, которого я очень люблю. Я говорила о том, что я за осознанность и силу ума. Она подразумевает и то, что любой передел мира нужно начинать с дорогого себя, ни с кого другого.Тайга.инфо: Разные хорошие люди сейчас называют три этих протестных месяца началом чего-то большего, что еще проявится. Ты согласна, что это время как-нибудь положительно аукнется стране в будущем?
— Определенно. Многие тысячи людей вообще впервые, может быть, задали себе вопрос, чего они хотят от своей страны. Очень многие огляделись и увидели, что они не одиноки в своем негодовании. Власть внимательно рассмотрела тех, кто ее ненавидит. Теперь все формулируют запросы и копят силы — может статься, через шесть лет нас ждет другая ситуация.
Тайга.инфо: Вопрос, который может показаться несерьезным, но мне правда кажется важным твой ответ, а я не встречал его в интервью. Переименование ЖЖ из «vero4ka» в «mantrabox» — без шуток, это серьезный ведь должен был быть шаг. Ты сама его таким осознавала?
Расхотелось мириться с какими-то удручающими стереотипами на свой счет и пережитками прошлого
— Ну, вообще очень многое в жизни поменялось кардинально, и расхотелось мириться с какими-то удручающими стереотипами на свой счет и пережитками прошлого. Журнал был в 16 лет подарен подругой, которая Верочкой меня называла из чистого чувства абсурда: я была дылдой за метр восемьдесят в ботинках-кирпичах и кожаном плаще, и «Верочка» не шла мне так очевидно, что создавала комический эффект. Спустя восемь лет, когда «Веро4кой» стали подписывать плашки, всплывающие под моим лицом в телепрограммах, внутренняя ирония давно истерлась, и пришло время что-то менять. Это действительно непростое было решение, но жизнь очень облегчило. Я хоть могу продолжать вести блог, не испытывая жгучего стыда.Тайга.инфо: Но сейчас ты чаще, кажется, пишешь в фейсбук, а не в ЖЖ. Там ты не «популярный блогер», а, прежде всего, просто ты. Это влияет на степень твоей открытости, например?
ЖЖ вёлся для своих — для тех, кому ничего не надо объяснять
— Разумеется. Фейсбук для друзей ведётся, для внутреннего круга, для своих. И ЖЖ когда-то вёлся для своих — для тех, кому ничего не надо специально объяснять. Потом утонул в посторонних, потом в идиотах, потом в спамерах и ботах, и теперь такая себе городская площадь и городская площадь. А раньше был цех смыслов для тех, кто в курсе, и это ох как завораживало.Тайга.инфо: Фейсбук же еще показывает, кто с кем «состоит в отношениях». Вопросов о личной жизни ты в интервью не избегаешь? Статус на фейсбуке виден не только твоим друзьям, и, я так понимаю, секрета особого нет.
— Да нет секрета особого, но спрашивать все боятся всё равно почему-то. Он музыкант, играет в моей группе; собственно, всё на гастролях и стало ясно. Он воспитан в совершенно отличных от моих реалиях, и это в нём прекрасно — мы много вещей открываем друг другу. Раньше сильно недооценивала в людях такое свойство, как моральное здоровье: отсутствие душевной гнили, червивости, неисправности, которая делает людей загадочными, непредсказуемыми, а также зацикленными на себе и абсолютно непроницаемыми для взаимодействия. Он вот всё очень чутко и точно слышит, всё чувствует, схватывает молниеносно — и при этом прям и честен, лишен болезненной саморефлексии, не заражен цинизмом, лишен предрассудков. Это редкость огромная, я не устаю этому изумляться и радоваться.
Тайга.инфо: Я почему о личной жизни спрашиваю. Многие твои самые мощные стихотворения — о неразделенной, о невзаимной любви. А когда вот всё хорошо, и счастье есть — сказывается ли это на частоте написания, если не на качестве стихов?
— Я претерпеваю закономерные изменения: голос ломается, меняется, условно говоря, поэтическое топливо, масштаб проблем несоизмерим, невозможно вечно воспроизводить одну и ту же историю. Эд Бояков ставит сейчас в «Политеатре» спектакль по моим текстам, который доказывает со всей очевидностью: некоторый важный период закончился, отрефлексирован, осознан, начался другой. Откуда он будет, я примерно представляю — совсем из другого центра. Мне очень интересно, про что и как именно теперь напишется.
Тайга.инфо: Насколько, как ты сама говоришь, кардинально ты внутренне изменилась с момента нашего знакомства? В каком направлении двигалась всё это время и сильно ли, как бы ужасно ни звучало, продвинулась?
Мне удалось победить дурную замкнутость, зацикленность на страдании как сюжетной почве
— Это важнейшие были три года, поворотные. Если совсем общо, мне удалось победить дурную замкнутость, зацикленность на страдании как сюжетной почве. Я протрезвела, успокоилась и много узнала о равновесии и гармонии в мире и своей собственной в нём малости и непринципиальности. Плюс это три года работы в театре «Практика», полное переосмысление отношений со сценой и текстом. Теперь уже совершенно невозможно представить, что бы я делала без Эда Боякова, команды «Практики», фестиваля «Текстура» и «Политеатра».Тайга.инфо: А вот есть мнение, что «Полозкова сейчас уже не так популярна», что к тебе больше не относятся как к молодому уникуму, что критикам надоело тебя всуе ругать, что время массового перепоста твоих стихов прошло. Как думаешь, есть ли некий спад популярности или он в головах журналистов, а не поклонников?
— Это большое счастье, если это правда так. Мало кто представляет, какой это ад в быту, когда все происходит, как ты описываешь. Теперь я перестала, слава богу, быть молодым дарованием, все травли соответствующие пережила, можно спокойно своей работой заниматься и ничего уже не манифестировать, не доказывать и не служить никому знаменем и красной тряпкой. Вот теперь всё только и началось по-настоящему.
Тайга.инфо: Ты так часто уезжаешь из Москвы к Индийскому океану, что в этом можно увидеть некий эскапизм. Считаешь ли ты, что всем нужно время от времени убегать? Или же тебе просто нравится Гоа, и искать в этом психологическую подоплеку не стоит?
Россия — идеальная территория для работы над собой, по-моему
— Я просто знаю, что, если дольше трех месяцев подряд сидеть в Москве, это лишает радости жизни, — и люблю ездить. В Гоа зимой теперь живут почти все мои друзья, и у нас там лаборатория творческая, мы там придумываем пьесы и проекты, не покидая пляжа. Как в XIX веке зимой встречались «на водах», так вТайга.инфо: Алексей Кортнев как-то сказал, что не смог бы эмигрировать, потому что он работает с русским языком, со словом, и не смог бы существовать только для маленькой русскоязычной диаспоры. Ты же такая же, смогла бы ты взять и уехать в иноязычную среду, если здесь станет совсем невыносимо, и как-то жить там?
— Да теперь интернет, можно откуда угодно не покидать родимой языковой среды, но только я совсем не собираюсь уезжать: тут интересно. Тут огромное поле для деятельности, для изменений, для идей, и мы тут нужны, — как раз такие мы, — писать, придумывать, снимать, выступать, играть, петь, рисовать. Это же слишком, головокружительно легко — делать это там, где есть для этого все условия. Мы все-таки пассионарии, нам нужны препятствия, трудности и зримые результаты своего труда. Это условие роста. Россия — идеальная территория для работы над собой, по-моему.
Тайга.инфо: Чем альбом «Знак равенства» отличается от «Знака неравенства»? В чем для тебя в этих записях «равенство» и «неравенство»? Я вот почему-то не верю, что второе название — это просто игра слов.
— Мы быстро поняли, что это дилогия. «Знак неравенства» — собрание моих противоречий и размолвок с существующим порядком вещей, а «Знак равенства» — заключение мирного договора с ним. Это всем подчеркивается, музыкально он совсем по-другому решен. А «равенство-неравенство» — моя главная категория в отношениях с людьми и понятиями. Повод к тексту — это когда тебе что-то непропорционально в мире, несопоставимо с тобой, и ты стремишься с этим договориться.
Тайга.инфо: Ты выступаешь сейчас с группой в клубах, но и поэтические спектакли всё равно проводишь. Где тебе комфортнее? И соглашаешься ли ты на квартирники, подобные тому, что случился осенью 2009 года в Новосибирске?
Повод к тексту — это когда что-то в мире несопоставимо с тобой, и ты стремишься договориться
— Квартирников я с тех пор, наверное, не устраивала. Концерты и спектакли — два очень разных, но равно счастливых жанра коллективной работы. У меня очень крутые музыканты, с ними весело ездить и попадать в переплеты, — и у меня роскошные актеры в спектакле, каждый из них очень по-своему обживает мои тексты. Сейчас в театре я очень много времени провожу — у меня премьера в «Политехе» через пять дней. Насколько это дерзкий вызов, большая ответственность и серьезное испытание на прочность, настолько же и ни с чем не сравнимое наслаждение от процесса.Тайга.инфо: Читал о ваших планах распустить группу и не играть больше, начиная с осени. «Вера Полозкова и ее бэнд» — насколько это в принципе конечный проект? Когда он закончится? И что может быть потом?
— Мы изначально загадывали на год, чтобы не впутываться в долгие обязательства; но сейчас уже ясно, что мы никуда друг от друга не денемся. Я попросила творческий отпуск на осень, чтобы книгу закончить. Потом мы соскучимся друг по другу и встретимся зимой с кучей свежих идей.
Беседовал Кирилл Логинов
Фотографии: Ольга Паволга
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522