Миротворец и музыкант Джейсон Картер: «Иногда другого выхода, кроме смены режима через революцию и насилие, нет»
© Татьяна Ломакина. Джейсон Картер
Гражданин мира, путешественник и музыкант Джейсон Картер, исполняющий космическую музыку на позабытом инструменте эпохи барокко — арфе-гитаре, совместно с певцом фламенко из Франции Пепе Мартинесом и камерным оркестром Новосибирской филармонии представил мировую премьеру программы «Музыкальный променад для гражданина мира, арфы-гитары и оркестра».
Гражданин мира, путешественник и музыкант Джейсон Картер, исполняющий космическую музыку на позабытом инструменте эпохи барокко — арфе-гитаре, совместно с певцом фламенко из Франции Пепе Мартинесом и камерным оркестром Новосибирской филармонии под руководством дирижёра Алима Шахмаметьева представил мировую премьеру программы «Музыкальный променад для гражданина мира, арфы-гитары и оркестра». Концерт состоялся в Новосибирске в рамках Международного гитарного фестиваля «ГитАРТ».Джейсон Картер родом из Великобритании, но своим домом считает всю планету. С концертами он объездил без малого сотню стран, выступал на стадионах и в пустыне. За миротворческий проект «Наведение мостов через музыку» получил премии от наследного принца Бахрейна и правительства Северной Кореи. О Билле Клинтоне в Югославии, о взрослых «детях» в Северной Корее, об открытых эстонцах, а также о том, почему религия не может быть причиной конфликта, а мир без войны — невозможен, неофициальный посол мира Джейсон Картер рассказал Тайге.инфо.
Тайга.инфо: Это правда, что вы посол мира ЮНЕСКО?
— Не совсем. Я плотно сотрудничал в Сингапуре с одной неправительственной организацией, которая привлекает музыкантов для дипломатической миссии в Афганистан и другие неблагополучные страны, чтобы они там занимались культурным образованием и обменом. Музыка — это удивительный и великий язык. Она открывает двери и людей. Я очень счастлив, что я музыкант, и я с удовольствием сотрудничал с этой организацией, играл во множестве стран, собирал местные коллективы. Об этом узнали в ЮНЕСКО, и по приглашению этой организации я играл в Женеве с большим оркестром, где были музыканты разных стран и наций — китайцы, арабы, французы.
Музыка и культура в целом — это те сферы, которые вытесняются в первую очередь. Как только в стране возникают финансовые сложности, первое, на чём экономят, — это культура
Официально я не являюсь послом ЮНЕСКО. Но я очень бы хотел. ЮНЕСКО больше занимается какими-то историческими вопросами. А делами мира и искусства занимается ООН. У меня будет в октябре концерт от ООН с иранскими музыкантами. Но должен признать, что музыка и культура в целом — это те сферы, которые вытесняются в первую очередь. Как только в стране возникают финансовые сложности, первое, на чём экономят, — это культура. Так по всему миру происходит. Но, например, в Узбекистане, несмотря на все местные трудности, есть музыка, культура живёт. Когда есть доступ к культуре, спокойней и легче решаются все проблемы. Но это не всегда ценят и понимают.Тайга.инфо: Официально послом мира вы не являетесь, но всё же берёте на себя некоторые его функции: играете в горячих точках, пытаетесь установить с помощью музыки диалог между сторонами конфликта. Вы нашли хотя бы приблизительный рецепт того, как примирить людей, враждующих на религиозной почве?
— Я вот не верю в то, что точка отсчёта конфликта — религия. Причина, как правило, — либо борьба за власть, либо борьба за социальные права религиозных сообществ.
У меня огромный опыт проживания в странах, где исповедуют ислам, и я полагаю, что понимаю то, как мусульмане видят этот мир. Думаю, одна из причин конфликтов Запада и арабского Востока — это непонимание, что мы сражаемся сами с собой — со своими предрассудками — и с той, и с другой стороны.
Такова история конфликтов в Афганистане. Чаще всего это столкновения культур, мы просто друг друга не понимаем. Если человек родился в мусульманской стране или мусульмнской семье, он — мусульманин. Выбора — нет. Это огромная ответственность для них, огромное наследие и культура. А мы этого не понимаем.
А тем временем в Великобритании — семь миллионов мусульман, их становится всё больше и больше. Мы не можем ни остановить их, ни игнорировать, ни прогнать. Тут очень много проблем, и религия — лишь часть их. Поэтому, я считаю, что религия — это лишь прикрытие, а причина конфликта — ущемление прав человека и незнание чужой культуры.
Тайга.инфо: Вы не так давно были с концертами в Северной Корее, которую мировое сообщество тоже не очень-то жалует. После поездки вы смонтировали очень красочный ролик о своих впечатлениях. В частности вы задались вопросом «Как мы потеряли это на Западе?» Расскажите, пожалуйста, что вас так поразило?
— Каждый раз, когда я нахожусь в той или иной стране, я стараюсь смотреть на вещи с точки зрения местных жителей, примеряю её на себя. На Западе у меня западная точка зрения, в России — русская, в Пакистане — пакистанская и так далее. По крайнее мере, я пытаюсь. Северная Корея для меня стала культурным шоком. Я был шокирован, потому что увидел абсолютно другую сторону всего, что я знаю.
В обществе индивидуалистов каждый заботится только о себе, мы живём, чтобы постоянно
за что угодно сражаться, наш мир очень материалистичен
Может быть, это так, потому что они живут под давлением системы, всё время с оглядкой. Но они очень сплочены, каждый смотрит на другого и видит своего брата, к которому можно обратиться за помощью. Представьте, будто вы летите в самолёте, он начинает подать, и тогда весь самолёт становится большой семьёй, ближайшими родственниками. Это меня потрясло. На Западе такого нет. Но это нормально, так уж мы живём.
Северная Корея сплотила свой народ и стала сильна именно своим единым обществом. Но как же мы упустили возможность построить такого рода общество у себя на Западе? Северная Корея не такое уж и замечательное место для жизни, там множество контрастов. Только ленивый не тычет пальцем в Северную Корею со словами «боже, какой ужас». У наших стран всегда будет разное общественное устройство. Но при всех недостатках коммунистического общества, я считаю, нам есть чему у них поучиться.
Тайга.инфо: В нашей стране по чувству локтя ностальгирует множество некогда советских людей. Но ведь, в то же время, мы вернули, а может, и только-только приобрели очень важные для человека свойства — сомневаться, выбирать, нести личную ответственность. Получаются такие вот две чаши весов: общество собратьев и дар выбора. Что для вас как гражданина мира предпочтительней?
— Да, конечно. Я понимаю, о чём вы говорите. Думаю, никто не хочет быть лишён выбора. Я всегда за то, чтобы он был, и была ответственность за сделанный выбор. Ведь мы сами делаем наше общество. Я ни в коем случае ни за что не агитирую. Я лишь наблюдатель, потому что путешествую много и вижу, что происходит.
Когда по воскресениям приходишь в магазин, ты видишь совершенно застрессованных, запсихованных, подавленных людей!
В Северной Ирландии 40 лет была войнаВ Англии, а это моя Родина, — совершенно продвинутое общество, где действительно есть много возможностей. Но люди, чтобы соответствовать этому уровню, вынуждены работать шесть дней в неделю. Когда по воскресениям приходишь в магазин, ты видишь совершенно застрессованных, запсихованных, подавленных людей! А в Финляндии? В Финляндии люди пьют до смерти! Ну, в своё непродолжительное свободное время.
Тайга.инфо: Нас многое роднит.
— В том-то и дело! Вы будете смеяться, но и Швейцария запсихованная. И Япония. Чем больше прогресс в стране, тем больше люди подвержены стрессам. И вот это — другая сторона медали общества с правом выбора. Если вы возьмёте так называемые страны третьего мира, где действительно нищета и разруха, например, в Афганистане, там люди перманентно находятся в состоянии войны, но ими движет невероятное чувство надежды, заботы о своём будущем. Или вот Эстония . Её самый бедный город — Нарва. Там в людях масса удивительной энергетики и они очень раскрыты.
Если у вас есть выбор, вы должны решать, как вам следует жить. И вы вынуждены нести ответственность за себя сами — государство не может быть ответственным за всё. Другое дело — Северная Корея, чьё общественное устройство выглядит почти идеальным и таким нужным нам, если бы не множество «но». Я путешествовал и жил во всех этих местах, и эти две возможности человеческого существования для меня остаются большим вопросом.
Тайга.инфо: А идеального общества вы не нашли?
— Да кто знает, где его искать! Это очень сложно. Та же Финляндия — страна с очень тяжёлым прошлым, когда люди были незащищены, постоянно всё сами и сами... Сейчас они создали такое правительство — всё для людей. Там множество умных, талантливых людей, но они не могут почти ничего не делать, чтобы получить образование, например, оно там свободное.
Иногда другого выхода, кроме
как смена режима через революцию, через насилие и жертвы, как в Ираке, например, нет. Или взгляните на Иран
Тайга.инфо: Тем более, что тут есть ещё одно противоречие. Вы говорите о борьбе, а порой и о войне как о двигателе человечества, прогресса, я правильно понимаю? А вы ведь всё-таки пусть и не официальный, но посол мира.
— Я говорил о борьбе и характере как о возможном сценарии. Это не формула. Но, да, вопрос всё-таки непростой. Иногда другого выхода, кроме как смена режима через революцию, через насилие и жертвы, как в Ираке, например, нет. Или взгляните на Иран. Там должны произойти перемены, вопрос в том, откуда — извне или изнутри. В данный момент, если правительство не пойдёт на перемены добровольно, то люди могут устроить революцию, или же... Всякое возможно.
Это всегда большой выбор: как будут происходить перемены и ради чего. Посмотрите на Ирак. За последние почти 10 лет там погибло больше людей, чем за время правления Саддама Хусейна. Но есть и пример Балкан, когда НАТО в конце концов приняло решение бомбить Югославию. Погибло очень много людей. Но президент [США Билл] Клинтон сказал: «Окей, мы убили две тысячи человек, но если бы мы не бомбили, погибло бы 20 тысяч человек». Так политики принимают решения. Вообразите! Я не знаю, кто здесь прав и есть ли правые вообще. Но я точно знаю, что никогда и ни за что в жизни не стал бы политиком, потому что я не готов принимать решения, от которых зависят жизни людей.
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522