«Красная плесень»: «Хочется, чтобы россияне продолжали читать книги»
© Татьяна Ломакина. Ника Морозова и Павел Яцына
Тайга.инфо побеседовала с бессменным лидером легендарной панк-группы «Красной плесени» Павлом Яцыной и лидер-гитаристом Никой Морозовой о ностальгии по счастливым девяностым, соблюдении интеллектуального уровня, скучной политике и Арабских Эмиратах, а также о том, как садовые инструменты превращаются в музыкальные и почему пародировать попсу стало неинтересно.
Легендарная панк-группа «Красная плесень», известная чернушными песнями про маленького мальчика, матерными сказками и музыкальными пародиями на Ленина, Горбачёва и Ельцина, проехала в конце весны с концертами по Сибири, посетив в том числе Красноярск, Томск, Кемерово, Новосибирск, Барнаул и Омск. Тайга.инфо побеседовала с бессменным лидером «Красной плесени» Павлом Яцыной и лидер-гитаристом Никой Морозовой о ностальгии по счастливым девяностым, соблюдении интеллектуального уровня, скучной политике и Арабских Эмиратах, а также о том, как садовые инструменты превращаются в музыкальные и почему пародировать попсу стало неинтересно.
Тайга.инфо: Павел, у вас гражданство украинское, собственно, как и корни «Красной плесени». Но при этом вы постоянно говорите, что сама группа — ни разу не из Украины. Склоняетесь к интернационализму?
Павел Яцына: Я русский и живу в России. Дело в том, что я родился в России, в Краснодаре. Потом родители переехали в Анапу. Там жил лет до шести-семи. А уже потом переехал в Крым. Самый лучший курорт СССР назывался «Город Ялта — жемчужина Крыма». До сих пор это в принципе шикарный город. Туда приезжают на сезон многие россияне — 80% среди всех отдыхающих. Это вот насчёт гражданства.
Все мы граждане планеты Земля, я считаю. Гражданином чего я являюсь, это уже решилось после разделения Советского Союза на составляющие продукты.
Ника Морозова: Уже после создания «Красной плесени» это стало Украиной.
Павел Яцына: Да, после распила Советского Союза на куски мировыми, так сказать, силами зла.
Тайга.инфо: Можно ли сказать, что ваши псевдополитические пародии — это своеобразная ностальгия по тем временам и тем людям?
Для многих музыка «Плесени» — это сразу скачок в воспоминания: девяностые, в счастливое детство
Павел Яцына: Ну да. Вообще, «Плесень» слушала фактически вся молодёжь, насколько я знаю, в девяностых. Сейчас они, конечно, уже взрослые люди, многие из них занимают должности, кто где вырос, как физически, так и по карьерным ступенькам. Для многих музыка «Плесени» — это сразу же скачок в воспоминания: девяностые, счастливое детство. То есть у каждого их них «Красная плесень» вызывает, безусловно, воспоминания молодых лет, счастливо прожитых. Девяностые счастливые годы.Тайга.инфо: Для вас это была, конечно, благодатная эпоха.
Павел Яцына: Девяностые были добрее, скажем так.
Ника Морозова: Сложные, но было весело. Было ощущение свободы, когда ещё не понимали, к чему это приведёт и чем всё закончится, какими будут
Тайга.инфо: А к чему привело, по-вашему?
Павел Яцына: Матом, наверное, нельзя, да? Ну вот в советской Конституции было написано: «Природные ресурсы принадлежат народу». Сейчас они народу уже не принадлежат. Всё, приплыли. Бесплатное образование — потеряли. Бесплатную медицину — потеряли. Питание качественное потеряли. Почему у людей сейчас аллергия? Возьмите, например, майонез — там Е-добавок химических
Ника Морозова: И прекрасно проведённая приватизация — мы тоже знаем, чем это закончилось. Когда сначала народу раздали ваучеры, а потом их пригребла к рукам небольшая кучка людей и стала жить хорошо и счастливо.
Павел Яцына: При этом, имея миллиарды, им абсолютно наплевать на состояние людей. Допустим, в Арабских Эмиратах шейх, имея миллиарды, заботится о своём народе. Недавно он выдал кредиты всем абсолютно, чтобы люди смогли купить квартиры, и через год-два простил им эти кредиты, сказал: «Да можете не возвращать». Нормально, да? Вот это правительство, которое любит свой народ. А правительство, которое не любит, только гребёт под себя и гребёт и даже не знает, сколько бы ещё побольше загрести. А страна, дороги — всё разбито, проворовано.
Ника Морозова: Это мы на себе очень хорошо ощутили.
А что люди болеют, и вообще мор пошёл? А то, что правительство не контролирует вообще ничего. Это полный бардак, на самом деле
Павел Яцына: Конечно. Мы же постоянно ездим по стране по этим самым дорогам. Я не говорю конкретно о России, а вообще — всё СНГ. Но, в принципе, Белоруссию я не буду, наверное, затрагивать, это отдельный момент. Там президент всё-таки придерживается такой более советской политики. Там и колбасы содержат мясо, извините меня, их можно есть, и прочие продукты содержат то, что в них должно быть. Там, как в советское время, конечно, более так жёстко, но там следят за здоровьем людей, за образованием.Тайга.инфо: И за исполнением смертного приговора.
Павел Яцына: Да-да, совершенно верно.
Тайга.инфо: А в каких, по-вашему, во времени и пространстве человек может чувствовать себя гармонично? Чтобы и колбасы нормальной поесть, и чувствовать себя свободным.
Павел Яцына: Я думаю, в Арабских Эмиратах, да.
Павел Яцына: Я думаю, в Арабских Эмиратах, да.
Ника Морозова: А мне кажется, что нет. Я недавно посетила эту страну. И мне кажется, что там всё-таки недостаточно комфортно жить, там довольно-таки скучно. У них всё развлечение, например, когда вечером все идут в молл. Я думаю, если у наших людей единственным развлечением станет молл — шопинг, кафе, в лучшем случае кино, не всегда хорошее, — то это будет всё... Хочется, чтобы россияне продолжали читать книги, ходить в театры, филармонии, музеи, чтобы культурно развивались, чтобы зарождалась какая-то новая культура, чтобы появлялись новые талантливые люди, которые могли бы свой талант реализовать.
Тайга.инфо: Хорошо, мир изменился, люди изменились, стали больше потреблять — если в таком вот контексте, что случилось за это время с «Красной плесенью» как с, в общем-то, культурным явлением?
У нас есть не только диски и футболки, но и закладки для книг. Мы пропагандируем знание, науку, образование
Поэтому, касательно Арабских Эмиратов, политика того, чтобы делать своим гражданам хорошо со стороны правительства, защищать их — это очень-очень здорово. Но у них всё-таки недостаточно глубокая история самой страны. Плюс то, что говорят о русской духовности, — это у нас есть, это не до конца убили, хотя и убивают с каждым днём всё больше.Тайга.инфо: Хорошо, мир изменился, люди изменились, стали больше потреблять — если в таком вот контексте, что случилось за это время с «Красной плесенью» как с, в общем-то, культурным явлением?
Павел Яцына: Ну, мы ушли в философию на данный момент. Мы теперь ближе к буддизму и пытаемся сейчас людей отстранить от излишнего употребления алкоголя, наркотиков. Пытаемся бороться с пороками общества. Потому что реально это всё вредит стране, и ничего хорошего от этого нет.
Тайга.инфо: Вы сейчас серьёзно?
Ника Морозова: Это на полном серьёзе! Мы пропагандируем знание, науку, образование. Даже вот такая мелочь — среди нашей продукции есть не только диски и футболки, но и закладки для книг.
Павел Яцына: Причём закладки переливающиеся — голограммы, где на одной стороне изображение группы, а на другой надпись «Соблюдайте интеллектуальный уровень». То есть это уже такой призыв к чему-то доброму и вечному.
Я вкратце изложу концепцию группы, что она несла и несёт. «Красная плесень» — группа юмористического жанра, которая работала во всех направлениях — от чёрного юмора, если брать эпоху девяностых, мат был, до «элитарного» юмора, сатиры, если брать наши альбомы из «Союза популярных пародий», который слушали даже бабушки-дедушки и вообще все возраста.
К сожалению, вот это клише, с которого мы начали, с чёрного матерного юмора, как оно к нам приклеилось и до сих пор — несмотря на то, что матерных песен у нас меньше половины, почему-то все считают, что мы группа матерная. Вот от этого клише нам уже не избавиться, скорее всего, никогда, и какую бы философию добра мы сейчас ни пропагандировали, людей будет переубедить трудно.
По телевидению сейчас такую пошлятину несут. И это считается ого-го. А эта пошлятина на самом деле на уровне нашего раннего чёрного юмора. То есть они — нормально, а мы, когда чернили, — плохие. Непонятно. Юмор он и есть юмор. Чёрный — значит, на кассетах мы писали «До 18 лет слушать нельзя».
Тайга.инфо: Чистите карму, что ли?
Правда в том, что люди-идиоты, о которых мы поём, действительно есть, они реально встречаются
Павел Яцына: Ну карму вообще всегда надо отмывать. Мы подводим итог того, что мы сделали. И то клише, которое к нам прибито, совсем уже раздражает, откровенно говоря. Многие воспринимали наш юмор всерьёз. Ну мы высмеивали пороки общества. В каждой песне у нас идёт негативный герой, и мы его и его дурацкие поступки высмеиваем. Такой маленький сюжетный рассказ. А те, кто не понял, что мы это высмеиваем, наоборот пытались подражать этим идиотским героям. Это их проблемы. Когда шутку воспринимают всерьёз, это очень плачевно.Всё равно, что актёр, допустим, играл фашиста, а к нему подходят со словами «Ух, ты фашуга!» А он просто играл эту роль. И такие случаи действительно были. Правда в том, что люди-идиоты, о которых мы поём песни, действительно есть, они реально встречаются. Меня с детства поражал человеческий идиотизм в поведении друзей, одноклассников, в армии сослуживцев — есть такие. Это смешно, конечно. Всех героев я всегда брал из жизни. Всё, что я видел, о том и пел.
Тайга.инфо: Известно вам, как творчество «Красной плесени» влияет, например, на беременных женщин, грудных детей и немощных стариков?
Ника Морозова: Исследование мы не проводили, но сами наши поклонники обсуждают, как творчество «Красной плесени» повлияло на их развитие. Они на форуме рассказывают истории.
Павел Яцына: Кстати, многим «Красная плесень» помогла выжить. В суровые времена тех, кто хотел покончить жизнь самоубийством, их только «Плесени» весёлые песни и спасали. Нам пишут много и часто об этом, благодарят. То есть мы многим спасли жизнь.
Тайга.инфо: Писать сатиру больше не хочется?
Павел Яцына: Сатира — значит, в первую очередь лезть в политику...
Ника Морозова: Она стала не настолько интересной и вдохновляющей, чтобы что-то о ней писать. Так же, как и пародии на попсу. Раньше она была более яркой. О каждой группе можно было что-то такое сказать, и это получалось весело, стильно, вкусно. Сейчас ни одной такой яркой звезды я даже и не вспомню.
Павел Яцына: Я разницы в голосе и словах вообще не вижу. Ощущение, что на всю попсу взяли одну вокалистку, и она миллион песен напела. Одна и та же гармония, один и тот же темп.
Тайга.инфо: И политика стала скучной?
Ника Морозова: Да. Ничего больше не вдохновляет. Вроде уже как-то и смех, и грех.
Тайга.инфо: При Ельцине было веселей?
Если человек не вспоминается за секунду, значит, смысла делать на него карикатуру нет никакого
Ника Морозова: Не настолько было весело, насколько там были именно яркие персонажи. Все эти персонажи, которые были при Ельцине, яркие, если они дожили до сегодняшнего момента, они и продолжают быть яркими. Взять того же Жириновского, которого ни с кем не спутаешь, он харизматичный, самобытный, очень легко узнаваемый. А сейчас на кого интересно делать пародии? Сложно таких припомнить. А если человек за одну секунду не вспоминается, значит, что и смысла делать на него карикатуру совершенно нет никакого.Тайга.инфо: Книгу какую-нибудь писать будете?
Ника Морозова: Я пишу постоянно как блогер — обо всём, что вижу, о своих путешествиях, фотографирую. Мне очень нравится Юго-Восточная Азия, буддизм. Мне очень нравится эта культура. У них много аспектов, которые заслуживают внимания, но которые почему-то среди нашего народа не до конца раскрыты. В Москве даже ни одного буддийского храма нет, притом, что все остальные религии храмами представлены.
Павел Яцына: Книгу буду. Мемуары. С философским уклоном.
Тайга.инфо: Слышала, вы ещё и музей «Красной плесени» намерены открыть? Это напоминает движение к концу.
Тайга.инфо: Я смотрю, ваш музыкально-садовый инвентарь пополнился граблями-гитарой.
Ника Морозова: Да, у нас есть ещё бас-лопата, лопата-виолончель, гитара-весло есть. Вроде все перечислила.
Павел Яцына: И балалайка-молоток.
Тайга.инфо: Из сапёрной лопаты должно получиться неплохое укулеле. Как вообще получается, что лопаты звучат?
Павел Яцына: Я подбираю специально древесину. Многие задаются вопросом, почему у Страдивари шикарно звучат скрипки? То, что секрет в лаке, было блефом. Я смотрел фильм, где говорили, что лаки за это время на всех скрипках Страдивари давно стёрлись, там уже три новых покрытия, но они продолжают звучать. Значит, лак — это отводное прикрытие, придуманное Страдивари, чтобы никто не догадался, в чём настоящий секрет. А он в древесине. Человек по слуху определяет каждый приятно звучащий фрагмент дерева. Скрипка состоит из множества кусков, и это очень сложно. А гитара — это один, два, три куска дерева. Тут уже проще выбрать по звуку.
Ника Морозова: Я пишу постоянно как блогер — обо всём, что вижу, о своих путешествиях, фотографирую. Мне очень нравится Юго-Восточная Азия, буддизм. Мне очень нравится эта культура. У них много аспектов, которые заслуживают внимания, но которые почему-то среди нашего народа не до конца раскрыты. В Москве даже ни одного буддийского храма нет, притом, что все остальные религии храмами представлены.
Павел Яцына: Книгу буду. Мемуары. С философским уклоном.
Тайга.инфо: Слышала, вы ещё и музей «Красной плесени» намерены открыть? Это напоминает движение к концу.
Фанаты собираются уже памятники ставить. Музей будет однозначно
Павел Яцына: Нет, это движение к классике. Фанаты даже собираются уже памятники ставить. Да, музей будет однозначно. В принципе музеем будет мой дом, там же студия, там же мастерская, где я делаю эти гитары-лопаты. Дом-музей лидера группы. Но скажу честно, это будет лет через 30. Я пока просто материал подбираю.Тайга.инфо: Я смотрю, ваш музыкально-садовый инвентарь пополнился граблями-гитарой.
Ника Морозова: Да, у нас есть ещё бас-лопата, лопата-виолончель, гитара-весло есть. Вроде все перечислила.
Павел Яцына: И балалайка-молоток.
Тайга.инфо: Из сапёрной лопаты должно получиться неплохое укулеле. Как вообще получается, что лопаты звучат?
Павел Яцына: Я подбираю специально древесину. Многие задаются вопросом, почему у Страдивари шикарно звучат скрипки? То, что секрет в лаке, было блефом. Я смотрел фильм, где говорили, что лаки за это время на всех скрипках Страдивари давно стёрлись, там уже три новых покрытия, но они продолжают звучать. Значит, лак — это отводное прикрытие, придуманное Страдивари, чтобы никто не догадался, в чём настоящий секрет. А он в древесине. Человек по слуху определяет каждый приятно звучащий фрагмент дерева. Скрипка состоит из множества кусков, и это очень сложно. А гитара — это один, два, три куска дерева. Тут уже проще выбрать по звуку.
Секрет в древесине. Человек по слуху определяет приятно звучащий фрагмент дерева
Я беру черенок лопаты, стучу им об пол — каждый черенок издаёт отдельный звук, и уже по вибрациям понимаешь, что этот вот будет звучать напористо, этот — вяло, тот вообще не будет звучать. Вот и весь секрет. Поэтому у хороших мастеров хорошие гитары. Они из огромного количества дерева выбирают один кусок. А почему в серийном выпуске гитар, как правило, мало хороших? Просто потому, что они идут валом, древесину никто не прослушивает.Тайга.инфо: А вы о промышленных масштабах не помышляете?
Павел Яцына: Хотелось с фирмой LTD поговорить насчёт выпуска гитар-лопат. После тура займусь переговорами. Может, ещё с какой фирмой. Много кто делает именные гитары. Есть пространство для общения, переговоров и дальнейшего внедрения в массы.
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522