Александр Галибин снова в «Глобусе»: «Можно провести параллель любых перестановок в правительстве с перестановками в театре»

© Татьяна Ломакина. Александр Галибин
Александр Галибин снова в «Глобусе»: «Можно провести параллель любых перестановок в правительстве с перестановками в театре»
31 Окт 2012, 03:23

Александр Галибин рассказал о переворотах в театрах как о волнениях в государстве, о жизни в «Глобусе» и о своём несостоявшемся ректорстве в Новосибирском театральном институте.

Театральный режиссёр, артист театра и кино, одна из самых ярких ролей которого — Мастер в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко, Александр Галибин после долгого перерыва вновь вышел на сцену. Причём в театре, где некогда три сезона был главным режиссёром и где его постановка «Игроков» Гоголя уже 11 лет входит в репертуар. В новосибирском «Глобусе» в рамках фестиваля «Новосибирские сезоны» международное театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» представило комедию Романа Самгина «Пигмалион» Бернарда Шоу, в которой актер исполняет роль профессора Хиггинса. О переворотах в театрах как о волнениях в государстве, о жизни в «Глобусе» и о своём несостоявшемся ректорстве в Новосибирском театральном институте Александр Галибин рассказал Тайге.инфо.

Тайга.инфо: Вы как-то говорили, что действующий режиссёр обязательно должен пройти провинциальный театр. Сейчас вы взяли паузу в режиссуре, снова играете на сцене. Но приняли бы вы теперь предложение нестоличного театра, чтобы вновь быть главным?

— Если судьба повернётся таким образом, что в этом будет моя необходимость личная... Потому что, думаю, я всегда поступал так, как мне бы хотелось поступать в силу такого своего свободолюбия. Мой приезд в «Глобус» [в 2000 году] не был назначением, он был абсолютно добровольным приходом, как и во все театры, в которых я был. И уходил я добровольно. Или со мной не продляли контракт. Поэтому, если возникнет такая [потребность] в моей биографии — сколько мне осталось, я ж не знаю — наверное, да. Наверное, да.

Тайга.инфо: В любую глушь?

— Ну, в любую глушь, наверное, нет уже. Я всё-таки уже дядька-то такой... взрослый, скажем так. Хотя никто не знает. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И от театра.

Тайга.инфо: С одной стороны, актёр — существо подневольное, всегда должен подчиняться решению худрука, режиссёра. С другой — режиссёры нередко становятся объектами коллективных бунтов и конфликтов, как это произошло с вами в театре Станиславского два года назад (в 2008-2011 годах Галибин занимал должность художественного руководителя театра, некоторые сотрудники которого в 2010 году подписали письмо на имя мэра Юрия Лужкова с требованием уволить режиссёра— Тайга.инфо). И всё-таки кем быть хуже — актёром или режиссёром?

— Это такая сложная тема на самом деле. Профессия — это же твоя жизнь, ты этим живёшь. Это и способ деньги заработать, способ как-то реализоваться. Поэтому слово «хуже», наверное, неправильное. Это две абсолютно разные профессии — актёрская и режиссёрская. Когда ты работаешь как режиссёр, в тебе, так или иначе, сидит актёр, потому что ты выходишь к актёрам, показываешь им. Другое дело, что ты показываешь блиц и иногда не делаешь такой длинный шаг, как это нужно в роли.

Почему я захотел играть в «Пигмалионе», так потому что эта пьеса такая особая для меня. Я хотел её делать в «Глобусе» и никогда не мог предположить, что так судьба сведёт, и я на этой сцене буду её играть. Тогда просто не было актрисы, которая могла бы сыграть Элизу Дулиттл (в постановке Самгина её играет Олеся Железняк — Тайга.инфо).

Фото Татьяны Ломакиной

И я сам хотел играть Хиггинса, мне кажется, это один из выдающихся персонажей, в котором собрано такое количество классики — и Островского, и Гоголя. Другой вопрос, что Рома [Самгин] пошёл по пути такому более человеческому, может быть, — через иронию, через юмор — и попытался дать человеческие характеры [персонажам]. Но я с удовольствием огромным выхожу на сцену и играю. Если мне хотелось уйти в профессию на длинный шаг, как я сказал, то в какой-то такой роли.

Тайга.инфо: Ещё одна ваша, скажем так, аксиома, что театр — это модель государства. Как, по-вашему, события в нашей стране, которые произошли за этот выборный год, отразились в театре?

— Даже сейчас можно провести параллель любых перестановок в правительстве с перестановками в театре однозначно. Мне не хочется опять делать конкретные какие-то точки, но, понимаете, театр — это же люди, и в какой-то степени это тоже государство — со своими проблемами, чаяниями и отчаяниями. Когда происходят какие-то внутренние перевороты в театре, это довольно болезненно сказывается на людях и самом театре. То же самое происходит и в стране. Я считаю, что если хорошо в театре, хорошо и в городе.

А Новосибирск для меня особый город. Наверное, я бы мог сказать, что это мой родной город. Ему очень много отдано в таком хорошем объёме, много сделано. Я, знаете, иногда смотрю вот то, что я сделал в Новосибирске, мне уже не хочется повторять нигде. Когда выходят спектакли, я думаю: «А вот это я уже сделал». У меня была возможность, и себя реализовал в этом. Этот город так и останется в моей судьбе. Это моя биография. Мои и Иры — моей жены (актриса Ирина Савицкова в годы работы Галибина в Новосибирске играла на сцене «Глобуса» — Тайга.инфо). Я рад, что это было.

Фото Татьяны Ломакиной

Тайга.инфо: А это правда, что вам предлагали ректорство в Новосибирском театральном институте?

— Такой разговор был, да. Вы знаете, это ведь практически значит поменять судьбу. Это вовсе не просто — взять и приехать: «Давайте я буду ректором». Или: «Давайте я буду худруком, ну, или ещё кем-то». Для меня это серьёзный шаг, ответственный. Если бы это произошло, то тогда надо бы менять просто свою жизнь и заниматься только этим. А у меня всё-таки есть Петербург. Там родители, там моя старшая дочь, там уже внучки. Я всё равно вернусь в Петербург, несмотря на то, что сейчас работаю в Москве. Это моя работа, и я там, где я нужен, где я интересен.

Тайга.инфо: О какой российской проблеме вы бы поставили спектакль?

— Я никогда не подстраиваюсь под проблему и не иду вслед за проблемой. Ты откликаешься на то, что происходит в мире сердцем, и сердце тебе подсказывает соответственную драматургию. Мне вот кажется, что «Пигмалион» как раз то, что приносит людям радость даже при всей той иронии, в том числе и злой. Это важно — приносить людям радость. И чтобы спектакль заканчивался любовью, чтобы он был позитивен.

Тайга.инфо: После шумихи вокруг скандала в театре Станиславского и вашего ухода из него (в 2011 году у Галибина закончился контракт с театром, и его не продлили — Тайга.инфо), прошёл слух, что вы, подобно многим вашим коллегам, вступили в «Единую Россию».

— Нет, я не вступал. Я вам больше скажу. Я очень далёк от политики именно потому, что считаю, что театр вне политики, он существует сам как явление. То, что он отражает, это не потому, что он идёт на поводу у государства или каких-то руководящих партий, или партий, которые находятся в загоне. А потому что театр отражает время. Он должен отражать. Он не должен быть поводом и не должен быть на поводке у кого-то. Он должен быть абсолютно свободен. Именно поэтому он и раздражал, начиная от скоморохов и заканчивая великими театрами.

Беседовала Татьяна Ломакина




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года