Настоящее лицо Моны Лизы и изобретения Леонардо да Винчи представил Новосибирский художественный музей

© Юлия Катковская
Настоящее лицо Моны Лизы и изобретения Леонардо да Винчи представил Новосибирский художественный музей
04 Фев 2013, 03:54

В Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка картин и изобретений Леонардо да Винчи. Итальянские мастера воссоздали механизмы и аппараты, описанные в рукописях творца. Несколько залов занимают снимки знаменитой Джоконды, сделанные в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

В секции «Секреты Моны Лизы» свои снимки, сделанные при помощи 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры, лично представил французский инженер Паскаль Коте. Он делал их по заказу Лувра, и фотографу было позволено приблизиться к «Джоконде» на очень близкое расстояние. 

«Долгие поиски позволили мне увидеть настоящие цвета картины „Мона Лиза“, для этого я использовал одно из своих изобретений — мультиспектральную камеру, которая позволяет проникнуть во все тайны слоя краски. Таким образом, вы сможете увидеть, как выглядит настоящее лицо Моны Лизы, кроме того, познакомитесь с некоторыми тайнами, которые хранятся в слоях краски, и поймете, как именно Леонардо создавал портрет», — рассказал первым посетителям выставки в Новосибирске Паскаль Коте.

В эскпозиции представлены репродукция картины, ее отдельные части и пять полноценных изображений, демонстрирующих Мону Лизу в ложных цветах на инфракрасном снимке, в негативе ложных цветов на инфракрасном снимке, в оригинальных цветах, в цветах картины в современном состоянии и в первозданном виде без лакового покрытия.

Паскаль Коте

Руки Джоконды

Улыбка Джоконды

В каждом изображении Мона Лиза выглядит по-разному, но даже на этих разных фотографиях сохранена главная особенность: взгляд Джоконды всегда направлен на смотрящего, независимо от его положения, а знаменитая улыбка, которая в оригинале видна не всем и не всегда, хорошо просматривается, если посмотреть сбоку, в перспективе, на вереницу из этих пяти изображений.

Одна из самых загадочных работ Паскаля Коте — изображение рук Джоконды. «Часто меня спрашивают, какой самый главный секрет, и я думаю, что это положение рук Моны Лизы. Основной вопрос, которым занимались историки, — почему руки находятся в таком положении? На картинах Леонардо руки людей всегда чем-то заняты, а у Джоконды, судя по всему, они ничего не делают. Но благодаря мультиспектральной камере мы теперь знаем, что ее левая рука держит сложенное на коленях покрывало, а правая поддерживает запястье этой руки, и покрывало, которое накрывает левую руку сверху. Таким образом, мы можем увидеть, как именно Леонардо да Винчи передает дух посредством тела, и как он хочет придать определенный смысл любому элементу картины», — отметил фотограф.

Кроме Моны Лизы, еще одна работа Леонардо удостоилась особого внимания Паскаля: специальная секция на выставке отведена для картины «Тайная вечеря». На огромном проекторе представлены результата анализа, который провел фотограф, чтобы раскрыть загадки создания шедевра. Леонардо отошел от традиционной техники написания фресок по сырой штукатурке, уплотнив каменную стену и покрыв ее слоем смолы и мастики, а затем тщательно и долго создавал картину темперой, так художнику удалось вырисовать мельчайшие детали. Но такое нарушение традиции привело к проблеме сохранности фрески, и она быстро начала разрушаться.

Помимо репродукций и фотографий известных картин («Дама с горностаем», «Портрет музыканта» «Витрувианский человек», «Мадонна Литта», «Портрет самого себя в преклонном возрасте»), в музее можно увидеть уникальные работы, изготовленные по чертежам и эскизам Да Винчи.


Подводная лодка


Еще на рубеже 15-16 веков, задолго до появления разных чудес машино- и судостроения, художник создал эскизы первого автомобиля, подводной лодки, танка, пулемета, параплана, автомобильного домкрата, орудийного станка. В музее представлена даже модель идеального города, которую Леонардо начал создавать в 1484 году, увлекшись идеей перепланировки городов после охватившей их эпидемии чумы.

Да Винчи не просто построил идеальный с архитектурной точки зрения город, он даже создал концепцию водоснабжения зданий, согласно которой вода должна была поступать в каждую комнату при помощи подъемной механической системы. Центральные городские храмы художник наделил симметричной архитектурой, а дороги сделал такими, как мечтают современные градостроители — многоуровневая система призвана была разгрузить «трафик» необычным образом: верхние дороги предназначались для горожан благородного сословия, дороги второго уровня — для повозок с товарами, а для грузовых телег и передвижения скота были отведены широкие просторные улицы.

Воздушный винт

Модель идеального города


Корреспондент Тайги.инфо в зеркальной комнате

Художника интересовала гидравлика и водные механизмы, он сумел спроектировать гидравлическую пилу, акваланг, двухкорпусное судно, спасательный круг и уникальное устройство, под названием «Архимедов винт», для передачи воды из низколежащих водоемов в оросительные каналы. Также Да Винчи принадлежит проект первой подводной лодки. 

Самый необычный экспонат выставки, который заставил посетителей выстроиться в длинную очередь, — это магический зеркальный шкаф: восьмиугольная комната с зеркалами на каждой стене, там человек может увидеть себя со всех сторон, в разных ракурсах и размерах, бесконечное число раз. Если не сделать отметку на входной двери изнутри, в комнате действительно можно потеряться. Первым из гостей выставки чудо-комнату посетил полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский, который потом сказал, что выставка превзошла все его ожидания, хоть он и предполагал, что экспозиция будет крайне необычной.

Виктор Толоконский рассматривает прототип первого автомобиля в исполнении Леонардо


«Эта выставка наверняка откроет что-то совершенно новое, удивительное всем посетителям. Мы можем еще раз прочувствовать гениальность этого мыслителя, изобретателя, художника, человека, который опережал время. Я очень рад, что это событие состоялось в новосибирском художественном музее, который очень много делает для того, чтобы Новосибирск по праву считался культурной столицей Сибири, и большой интерес к этой выставке еще одно тому подтверждение», — подчеркнул полпред.

Текст и фото: Юлия Катковская




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года