«Музыкант ты или сидишь в правительстве — ты все равно обслуживающий персонал»: Евгений Гимер о хорошем джазе, сексе и коммерции
© Кирилл Канин. Евгений Гимер
Известный джазовый музыкант Евгений Гимер после концерта в Новосибирске рассказал Тайге.инфо, должен ли исполнитель играть «Мурку», как меняется музыкальная индустрия, что общего у концерта и минета, почему ему наплевать на Армстронга и Фицджеральд, и как отличить хороший джаз от плохого.
Гимер — джазмен, импровизатор и музыкальный режиссер. Родился в Сибири, но давно живет в Финляндии, выступает в клубах Хельсинки и Стокгольма, играет в США в оркестре Spirit of Life, но регулярно возвращается с концертами в родную Сибирь. Перед своим выступлением в кофейне Cinema кинотеатра «Победа» в начале года он ответил на вопросы Тайги.инфо.Тайга.инфо: Вы довольно часто приезжаете в Новосибирск. Как из года в год меняется в городе индустрия музыки, которую вы играете? Джазовых клубов становится больше?
— Тенденция у всех джазовых клубов во всем мире примерно одинаковая: они появляются и пропадают. Их срок жизни — примерно год. В Хельсинки не так давно открыли совершенно потрясающий клуб Birdland. Он просуществовал примерно год, и это считается неплохо. Те же самые хозяева, что и в Нью-Йорке. Те же артисты — самые сливки приезжали. Все — то же самое. Клуб работал каждый день, кроме воскресенья.
С клубами такая ситуация: они всегда пытаются найти оптимальный режим работы. Есть в Хельсинки клуб, который как джаз-клуб работает только по субботам. А есть клуб, который входит в сотню лучших джазовых клубов, и он тоже работает каждый день, кроме воскресенья. У всех клубов есть такая тенденция: начинается хорошо, а потом все скукоживается, и теряется статус престижного заведения. Начинают приходить не те люди, они заказывают другую музыку. Ресторанный бизнес ориентируется на клиента: если клиент хочет, чтобы здесь играл шансон, здесь и будет играть шансон, и от этого никуда не деться.
Тайга.инфо: Значит, прироста клубов нет? Они просто заменяют друг друга, и открытие новых не стоит воспринимать как развитие?
— К этому надо нормально относиться. Те площадки, на которых играю я в тот или иной приезд в город, — всегда хорошие. Здесь всегда хорошие музыканты, хороший звук, хорошие звукорежиссеры. Мне кажется, в любом городе столько джазовых клубов, сколько надо.
Тайга.инфо: То есть, сколько он заслуживает?
— Да. Есть специальный «отряд» людей, которые отслеживают интересы публики. И как только появляется интерес к джазу, открывается площадка. Это зависит от спроса.
Для джазовых музыкантов времена никогда не бывают простыми. Ты можешь прийти в фешенебельный клуб, а тебя там ждут совсем не те люди
Тайга.инфо: Вы говорили, что в клубы начинают ходить «не те люди». А на джаз тоже начинают ходить «не те люди»?— У меня есть стабильный контингент, который ходит именно «на меня». С другой стороны, я встречаю новых людей, новые лица. Для джазовых музыкантов времена никогда не бывают простыми — это всегда связано с какими-то сложностями. Ты можешь прийти в фешенебельный клуб, а тебя там ждут совсем не те люди. А бывает, увидишь рояль, сядешь за него, поиграешь, и соберется народ. Никогда наперед не знаешь.
Тайга.инфо: И все-таки музыкант сегодня — творец и владыка сцены или обслуживающий персонал, которому можно заказать любую песню? «„Мурку“ давай!» — и он будет играть?
— Про «Мурку» — это все-таки стереотип. Если бы мне заказали «Мурку», я бы сказал, что мой профессиональный уровень еще не позволяет мне играть эту мелодию. Вообще, у меня в Новосибирске ни разу «Мурку» не просили, но если бы и попросили, я бы, наверное, как-то по-особенному попробовал бы ее сыграть. Не в таком виде, в каком ее ждут. Мне кажется, любой нормальный творческий человек сочетает в себе несовместимое: он и творец — с одной стороны, а с другой стороны, если кто-то очень хочет послушать произведение, которое он любит, — почему бы и нет?
Тайга.инфо: То есть вам «обслуживающий персонал» в музыкальном контексте не нравится?
— Для меня «обслуживающий персонал» идет совсем в другом менталитете. Я служу людям. Мы же все равно служим людям. У меня, например, нет программы. Я вообще не знаю, что буду сегодня людям играть. Вот сыграю первую песню, посмотрю, как они реагируют, чего им хочется, и решу, что играть дальше. Я их постоянно тестирую. Это как сексуальные техники. Кто-то хорошо делает минет, а кто-то плохо. Вот кажется девушке, что она хорошо делает, так она же никогда не посмотрит, что там наверху: нравится парню или нет. Она знает, что сейчас нужно так, а потом повернуться — и вот так. Ну, это ведь не так, правда же? Я имею в виду: какова отдача? Если это душевное согласие, близость какая-то — тогда кайфово. А если секс-бомба — все знаешь и умеешь, а душевного контакта не происходит — тогда плохо.
Тайга.инфо: Я имею в виду пьяных гостей на джазовом или блюзовом вечере, которые неадекватно ведут себя и лезут на сцену с «заказами», — это везде сейчас так, не только в Новосибирске?
— Эксцесс может произойти в любом месте. Я слушал запись Джерри Маллигэна в джаз-клубе, по-моему, даже в Birdland, и вот они играют, и кто-то в этот момент начинает насвистывать. Он останавливает музыку и говорит: «Пожалуйста, не надо этого делать больше». Человек продолжает. Тогда Джерри говорит очень жестко: «Козлище, я тебе просто сейчас е**ло начищу». Вот так. Запись. «Ни фига себе», — думаю я. И человек замолкает. Дальше — все нормально. Это везде может случиться.
Тайга.инфо: А кто прав в этой ситуации? С одной стороны, некрасиво прерывать выступление пьяными выходками. С другой стороны, заплатил — что хочу, то и делаю.
— Вы правы. Нужно искать компромисс. Насколько ты дипломатичен. Насколько ты добр к людям. С одной стороны, ты собираешься музицировать, играть своим сердцем. С другой стороны, если ты музыкант, или держишь клуб, или сидишь в правительстве — ты все равно обслуживающий персонал. Это справедливо. Ты работаешь на людей. Люди пришли, и они должны быть счастливы, концерт должен закончиться счастливо, у людей должны остаться приятные воспоминания — это очень важно.
Тайга.инфо: И кто же тогда музыкант в современном мире?
— Музыкант — это такое понятие... ну, там очень много всего. Здесь целые концепции. Если заходит хорошая рок-команда в джаз-клуб, и они играют свой рок-концерт и не понимают, что люди пришли на джаз, например... Если они хорошие, гибкие музыканты, они наверняка слышали джаз, они наверняка могут сыграть что-нибудь, они могут сыграть известную джазовую пьесу в роковом исполнении, и это будет звучать очень свежо. Они могут переубедить публику, в зависимости от своего таланта.
Тайга.инфо: The Rolling Stones начинали с того, что играли в джаз-клубах, потому что других клубов не было. Но они не играли там джаз на угоду публике. Они диктовали моду, а не подстраивались под нее. Значит, теперь музыканты не могут диктовать моду? Условия этой игры изменились?
— У вас такое восприятие: хорошее и плохое, доброе и злое, диктовали и подстраивались. Как можно диктовать? Вот я сейчас встану в центр зала и буду диктовать. Мне кажется, надо мной посмеются. Если я оформлю это как-то по-другому, начну читать интересные стихи, декларировать смешные лозунги или делать какие-то странные вещи, на меня будет интересно смотреть. Это Оскар Уайльд еще давно сказал, что он не делит людей на плохих и хороших, а делит на интересных и скучных.
Есть парень, который прется, и ему хорошо, он забывает, что вокруг кто-то, стены какие-то, он настолько отдается этому делу — и вы сами завораживаетесь
Для того, чтобы диктовать, нужно быть кем-то, нужно быть нескучным, нужно уметь развлекать, нужно самому от этого получать удовольствие. Как в сексе: вот есть парень, который любит вас и делает все, чтобы вы получили удовольствие — это одно, а есть парень, который прямо прется, и ему хорошо, он забывает, что вокруг кто-то, стены какие-то, он настолько отдается этому делу — и вы сами завораживаетесь и заводитесь от этого дела.Тайга.инфо: А почему вы все с сексом сравниваете?
— Я не знаю. Мне кажется, все настолько сексуально в жизни. Секс — это не обязательно соитие. Сексуальными могут быть взгляды и разговоры о нем.
Тайга.инфо: Ладно, тогда как в сексе: половина людей пытаются доставить удовольствие партнеру, а половина делает так, как им нравится. Музыканты по такому же принципу работают: одни говорят, что все это для зрителя, другие — для себя. У вас как?
— Оба врут. Невозможно в нынешней жизни быть нигилистом. Это нереально просто. Отношение к жизни у всех компромиссное. Конечно, кому-то больше хочется играть свою музыку, сложную музыку, музыку, которую не понимают, но всегда можно найти компромисс.
Тайга.инфо: Ну, вот и давайте проследим эти эпохальные изменения. Значит, в
— Я вам скажу такую вещь: в
Тайга.инфо: У джаза какое лучшее десятилетие?
— Оно еще будет. Джаз был популярной музыкой.
Тайга.инфо: А что определяет «лучшее время»?
— Наверное, музыка, которая остается.
Тайга.инфо: Так весь джаз от 20-30-х и остался. Привет Армстронгу.
— А если сравнить с такими авангардистами, как Колтрейн? У каждого музыканта — свое определение лучшего времени.
Тайга.инфо: У вас как у музыканта какое?
— Сейчас! Я могу играть! Мне наплевать на Армстронга. Мне наплевать на Эллу Фицдержеральд. Мне наплевать на всех на них.
Луи Армстронг начал как потрясающий джазовый музыкант, а закончил как поп-артист. Весь этот What a Wonderful World...
Тайга.инфо: А как для слушателя?— А я не слушаю музыку. Я один раз послушал и мне хватило. Мы же не вернемся к этому разговору снова, потому что мы это обговорили. И у меня нет никакой надобности слушать Эллу Фицджеральд — я знаю, что и как она споет в мельчайших подробностях, знаю все ее семантические элементы. У той же Эллы Фицджеральд очень много коммерческой музыки, откровенно коммерческой музыки. Луи Армстронг начал как потрясающий джазовый музыкант, а закончил как поп-артист. Весь этот What a Wonderful World...
Тайга.инфо: Разве плохо? Прекрасная песня.
— Нет, не плохо. Но это и есть угода публике. Ему менеджер говорил, что делать, и он велся. Это известная история. Я буду слушать раннего Армстронга, а What a Wonderful World слушать не буду, потому это слишком просто для меня.
Тайга.инфо: В Новосибирске часть публики думает, что слушать джаз — это хорошо. И они теперь любят весь джаз, который им привозят. То есть им можно продать, что угодно.
— Здесь я абсолютно с вами соглашусь. Я этим и занимаюсь на своем сайте: рассказываю, что хорошо, а что плохо.
Тайга.инфо: И как отличить хороший джаз от плохого, если вообще можно в таких категориях о нем говорить?
— Исторический момент: как люди определяли джаз? Что такое джаз? Эта музыка была с такими эмоциями, которых не было и не будет в классической музыке. Они так, пардон, отрывались на саксофонах! Это взволнованно-эмоциональная музыка, переполненная гроулинг-эффектами. Такого в классической музыке не было. Это что-то экстраординарное.
Тайга.инфо: Значит, первое — это эмоции.
— Да. Второй момент, который возник в джазе, скорее всего с приходом Луи Армстронга, гения, — это свинг, это как раз то самое качание в музыке, триольная пульсация. Триольность рождает удивительное состояние. Свинг — это сложное, близкое к абсолюту, качественное понятие. Я бы сказал, что свинг — это несовпадение внутреннего и внешнего времени. Бывает же такое, что сидишь, простуженный, в поликлинике, и кажется, что прошло уже сорок минут, а на часы посмотришь — всего 3 минуты. Или когда занимаешься любимым делом, кажется, что полчаса, а на время посмотришь — все 4 часа пролетело. В музыке это несовпадение времен тоже присутствует.
Что такое джаз? Эта музыка была с такими эмоциями, которых не было и не будет в классической музыке. Они так отрывались на саксофонах!
Все музыканты — мифотворцы: хорошие или плохие, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но когда человек тебя вдохновляет, и ты забываешь о времени или о том, что у тебя болит, например, печень, ты весь в музыке — вот это хороший концерт. У Джона Кейджа есть композиция — 4′33″. Они садятся и молчат 4 минуты и 33 секунды. За эти 4 минуты и 33 секунды ты можешь подумать о чем-то своем, о чем-то прекрасном. А вдруг ты услышишь биение собственного сердца? А вдруг ты услышишь пульсацию вселенной в этот момент? Ты же знаешь, что вокруг все пульсирует.Тайга.инфо: Значит, эмоция и чтобы «качало»? Так отличить хороший джаз от плохого?
— Вы неправильно поняли. Что значит — «чтобы качало»? Это не то.
Тайга.инфо: Чтобы внутреннее время не совпадало с внешним?
— И это не то. Мы рассуждали о свинге. Это несовпадение может родить свинг. А может и не родить.
Тайга.инфо: Тогда как все-таки отличить?
— Никак. Никак не отличить. Если у человека нет вкуса, он его никак не отличит. Все. Если человек не развивает свой музыкальный вкус, если он не учится отличать хорошее от плохого... Вот я часто встречаю людей, которые говорят: «Ой, я меломан, я слушаю разную музыку». Какую разную музыку? Я не слушаю плохую музыку. Я ее сразу выключаю. Она — очевидна. Время рассудит. И потом, большинство все равно не поймут, как бы ты ни бился над их музыкальными вкусами. Люди, которые к этому тянутся, найдут ответ. А вот навязывать музыкальное просвещение — глупо. Оно бесполезно.
Беседовала Татьяна Савкова
Автор видео Кирилл Канин
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522