«200 тысяч за какое-то дерьмо!»: Женский взгляд на мужскую дружбу в новосибирском «Глобусе»
© Фотография Виктора Дмитриева предоставлена театром «Глобус»
Новосибирский «Глобус» представил спектакль Art по пьесе Ясмины Реза. Режиссер Денис Малютин рассказал Тайге.инфо, чем его привлекла легкая французская комедия, почему смешно спорить о современном искусстве и легко ли мужчинам играть самих себя в представлении женщины.
Режиссер Денис Малютин — автор постановок «Мамочки» и «Щелкунчик» в новосибирском театре «Глобус», представил новую работу — спектакль Art по пьесе француженки Ясмины Реза. Следующая премьера состоится 11 мая.В России над спектаклем работали режиссеры Театра имени Маяковского, Театра под руководством Олега Табакова и БДТ. Комедия удостоилась нескольких театральных наград, среди которых три французских премии Мольера и британская премия Оливье.
Art — очередное размышление «о вечном», но не о будничном вечном и не в будничном ключе. Это история о том, как трое лучших друзей едва не отказались от годами проверенной дружбы, не сойдясь во взглядах на современное искусство. Консерватор Марк резко критикует и осуждает своего друга Сержа, который приобрел «шедевр» авангардного искусства — картину на белом фоне с белыми полосами — за 200 тысяч долларов. Марк не скупится в выборе эпитетов для картины, смело называя произведение «дерьмом».
Списав поначалу все на непонимание и первое ошибочное впечатление, Серж не придает значения гневу друга, позже история приобретает неожиданный поворот: друзья начинают находить за безобидным спором о вкусах глубинные, как им кажется, проблемы, которые всю жизнь мешали их дружбе. Главные роли сыграли Александр Варавин, Павел Харин и Илья Паньков.
После премьеры Тайга.инфо выяснила у Дениса Малютина, кого из героев поддерживает режиссер, легко ли работать с женским произведением, но исключительно в мужском коллективе, и что скрывается за словесными баталиями героев.
Тайга.инфо: Существует много постановок этой пьесы в мире, чем отличается ваша?
— Я видел несколько постановок, моя будет отличаться моим видением, моим ощущением от истории, отражением моего желания что-то рассказать. Я не говорю сейчас о сценографическом решении, но по внутренним линиям мы адаптируемся, конечно, для русского человека, поэтому будет более актуально, наверное, для нашего зрителя.
Тайга.инфо: А что вы хотите рассказать? Вам близка тема непринятия современного искусства?
— Она мне интересна, это для меня скорее исследование, нежели мое душевное открытие, я это пытаюсь исследовать, мне интересно понять причину, уровень конфликта, который строится в этой истории, поэтому исключительно из познавательских, любительских интересов я исхожу. Именно любительский интерес к этой истории меня и сподвиг на постановку.
Тайга.инфо: Что вы видите в героях, кто они?
— Они просто обыкновенные мужики, которые ссорятся на совершенно каком-то банальном уровне. Искусство... Ну как можно судить категорично об искусстве? Искусство — это вообще категория субъективная, здесь нет объективности, поэтому это смешно, что люди в таком уже довольно зрелом возрасте могут спорить о вкусах. На мой взгляд, это очень смешно, именно это я и пытался показать.
Тайга.инфо: На сторону кого из героев вы становитесь как зритель?
— Как зритель я могу на все стороны перейти и оправдать и того, и другого, и третьего. Дело в том, что здесь нет таких сторон, где кто-то плохой, а кто-то хороший, они все хороши, там нет такого явного конфликта, где один злодей, другой — жертва, тут уровень сознания показан: кто-то растет сознательно по своему уровню восприятия мира, а кто-то остановился где-то на определенной ступени и дальше не может пойти и не принимает это абсолютно никак. Для меня близки все стороны героев — и Ивана, и Марка, и Сержа, — поэтому мне сложно оценить и перейти на чью-то сторону.
Тайга.инфо: В спектакле нет женских образов. Это как-то повлияло на вашу работу, легче было понять героев?
— Замечу: в спектакле живут женские образы. Они, может быть, живут текстово, вне сцены, но они есть. Это Паула — женщина, с которой живет Марк, это Катрин, которая выходит замуж за Ивана, Франсуаза... У всех у них есть свои женщины, и эти образы, хоть умозрительно, но существуют. Поэтому я не могу сказать, что мне было легко. Нет, не легко. Самое главное: ведь это женщина написала эту пьесу, а не мужчина, это женский взгляд на мужскую дружбу, на мужские взаимоотношения.
Тайга.инфо: Каких отзывов о спектакле ждете от театралов?
— Жду только положительной реакции. Я воспринимаю эту историю, несмотря на указанный жанр «психологический фарс», все-таки как легкую комедию, это легкий жанр. У нас может быть и не пишутся такие, а вот французская комедия имеет эту легкость, и этим она мне очень интересна. Приходя в зрительный зал, зритель в первую очередь должен отдыхать, не загружаться проблемами, которые могут вскрываться.
Этот спектакль вне того жанра, который предполагается в России — какое-то психологическое переживание, театр переживания, — здесь больше театр представления, и здесь есть и легкость, и ирония. Все-таки я это отношу к категории простой истории — чтобы можно было посмеяться над этим, но и задуматься, потому что ситуация-то человеческая с героями происходит, и все можно переложить на себя, на свои какие-то взаимоотношения со своими друзьями и близкими.
Тайга.инфо: Это ваша третья постановка в «Глобусе», как меняется ощущение себя как режиссера с каждой премьерой?
— Появляется какой-то... я не могу сказать, что какой-то глобальный опыт, но я приобретаю опыт работы с артистами. Потому что, живя до этого времени артистом, мне было сложно понять, какие нужно находить слова режиссеру, чтобы как-то мотивировать и двигать актеров в нужном русле, и сейчас с каждой постановкой мне приходится находить те точные и важные слова для артиста, которые могли бы его действительно вдохновлять и двигать. Ведь это две разные грани — режиссер и актер. Я не всегда справляюсь как режиссер с задачей найти точные и нужные слова, мне проще как артисту (ну и как режиссеру на данном этапе) показать самому, как это сыграть. Но ребята меня понимают, слава богу. Я учусь.
Текст: Юлия Катковская
Фотографии Виктора Дмитриева предоставлены театром «Глобус»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522