Итальянская актриса Иренэ Мускара: «Я мечтаю попасть в Сибирь»
© Фотография из личного архива. Иренэ Мускара
Работающая в московских театрах итальянка Иренэ Мускара шесть лет живет в России и мечтает посмотреть ее всю, от края до края. Уроженка Сицилии рассказала Тайге.инфо, почему мечтает о Сибири, кто из известных новосибирцев покорил ее сердце, и как российский театр принимает иностранку.
Иренэ Мускара приехала в Россию 6 лет назад, отучилась в ГИТИСе, в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Играет в маленьких московских театрах, ждет предложений от кинорежиссеров и просто наблюдает за своей жизнью и Россией. По первому образованию Мускара — лингвист, это и помогло итальянке «выжить» в Москве, когда предложений по второй профессии у нее было совсем немного. Сейчас жизнь Иренэ меняется незаметно для нее самой, еще год назад она могла сказать отражению в зеркале «ты — неудачница», а сегодня «неудачница» уже надеется на лучшее, получает предложения, о которых боится рассказывать раньше времени, и ждет новых чудес, в которые верит безоговорочно.Открытая и жизнерадостная итальянка поделилась с далеким сибирским СМИ своими позитивными мыслями (на русском языке) и рассказала Тайге.инфо, почему заочно любит Сибирь, как относится к провинциальному театру и почему ей нужен режиссер, который обязан полюбить ее акцент.
Тайга.инфо: Как в вашей жизни появилась Россия?
— Я просто хотела учиться в российской театральной школе, поскольку знала, что она очень сильная. Ради этого я учила язык, это было очень долго, я готовилась и в итоге приехала поступать. Поступила в 2007 году в ГИТИС на режиссерский факультет, там было разделение на две группы — актерскую и режиссерскую, я не хотела стать режиссером, поэтому училась в актерской группе. Училась полноценно 4 года, с русскими. Два года назад, после окончания института я решила попробовать остаться и поработать в России какое-то время, и до сих пор я тут. Но это открытый вопрос — навсегда ли я тут, и уверена ли я, что так и надо. На данный момент так, а что завтра будет, я не знаю, но это и хорошо, потому что актерская профессия все равно подразумевает изменения.
Тайга.инфо: Что вам нравится в России?
— Я теперь на эти вопросы отвечаю только одним образом: вот у вас есть молодой человек, и на вопрос — что вам нравится в нем, вы не ответите: «то, что он высокий и блондин», понимаете? Я не могу сказать, что мне нравится в России... Я не встаю с утра и не говорю: «Ура, я в России!» У меня этот этап прошел давно, на данный момент у меня есть работа, я рада, что я здесь, я благодарю Бога, что у меня есть возможность здесь быть. Когда я рассказываю, что мне нравится, мне говорят: «Ну это потому, что тебе повезло, у тебя хорошие друзья». Это правда. Потому что люди, которые в ГИТИСе учатся — это люди культурные, избранные, это не люди с улицы. Особенно режиссеры — это такие люди, с которыми «страшно» находиться рядом, они великие, не все, но многие. Понятно, что у меня есть шанс общаться с избранными людьми, которых не встречаешь просто так. Например, в ГИТИСе преподают гениальные педагоги — супруги Назаровы (где еще я могла бы с ними познакомиться?).
Конечно, мне повезло: я хожу на концерты, в консерваторию, я увлекаюсь. А так отвечать, что мне нравится... Мне нравится кефир и творог российский. Но, опять же, когда я это говорю, мне говорят в ответ: «А чем твои макароны хуже?» Понимаете, каждому свое.
Если кого-то или что-то любишь, непросто ответить, за что. Просто в моей жизни есть Россия и всё, я даже когда ездила домой в Италию два года назад, подружилась с русскими и с ними гуляла, и это было очень интересно.
Тайга.инфо: Почему вы не захотели уехать в Италию, когда отучились здесь, и играть в театре там?
— По очень простой причине: часто бывает, что иностранцы, когда учатся за границей, делают это с конкретной целью — вернуться, кто-то их конкретно ждет. Меня конкретно никто не ждал, я поняла, что я хочу просто попробовать пару месяцев поработать здесь, решив — либо сейчас, либо никогда. Естественно, очень сложно, очень много трудностей, связанных с языком, с документами, но все довольно спокойно. Пока так. Но я не утверждаю, что мой выбор правильный, жизнь покажет. Может, послезавтра я пойму, что все было ошибкой, и надо все поменять. Но надеюсь, что нет. Просто были какие-то предложения конкретные именно здесь, я понимаю — для русского человека или для кого-либо другого, может, это кажется маленьким предложением и маленькой работой — Бога ради, но для себя я поняла, что лучше так, чем ничем не заниматься.
В Италии нет такого понимания театра, как здесь, актеры ищут, что-то чуть-чуть делают, играют в основном в антрепризе
Еще есть такой момент: в Италии нет такого понимания театра, как здесь, актеры там ищут, что-то чуть-чуть делают, играют в основном в антрепризе. Когда я это говорю, мне отвечают: «Ну в России тоже сложно!» Я не говорю, что в России все прекрасно, это понятно. Но просто оно вот так. Может, я не права, и жизнь меня накажет, не дай Бог, конечно.Я придумала моноспектакль, играла его в Италии, собираюсь с ним участвовать в фестивалях, потому что, говорят, что это возможность, чтобы кто-то на тебя внимание обратил, тем более, это все бесплатно. Так что у меня здесь есть возможность делать то, что я хочу.
Тайга.инфо: В каком театре вы сейчас играете в Москве?
— Дело в том, что у меня есть интересные перспективы, но я сейчас не могу какие-то вещи рассказать. Когда все получится, мы созвонимся, и я расскажу. Пока что я играю в Доме Булгакова, там мы с моими бывшими однокурсниками играем один спектакль про Байрона. Мы с ними создали Самый Добрый Театр, там тоже играем. Есть еще проект поважнее, но просто там непонятная ситуация, я не чувствую себя там уверенно пока, поэтому не рассказываю. Еще я играю в Театре Вкуса, это такой небольшой, но интересный московский театр.
Тайга.инфо: Какие роли вам интересны, что бы вы хотели сыграть?
— В принципе, в каждой роли можно находить интересные стороны. Вот так ограничивать себя не хочется. Я играла в одном сериале отрицательного персонажа, и это очень интересно. Конечно, это сложно, потому что я не думаю так, как думает мой персонаж, у меня другие ценности в жизни. Но я не захотела отказываться и не могла отказаться, потому что там очень хороший режиссер. Я хотела, чтобы это было не карикатурно, типа я играю какую-то злодейку, а я очень старалась понять своего персонажа, понять, почему она реально так думает, и мне было очень интересно, потому что персонаж очень далеко от меня, но все-таки, что парадоксально, от него до меня — один шаг. Потому что внутри нас есть все: мы иногда думаем, что мы такие хорошие и прекрасные, а внутри столько плохого, что мы даже не представляем. Поэтому эти роли, как путь, тоже духовный. Эта роль подтолкнула меня к вопросам: если бы я оказалась в таких обстоятельствах, уверена ли я, что я не думала бы так же, как мой персонаж сейчас думает? Из этого вытекает большая работа над собой. И для меня это интересно, потому что, понятное дело, что успеха все хотят, но не в этом смысл нашей профессии, а в том, что она позволяет много думать, понимать себя и людей.
Успеха все хотят, но не в этом смысл профессии, а в том, что она позволяет много думать, понимать себя и людей
Я очень много думаю, и это не из-за того, что у меня прям так много глубоких больших ролей, но все же много есть, и я очень рада. Например, благодаря фильму «Посмотрите на меня», который сняла моя подруга Анна Колчина, очень много народу меня знает теперь, и мы участвовали на фестивале в Москве, Анна получила за него приз как режиссер на фестивале «Arto Docs» в Петербурге.Тайга.инфо: Есть какие-то классические роли, которые вы хотели бы сыграть? Как, например, все актеры мечтают сыграть Гамлета...
— Я считаю, что мне близка Ольга из «Трех сестер» Чехова. Из Шекспира много чего хотела бы сыграть. Разные роли бывают интересные. Я люблю очень эмоциональные, страстные роли, конечно, это про меня.
Тайга.инфо: В фильме «Посмотрите на меня» вы говорите, что мечтаете найти своего режиссера, который сможет вас открыть; что представляет собой ваш режиссер?
— Это сложный вопрос, потому что это то же самое, что отвечать на вопрос, какого бы мужа я себе хотела. Понятное дело — всем хочется высокого голубоглазого принца, а в жизни все по-другому бывает. Конечно, я хочу найти своего режиссера, это должен быть человек, который сможет принимать и мои отрицательные стороны, потому что у меня есть недостатки. Если это будет русский режиссер, то он должен смириться, что я говорю с акцентом, да и это иногда наоборот нужно, бывают роли, которые как раз подходят иностранцам. Мой режиссер должен меня любить такой, какая я есть, и терпеть то, что я не ангел. Я на самом деле всегда боюсь про себя говорить, потому что на самом деле я еще очень мало сделала, и мне кажется, что людям может показаться, будто я загордилась...
Тайга.инфо: Кто из российских режиссеров вам нравится?
— Я очень люблю Сергея Дворцевого, Андрея Звягинцева, мне нравится российское авторское кино, Слава Росс — очень понравился его фильм «Сибирь. Монамур».
Тайга.инфо: Вы называете новосибирских режиссеров...
— Да, да, я знаю! Я мечтаю поехать в Сибирь. Все мне говорят: «Как так, там же холодно!» Но у меня очень много друзей оттуда. Я не была ни в одном сибирском городе, мне очень хотелось бы посмотреть Россию.
Тайга.инфо: А, например, поработать в каком-нибудь театре Новосибирска вам бы не хотелось?
— Ну почему бы и нет, если бы были предложения... Опять же, я не зарекаюсь ни от чего, я не ставлю себе целью оставаться только здесь, где я сейчас. Если есть конкретное хорошее предложение где-то в другом месте, никто не будет отказываться, и я не являюсь исключением. Если режиссер хороший, есть повод хорошо поработать — почему нет, надо же развиваться.
Тайга.инфо: То есть вы не против российских провинциальных театров?
— Это опасный вопрос... Я боюсь зарекаться, но на данный момент, если честно, не уверена, что я готова буду завтра поехать в Сибирь играть в провинциальном театре. Конечно, нет, я скажу откровенно. Но откуда я знаю вообще-то, как повернется жизнь? Может, я встречу сибиряка и поеду с ним жить в Сибирь, а я без театра же не могу жить, и я пойду играть. Пока что мне не хотелось бы играть в провинции, как и любым русским этого не хочется, не то чтобы я тут кокетничаю.
Театр — это очень тяжело, даже в Москве очень мало платят, и это большой труд; в провинциальном театре, наверное, еще хуже
Вообще театр — это отдельная песня, это очень тяжело, даже в Москве очень мало платят, и это большой труд. Мне очень сложно, потому что я понимаю, что это ночные репетиции, когда ты в нестабильном положении, не прикреплен к какому-то конкретному театру; в общем, это сложная профессия, как и любая другая. В провинциальном, наверное, еще хуже, и зарплаты еще меньше, и, естественно, никому этого не хочется. Но откуда я знаю, какой план у Бога для меня? Может, завтра я влюблюсь в какого-то режиссера и стану звездой какого-то театра, я не думаю, что так может быть, но откуда я знаю...Тайга.инфо: А вам ближе театр или кино?
— На данный момент кино, если честно говорить. По многим причинам. Хотя я пока очень мало снималась. Но есть такой момент: в кино я смотрю на себя со стороны, это для меня интересно. Я вот смотрю на себя и понимаю, что я очень смешная, все актеры такие высокие, я маленькая, меня даже среди них не видно — это очень смешно. Я понимаю, что мне нравится сам процесс создания кино и наблюдения за собой со стороны, и, дай Бог, у меня это будет.
Я очень верю в молодых режиссеров, имена — это все понятно, но я люблю, когда они молодые, и их никто не знает, потому что у них нет этого комплекса «я должен кому-то что-то показать/доказать». У меня вот пока нет этой звездной болезни. Бывает, люди очень талантливые, их никто не знает, и с ними гораздо интереснее работать, потому что у них нет такого, что вот если я сейчас плохо сделаю, всё — крест на мне. Ну не все такие, молодые тоже, конечно, боятся, что плохо что-то сделают, и что в жизни больше никто с ними не захочет общаться.
Вот сейчас, глядя на себя со стороны, я понимаю, что это полный абсурд, что я это говорю, потому что у меня нет такой работы, которая оправдывала бы мое пребывание здесь и мои вот эти желания...
Тайга.инфо: Какие московские театры вам нравятся?
— На данный момент я не могу выделить для себя какой-то один театр, потому что в Москве есть и очень хорошие театры, и средненькие. Я, слава Богу, освободилась от фанатизма, хожу абсолютно в разные театры. Естественно, я люблю Мастерскую Петра Фоменко, потому что там мой мастер — Каменькович, это понятно. Я очень люблю ШДИ, крымовские спектакли (это другой мой мастер). Но я также очень люблю Театр Наций, там очень хорошие спектакли. Люблю студенческие спектакли, когда просто ребята играют — это круто. У меня нет фанатизма — только один режиссер, один театр и всё. Во МХАТе бываю иногда, там тоже очень хорошие спектакли.
Тайга.инфо: Кто из российских современных или старого поколения актрис для вас является ориентиром?
— Я очень люблю Чулпан Хаматову, она прекрасна, я люблю, как она играет, в Мастерской Фоменко я люблю актрису Мадлен Джабраилову, обожаю ее просто. Я люблю Ахеджакову, она тоже прекрасна. И, конечно, я люблю Аллу Борисовну Покровскую, актрису МХАТа. Очень много хороших актрис. Я люблю, как играют мои однокурсницы, Яна Осипова, например, она неизвестная, но прекрасная, Маша Смольникова, Кристина Пивнева отлично играют. Но они молодые, неизвестные, понятное дело. Я не могу так сказать однозначно про кого-то, потому что часто бывает, что одни и те же актеры где-то сыграли потрясающе, а где-то не тронули.
Тайга.инфо: О чем вы еще мечтаете, кроме реализации в вашей профессии?
— Вы знаете, как ни странно, реализация в моей профессии в последнее время перестала меня так сильно волновать. Будет и будет. Естественно, я мечтаю, как и все женщины, чтобы у меня была полноценная семья.
Тайга.инфо: У вас есть еще одно образование, вы — лингвист, на этом поприще как-то реализуетесь?
— Да, на самом деле меня это спасает, я работаю переводчицей. Я работала переводчицей на съемочной площадке фильма «Элементарная любовь», актеры там говорят на итальянском языке, я их учила, преподавала, там очень хорошие актеры, ваши, русские. На самом деле мне это не так интересно, как театр. Но когда это связано с профессией, для меня это очень интересно, потому что преподавать, как надо играть на итальянском языке, — это увлекательно. Но это и очень сложно, это большая ответственность, здесь нельзя импровизировать, и я не думаю, что каждый может это преподавать.
С талантливыми людьми, которых никто не знает, интереснее работать: у них нет такого, что вот если я сейчас плохо сделаю, всё — крест на мне
Слава Богу, что я училась на лингвиста, а потом на актрису много лет, все это вместе дает мне очень многое. Раньше я воспринимала это как наказание, потому что никто меня не брал в кино и театр, мне надо было этим зарабатывать. А сейчас я смотрю на это совсем другими глазами — это богатство. Не надо жаловаться, такое актерское кокетство я уже не воспринимаю, потому что, если ты актер, ты должен понимать, что бывают хорошие моменты и нехорошие, особенно когда тебя никто не знает.Начала понимать, что, работая с людьми как лингвист, преподавая им итальянский, я изучаю их, они учат язык, а я изучаю их, их психологию, и это для меня оказывается таким богатством, когда я потом играю в театре. Дело не только в деньгах, заработанных за урок, это уже и другое. На сегодняшний день это роскошь, что ты имеешь другую профессию. Я еще и в озвучке участвую, когда надо говорить с акцентом, и учу русских говорить с акцентом.
Я переводила Юлию Высоцкую в одной передаче. Мне интересно это все, ведь через это я знакомлюсь с новыми людьми, с продюсерами. Например, после того, как я озвучила эту передачу, я звонила им и говорила, чтобы про меня не забывали, я их пригласила на спектакль, они пришли, они про меня помнят сейчас. Будут звать — дай Бог, не будут, ну, значит, не будут. Я так на данный момент живу. Я не утверждаю, что это правильно. Может быть, через год я позвоню и расскажу что-то совершенно другое... Но пока моя жизнь такая.
Я не жалуюсь и не хвастаюсь, я благодарна за все: слава Богу, у меня есть здоровье, слава Богу, у меня есть друзья и однокурсники, которые мне помогают.
Беседовала Юлия Катковская
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522