«Герой.21» в Новосибирске: Пять эскизов одиночества

© Гёте-Институт/фотограф Юлия Лебедева
«Герой.21» в Новосибирске: Пять эскизов одиночества
27 Ноя 2013, 08:48

Лаборатория молодой режиссуры «Герой.21», организованная Немецким культурным центром имени Гете в Новосибирске и городским драмтеатром под руководством Сергея Афанасьева, прошла 22 и 23 ноября в бизнес-центре «Кокон». Пресс-секретарь «Первого театра» написала Тайге.инфо, что там происходило и зачем.

Сегодня репертуарные театры, особенно за пределами столиц, не слишком охотно идут на постановку современных пьес: те крайне редко становятся коммерчески успешными. Лаборатории же дают возможность экспериментировать, пробовать тот или иной материал, проверять, насколько он интересен зрителям и может ли он быть востребованным. В Новосибирске «лабораторный» бум пришелся на 2011 год: в рамках «Интерры» прошла лаборатория под руководством Михаила Дурненкова и Анны Банасюкевич, «Первый театр» и Дмитрий Егоров провели лабораторию «Кухня», а «Глобус» в рамках Рождественского фестиваля искусств — лабораторию «Глобус. Место действия».

До недавнего времени продолжалось затишье. Оказалось, что публика изголодалась по событиям такого формата, где можно вступить в открытый диалог с создателями спектакля, экспертами, такими же зрителями, как ты сам. Два вечера подряд на девятом этаже бизнес-центра «Кокон» собирались множество заинтересованных людей, желающих поговорить о том, каким должен быть театр XXI века. За эти два вечера актеры показали пять эскизов по пьесам современных драматургов. Представленные тексты рисуют образ героя нашего времени, который, как и раньше, находится в оппозиции обществу. Так или иначе, человек оказывается оторванным от социума и замкнутым в собственных представлениях о мире.

Пьеса Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (режиссер эскиза — Евгения Веснина) по стилистике напоминает американскую комедию. Ситуация абсурдна: жена Сара и друг Дональд пытаются убедить Роберта, что в прошлый понедельник в одно и то же время у них гостил его брат Маркус. При этом они никак не могут по-настоящему услышать друг друга. Коммуникация отсутствует. Череда занятных признаний сменяется исповедью героев, вынужденных констатировать свое одиночество и отсутствие понимания между людьми.

В эскизе по пьесе Лукаса Бэрфуса «Путешествие Алисы в Швейцарию» (режиссер Сергей Чехов) постановщики пытаются ответить на вопросы об эвтаназии. Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни? И насколько гуманно это со стороны врача? Доктор Густав Штром (актер Олег Жуковский) помогает смертельно больным людям избавиться от страданий. Общество презирает его, пресса называет Доктором Смерть, но Штрома это мало волнует. Однажды встав на этот путь, он не может свернуть с него, оказавшись заложником собственного выбора. Минимум рефлексии и полное отсутствие угрызений совести. До встречи с Алисой. Однако конфликт убеждений разрешается быстро — Доктор Смерть не терпит сомнений. Эта рассказанная без лишних эмоций, с немецким прагматизмом история, по мнению зрителей, обладает глубиной шекспировских трагедий. 

«Герой.21» — человек бесконечно одинокий, но сам выбравший для себя это одиночество и не способный его преодолеть

Вторая работа Чехова на лаборатории — читка последнего киносценария Алексея Балабанова «Мой брат умер». Провокационный текст, с одной стороны, показывает физическое уродство человека. Он родился с двумя парами глаз, но видит не своими глазами (он слеп), а глазами брата, умершего при рождении и засевшего у него в сознании. С другой стороны, таким образом изображается двойственность человека. Он должен постоянно договариваться с обществом и с самим собой. Только совершив убийство, человек избавляется от другого внутри себя, обретает зрение и остается один. Вопросы у зрителей, однако, возникли не к смыслу послания режиссера, а к тому, возможно ли сейчас, после его смерти, работать с его сценариями. Сергей Афанасьев, например, считает это неблагодарным занятием, потому что над текстами Балабанова мог работать только Балабанов.

Еще один лабораторный пример «героя нашего времени» — в эскизе Артура Яценко по пьесе Филиппа Леле «По имени Господин». В центре внимания — человек, который не желает быть частью общества потребления, отвергает блага капиталистического строя в пользу личной свободы. Как это ни парадоксально, свободу он находит в тюрьме — там не надо принимать решений, зарабатывать деньги, постоянно пытаться выжить. Там свобода безгранична, есть только ты, человек, и ничего больше. Полная идиллия. Герой, наконец-то, нашел себя. Но целесообразность заключения в тюрьму, как единственно возможного способа ухода от «избалованного» общества, и обретение таким образом долгожданного счастья, всё равно хочется подвергнуть сомнению.

Работая над эскизом «Внешние побочные» по пьесе Дмитрия Богославского, режиссер Яценко сильно сократил исходный текст. Из-за этого причины, по которым герой оказался в зале суда, а потом, видимо, в сумасшедшем доме, остались не ясны. Хотя и его одиночество неоспоримо. В программе также был заявлен эскиз по пьесе Пауля Бродовски «Дождь в Нонкельне», но его показ по техническим причинам не состоялся.

Из всех пяти историй, показанных на лаборатории, складывается ощущение, что «Герой.21» — человек бесконечно одинокий, но сам выбравший для себя это одиночество и не способный его преодолеть. Дальнейшая судьба этих эскизов пока неизвестна: найдут ли они свою площадку, будут ли адаптированы под театральное пространство, не потеряют ли при этом очарования, — остается загадкой. Сергей Чехов обещает, что лаборатории в Новосибирске, по крайней мере, еще будут проходить.

Мария Кожина, специально для Тайги.инфо
Фото: Юлия Лебедевой для Гёте-Института













Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года