Найджел Кеннеди: «Глупо иметь униформу для того, чтобы что-то сказать»
© Наталья Гредина. Найджел Кеннеди
Британский скрипач Найджел Кеннеди исполнит вечером 13 декабря Вивальди и Баха в государственном концертном зале имени Каца в Новосибирске. Музыкант, известный своим неформальным поведением на сцене, сыграет с Камерным оркестром новосибирской филармонии в сопровождении барабана и контрабаса.
Один из ведущих мировых исполнителей пользуется в академических кругах неоднозначной репутацией: не все признают его интерпретации музыкальной классики, в частности, элементы джаза и рок-н-ролла. Кеннеди вполне может сыграть концерт в майке своего любимого футбольного клуба Aston Villa (в ней он вышел на первую репетицию в Новосибирске) или отпраздновать удачный этюд, ударив кулак о кулак со своим партнером.В рамках Рождественского фестиваля искусств у британца заявлено исполнение сочинений Баха и «Времен год» Вивальди. Но, судя по тому, что музыкант привез с собой барабанщика и контрабасиста, выступление вряд ли будет строго классическим.
Накануне концерта Найджел Кеннеди ответил на вопросы новосибирских журналистов. Тайга.инфо приводит запись их беседы.
— Ваш знаменитый ирокез и знаменитая майка — как они появились? У вас есть стилист?
— Стилиста у меня нет, я никогда не покупаю дорогие вещи, только дешевые. А волосы стригу сам, я терпеть не могу ходить в парикмахерские, сидеть в чужом кресле, разговаривать с парикмахером — слишком много суеты.
— Вы играли с великими оркестрами, удалось ли наладить взаимоотношения с новосибирскими музыкантами из Камерного оркестра филармонии?
— Мы в процессе. У нас налаживается синтез классической и джазовой музыки. Очень здорово слышать этих музыкантов, они все великолепны, очень интеллигентные люди, с ними очень приятно иметь дело. Очень здорово, что у нас было два дня на репетиции и возможность лучше узнать друг друга. Музыка должна идти от души, от человека. И чем больше я узнаю людей, с которыми буду работать, тем лучше получится в итоге результат. Музыка — это не работа, это эстетическая философия, и ей надо делиться.
— Оркестр играл эту программу не раз, что нового вы привнесете в нее?
— Я не думаю о себе вообще, я смотрюсь в зеркало всего один раз в день. Не могу сказать, что необычного я привнесу в эту программу, пусть решит публика и аудитория. Как у каждого человека есть свой отпечаток пальца, так и какой-то жизненный опыт. Когда я сотрудничаю с музыкальным коллективом, я стараюсь привнести свои идеи, сделать музыку более контрастной, что-то изменить в зависимости от того, как это чувствую. И не все зависит от меня, я узнаю музыкантов, их возможности, в итоге каждый музыкант привносит что-то свое в общее дело. Что я ненавижу в таких стилях как рок, хип-хоп, классика — это автоматизированность. Музыка должна быть живой именно сейчас, сейчас — момент музыки, не вчера, не завтра — сейчас. Когда все играется на автомате — это неинтересно. Рок-музыкант необязательно должен носить кожаную куртку, классический музыкант необязательно должен выйти к публике в черном смокинге. Глупо иметь униформу для того, чтобы что-то сказать.
— Вы все музыкальные произведения исполняете демократично, даже по-хулигански, или есть такие, где вам приходится быть консервативным?
— Для меня есть два типа консервативной музыки: Моцарт и кантри. Они очень консервативны, я ничего не могу с ними сделать, поэтому они мне неинтересны.
— Кого вы можете называть своими учителями, музыкантами, которые повлияли на вас?
— Иегуди Менухин оказал на меня большое влияние: он не учил детей играть правильно, он учил вкладывать душу. Стефана Граппелли я встретил в 13 лет, и у меня был шок, насколько они различались с моим другим учителем. Иегуди вел здоровый образ жизни, занимался йогой, а Граппелли мог перед выходом на концерт покурить марихуаны и выпить бренди, тем не менее, они оба очень сильно на меня повлияли. Они научили меня относиться к публике с большим уважением. Но когда я вырос, понял, что мне не нужно копировать своих учителей, аудитории это неинтересно, я должен сделать что-то свое.
— В 16 лет вы играли джаз в черных кварталах Нью-Йорка. Это тоже была борьба с системой, поиск «живой музыки»?
— Это было очень сложно. Во-первых, потому что я белый, во-вторых, потому что я англичанин. А в-третьих, потому что я играю на скрипке. Тем не менее, это был невероятный опыт, та публика настолько любила и понимала музыку, что все неудобства компенсировались ее теплом.
Подготовили Наталья Гредина и Евгений Мездриков
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522