Политолог Пьер Фавье: «Во время кризиса люди всегда перекладывают вину на иностранцев»

© lemonde.fr. Пьер Фавье
Политолог Пьер Фавье: «Во время кризиса люди всегда перекладывают вину на иностранцев»
09 Янв 2014, 00:08

Журналист и политолог Пьер Фавье рассказал Тайге.инфо, о чем говорят главы государств в самолете, как создавался фильм «Месье президент» о президенте Франсуа Олланде, а также об открытости власти, границах свободы слова, преодолении кризиса и невозможности решить проблемы нелегальной иммиграции.

68-летний Пьер Фавье стал известен благодаря книгам и документальным лентам о президенте Франсуа Миттеране, и, в частности, четырехтомнику «Десятилетие Миттерана», выходившему с 1990 по 1998 годы. Бывший глава политической службы агентства Франс Пресс (AFP), Пьер Фавье стал соавтором Патрика Ротмана в создании документального фильма «Месье Президент» (Le Pouvoir), рассказа о первых восьми месяцах пребывания у власти президента Франсуа Олланда. Он лично представил картину в Новосибирске в декабре в рамках фестиваля французского кино в кинотеатре «Победа».

Тайга.инфо: В России вы известны очерками о президенте Франции Франсуа Миттеране, на фестиваль французского кино в «Победе» привозили фильм о его последователе Олланде. Как появилась тяга к президентскому бытописанию, всему «виной» профессия политического журналиста?

— С самого детства меня очень интересовали вопросы политики, я читал все газеты, которые только мог найти, ходил на митинги. И с 15 лет я мечтал заниматься именно политической журналистикой. В результате я стал политическим обозревателем и примерно тридцать лет занимался именно этим. Многие годы я посвятил работе с Франсуа Миттераном. Он был у власти два срока по семь лет, а я был тем журналистом, который сопровождал его на всех мероприятиях, в том числе и выездных, поэтому почти пятнадцать лет я провел с ним бок о бок. Я сопровождал его во всех поездках сначала в Советский Союз, а потом в Россию, встречался с главами государств, поэтому многих здесь видел, и меня не оставляли мысли о политической жизни разных стран.

Франсуа Олланда я тоже знаю очень давно, с тех пор, как он был молодым советником Миттерана. Я написал много статей о Миттеране, потом у меня завязались дружеские, доверительные отношения с Олландом, которые продолжаются по сей день. В 2009 году мы с ним вместе выпустили книгу.

В 2011 году, когда он еще не был кандидатом в президенты, но уже подумывал, чтобы выставить свою кандидатуру, я с ним встретился и сказал: «Если социалисты тебя выдвинут от своей партии, и тебя выберут, то я с удовольствием сделаю фильм, который расскажет о работе президента республики». За полтора года до того, как он стал главой государства, я сделал ему это предложение.

Я разделяю взгляды социалистов, но никогда не желал вступать в политические партии, потому что хотел быть свободным

Пока шла его президентская кампания, я встречался с ним каждые два-три месяца и говорил: «Ты помнишь про фильм, о котором мы говорили? Ты все еще согласен?». Я постоянно приставал к нему с этим вопросом, потому что очень боялся, что он ответит «да» другой команде, и она снимет этот фильм. И 6 мая, когда Франсуа Олланд победил на выборах и стал президентом, выиграв это место у Николя Саркози, я ему позвонил и сказал: «Ты помнишь, мы с тобой собирались делать фильм?», он сказал: «Да, да, да, конечно». 6 мая он стал президентом, но полномочия принял не сразу, это должно было состояться 15 мая. Тогда я ему сказал: «Пятнадцатого мая ты войдешь в Елисейский дворец, и мы войдем вместе с тобой, мы придем с камерами, с микрофонами и начнем наш фильм именно с момента твоего входа во дворец».

Тайга.инфо: Есть ли связь между вашей дружбой с двумя президентами и тем, что они оба социалисты, вы разделяете их политические взгляды?

— Я не буду скрывать мои политические взгляды: да, я, пожалуй, разделяю идеи того, что во Франции называют социалистической партией, это идеи скорее социал-демократические, но не это стало причиной моих взаимоотношений с президентами-социалистами. Это из-за того, что, по долгу профессии, я должен был следовать за Франсуа Миттераном, писать о нем статьи и репортажи. Но я хочу подчеркнуть, что у меня никогда не было членского билета никакой партии. Я разделяю взгляды социалистов, но никогда не желал вступать в политические партии, потому что хотел быть свободным как политический журналист, свободно высказывать свои взгляды и критиковать взгляды всех остальных. Франсуа Миттеран никогда не задавал мне вопроса о моих политических убеждениях. Мы с ним много беседовали, допустим, о литературе, о журналистике, о прочих разных темах, но никогда он не спрашивал, что я думаю о той или иной политической партии, за кого я голосую. Возможно, он догадывался, но прямо этот вопрос мне никогда не задавал.

Я считаю, что во Франции было два великих президента: первый — Шарль де Голль, а вторым, с моей точки зрения, был Франсуа Миттеран. Я проследил послевоенную историю Франции и считаю, что это были две большие политические фигуры — в разных смыслах: политическом, культурном и так далее.

Тайга.инфо: Сейчас во Франции экономический спад, Россия тоже испытывает последствия мирового кризиса. И в обеих странах популярность правительства сейчас скорее падает, к чиновникам, их поведению, образу жизни, расходам — пристальное внимание. Как вы считаете, власть осознает ответственность за свои действия в такое время?

— Франсуа Олланд пришел к власти в очень невыгодный для себя момент, страна действительно в кризисе — огромная безработица, которая достигает более десяти процентов. И Олланд еще не успел сделать ничего, что помогло бы в этой ситуации. Какого-то волшебного рецепта выхода из кризиса у него нет, еще и поэтому он очень непопулярен во Франции. Если посмотреть на результаты общественного мнения, то из сотни опрошенных тридцать человек скажут, что им Франсуа Олланд нравится, а семьдесят скажут, что он им не нравится.

Французы, конечно, очень недовольны Олландом, но меня всегда поражает его удивительное спокойствие

Французы, конечно, очень недовольны Олландом, потому что работы нет, налоги растут, отчисления из бюджета сокращаются, — наблюдается большое недовольство как президентом, так и властью в целом. Но что меня всегда поражает — это его удивительное спокойствие. Я продолжаю с ним встречаться, даже после окончания съемок фильма, раз в два месяца мы с ним беседуем примерно по часу. Я ему говорю: «В стране все плохо: с экономикой большие проблемы, безработица растет, буря в стране», а он всегда реагирует на это очень спокойно. Если есть что-то общее между двумя президентами — Миттераном и Олландом — это как раз вот это спокойствие. Франсуа Миттерана называли «спокойной силой», именно это я замечаю и во Франсуа Олланде — его умение сохранять спокойствие даже в самой тяжелой ситуации. Он всегда остается хозяином своих чувств, всегда владеет собой.

Тайга.инфо: Еще одна проблема, с которой сталкиваются и Россия, и Франция, — нелегальная миграция и растущая ксенофобия. Как с этим справляется Франция, и есть ли, на ваш взгляд, универсальный рецепт?

— Французские политики не могут определиться между двумя главными тенденциями: с одной стороны — они приверженцы гуманной стороны вопроса, потому что иммигранты тоже люди, и их можно понять, с другой стороны — иммиграция порождает проблемы с занятостью, жильем и так далее. В период кризиса (это, я думаю, верно как для Франции, так и для России) ксенофобия усиливается всегда, потому что люди перекладывают вину на иностранцев, говоря: «Это все из-за них, они сюда приезжают, занимают наши рабочие места». Но я думаю, что это достаточно понятная реакция со стороны народа.

Это очень трудно урегулировать, потому что действительно население очень недовольно, и крайние правые партии, со стороны которых такая реакция, как ксенофобия, реальна и ожидаема, каждый раз при проведении опросов общественного мнения набирают все больший процент голосов... Поэтому тут что-то сделать очень трудно. И, как я говорю — это добавляет недовольства новым президентом.

Тайга.инфо: Тогда какую задачу вы перед собой ставили, задумывая фильм об Олланде в тот момент, когда народ им недоволен, — показать, что президент все-таки работает и старается, или осветить какие-то положительные стороны его деятельности?

— Нет, нет, я не хотел ничего приукрашивать. Просто, когда я работал, например, с Франсуа Миттераном, я видел лишь внешнюю сторону — как он выступает перед французами, как он работает на пресс-конференциях и так далее. Но то, чего я никогда не видел — это как он работает в своем кабинете, со своими министрами, с правительством. И именно вот эту обратную сторону власти, закулисную, я захотел показать. Я хотел продемонстрировать — что есть профессия президента, каковы его обязанности, как он работает повседневно. Потому что это то, чего французы не видят.

Тайга.инфо: Каково соотношение игрового и документального в этом фильме?

— Игрового практически вообще нет. Дело происходило следующим образом: я получал расписание работы президента на определенное время, просматривал и выбирал — о, вот это может быть интересно. Допустим, в четверг в три часа у него должно состояться совещание с его сотрудниками относительно подготовки ближайшего саммита. Я звонил его секретарю и просил уточнить у президента, можем ли мы прийти и снять, как он вместе со своим кабинетом готовится к саммиту. После чего он мне перезванивал и сообщал, что президент согласен, и мы можем приходить.

Единственная постановочная сцена в этом фильме — путь президента от дома до работы. Мы хотели снять момент, как Франсуа Олланд едет из своей парижской квартиры в Елисейский дворец. И тогда мы действительно поставили камеру и заставили его сыграть, как он выходит из дома, садится в машину, открывает газету... Все остальное было снято, как есть.



Тайга.инфо: Документальное кино ведь можно снять по-разному — на чем-то акцентировать внимание, на чем-то не останавливаться вовсе. Но как сделать его честным?


— Эта картина может являться как раз примером такого абсолютно честного фильма, потому что, обратите внимание, — в нем нет ни одного комментария. Это было сделано специально, мы старались дистанцироваться от любой критики и любых комментариев, потому что фильм был снят через полгода после прихода Франсуа Олланда к власти, и нельзя судить человека по первым шести месяцам его работы, учитывая, что его мандат будет длиться пять лет. Поэтому единственный комментарий, который вы слышите, принадлежит самому Франсуа Олланду. Кроме того, что мы снимали фильм, мы сделали еще пять-шесть интервью, в которых президент сам рассказывает, как он делает ту или иную работу. Возможно, к концу его президентского мандата можно будет снять фильм, уже более критический, в котором мы, соответственно, и будем как-то оценивать, подводить итоги его президентского срока.

Тайга.инфо: Вы согласовывали сценарий с героем? И была ли какая-то цензура уже готового фильма?

— Сценария как такового не было, мы просто несколько месяцев говорили ему, что хотим снять, как работает президент. И мы сняли какие-то фрагменты, ни в какой момент он нам не говорил, что можно, а что не нужно снимать. Мы все сами отсняли, все смонтировали — он по-прежнему не попросил посмотреть ничего. И только когда фильм был уже полностью готов, мы послали ему DVD-диск. Примерно в этот же момент фильм вышел на экраны в кинотеатрах Франции. Соответственно, можно сказать, что цензуры не было никакой вообще.

Единственный момент, который ему не понравился, он мне об этом сказал уже после выхода фильма, — когда мы снимали фотосессию Олланда в саду Елисейского дворца. Ему надо было сделать официальную фотографию уже в роли президента, для этих целей был приглашен очень известный французский фотограф. Так вот, в фильме запечатлен этот момент, который мог бы длиться минуту, но он длится долго, минуты две-три: его готовят к съемке, поправляют одежду, наносят макияж, причесывают. Он сказал: «Я выгляжу смешным, ты меня выставил на посмешище. Это, конечно, ваш фильм, не мой, но могли бы сделать и покороче здесь». Я ему ответил: «Но это был твой выбор, ты разрешил тебя снимать, мы снимали, а дальше это решение режиссера — оставить этот момент или нет».

Жителям любой страны интересно, как работают те, кто ими управляет, будь то русские, французы или итальянцы

Этот эпизод действительно, наверное, выставляет президента не в самом благоприятном свете, потому что ему там и галстук поправляют, и макияж наносят, и что-то еще, и длится это действительно долго. Но мы же у него спросили, можем ли мы снять это, он разрешил, он мог сказать «нет», но не сказал. Мы сочли, что это интересно и забавно, и оставили все так, как есть.

Тайга.инфо: Означает ли отсутствие цензуры, что президент уверен в своих действиях и не боится публичной критики?

— Дело в том, что французы судят о Франсуа Олланде по результатам его политики, а результатов пока никаких особых и нет. Нужно начать уже с того, что люди сразу ждали от него очень много — непонятно почему, ибо во время своей предвыборной президентской кампании он никаких особых обещаний и не давал. Ну, обещал исправить ситуацию с занятостью — да, и он начал немного ее улучшать, но не очень явно. А французы все равно ждали многого и продолжают ждать конкретных положительных сдвигов. И драма режиссера этой картины и моя как сценариста в том, что она вышла на экраны как раз в тот момент, когда президент был крайне непопулярен. Поэтому у французов не возникло большого желания пойти и посмотреть фильм про президента в кинотеатр. Так что критики с их стороны никто и не ждал.

А что касается российского зрителя, то, я думаю, что самой естественной его реакцией будет любопытство, потому что жителям любой страны интересно, как работают те, кто ими управляет, будь то русские, французы или итальянцы.

Тайга.инфо: Могли бы вы снять что-то подобное, например, о российском президенте Владимире Путине и что бы вы о нем рассказали?

— Я бы с удовольствием снял такой фильм про Владимира Путина, потому что, по-моему, этого никто никогда еще не делал. Правда, не думаю, что сегодня он расположен к тому, чтобы это было сделано. Но это было бы крайне полезно с точки зрения прозрачности власти и гласности.

Тайга.инфо: Вы много общались с президентами Миттераном и Олландом в неофициальной обстановке — о чем они говорят «за кадром» и насколько это разные люди в кулуарах и перед публикой?

— Франсуа Миттеран говорил в основном о литературе, о книгах, о живописи, о театре, потому что он был интеллектуалом и очень интересовался культурной и художественной стороной жизни. Допустим, когда он приезжал в Россию, он два раза просил свозить его в Ясную Поляну, потому что он прочитал все произведения Льва Толстого, и ему очень хотелось посмотреть, где жил этот великий писатель. Специально для Миттерана вызывали самолет и отвозили туда.

А вот Франсуа Олланд, если бы приехал в Москву, вряд ли бы захотел посмотреть, где жил Толстой. Потому что даже в неофициальной обстановке, несмотря на то, что это очень приятный и с отличным чувством юмора человек, его больше всего занимают вопросы экономики и стабильности страны — это то, что поглощает его целиком, можно сказать, что он маньяк в подобных вопросах.

Когда Франсуа Миттеран приезжал в какую-нибудь страну, он всегда просил, чтобы ему оставили два-три часа на осмотр различных интересных мест — например, домов или городов, в которых жили известные писатели. Культура, литература, история его интересовали всегда. Я не думаю, что если бы Франсуа Олланд или его предшественник Николя Саркози приехали сюда, они бы тоже попросили сделать что-нибудь подобное.

Тайга.инфо: А что интересно в России вам, можно ожидать работы о нашей стране? И вообще — над чем будете теперь работать?

— Так получилось, что на меня немножко оказали давление, и одни парижский издатель сделал такое предложение: раз я так хорошо знаю Франсуа Олланда, надо про него написать книгу. И я подписал контракт на создание книги. Это будет очерк примерно в 300 страниц с тематическим делением — например, Франсуа Олланд и экономика, Франсуа Олланд и культура и так далее. Я вернусь к тому, о чем говорил в начале: поскольку я уже подцепил этот «вирус политической болезни», то каждый раз, когда мне предлагают что-то интересное, связанное с политикой, я всегда соглашаюсь.

Про Россию вряд ли начну писать в ближайшем будущем. Может быть, когда-нибудь... Но меня очень интересует российская история. Тем более один из моих дальних родственников — россиянин, в 1920-е годы он был белым офицером, приехал во Францию из Кривого Рога — это на Украине, кажется? И вот он-то и привил мне эту любовь к России.

Кстати, когда мне было 15 лет, я переписывался с одним мальчиком такого же возраста, он как раз был из Украины. Он писал мне по-французски, мы обменивались книгами, дисками. Я даже помню его фамилию — Калиниченко. Так что, видите, с Россией меня связывает давняя история, вернее — с Советским Союзом.

Также нельзя забывать о том, что у вас произошла Великая Октябрьская революция, а для меня как для политического журналиста это очень интересное событие, я много об этом читал и много наблюдал. Я не могу сказать, что меня привело в восторг все то, что я смог узнать, тем не менее, интерес у меня это вызвало очень большой.

Мне очень нравится российская литература, я читал многих авторов — Булгакова, Толстого, Достоевского, — кроме того, я люблю театр Чехова. Мне многое очень нравится в российской культуре, но я говорю, скорее, о России прошлого, потому что ту Россию, которая живет сегодняшним днем, я почти не знаю.

Беседовала Юлия Катковская




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года