«Мы все рано или поздно сталкиваемся со злом»
© Татьяна Ломакина. Светлана Потёмкина
13 мая новосибирский «Глобус» вновь показывает «Красную Шапочку»: премьера спектакля Светланы Потёмкиной состоялась в марте. Тайга.инфо обсудила с режиссером и актрисой, как со сцены рассказывать ребенку о смерти, когда ему начинать искать место в зрительном зале и чем театр лучше интернета.
Тайга.инфо: Сейчас почти у каждого ребёнка есть телевизор, интернет, планшет и другие современные развлечения. Что детям при таком разнообразии может дать театр?— Дети могут получить в театре искренность. Этого не может дать компьютер. И чувство сопереживания — это заложено в нас Творцом. Мы по своей сути отзывчивые творения. К сожалению, интернет и гаджеты выхолащивают это у людей. Если дети этих качеств лишены, они вырастают ожесточёнными или, знаете, такими «исполнителями», когда одухотворённости и полёта души в них нет. Чем может удивить театр? Своим наивом и чистотой. Я верю, что Творец создал нас чистыми, и этого мы лишаемся в течение жизни. Говорят, мол, пусть дети как можно скорее узнают, что такое взрослый мир. Но практика же показывает, что дети, выросшие в семье, где их любят — одни. А дети, которые выросли в спецучреждениях, — другие.
Тайга.инфо: На афише вашего спектакля маркировка «0+», и волк в нём милашка, а в каком возрасте можно рассказывать детям, что волк может и сожрать?
— Мне в детстве эту сказку прочитали лет в пять. И я была потрясена, что волку вспороли брюхо, и оттуда вышли бабушка и Красная шапочка здоровыми и невредимыми. В основе «Красной шапочки» Шарля Перро — жестокая средневековая сказка. Всё в этой истории наполнено жаждой мести и мыслью, что зло должно быть наказано.
В свою «Красную шапочку» я закладывала два мира — мир девочки из благополучной семьи, где все её любят, и мир Волка, олицетворения человека-изгоя, выброшенного из детского дома в суровые волны жизни, которого все чураются. И вдруг встречается девочка, которая со всей безусловной любовью принимает его таким, какой он есть.
У меня как эпиграф была мысль, что зло побеждается добром, верим мы в это или нет, нужно на это год или десять лет. Мои знакомые взяли из детского дома ребёночка с изломанной судьбой. Но прошло пять лет, и теперь это абсолютно другой ребёнок, даже по выражению глаз.
Тайга.инфо: Но как не перегнуть палку? Чтобы и не напугать ребёнка, и не оставить его в неведении об устройстве мира?
— Мы говорили об этом на репетициях. Однажды наступает момент, когда детям приходится сталкиваться с тем, что этот мир не такой волшебный и яркий, как видится в детстве. Мы все рано или поздно сталкиваемся со злом. Нам кажется, что это несправедливо, но мы все проходим эту школу. Выталкивать птенцов из гнезда, если они только вылупились, — это убийство. Но, когда у них уже окрепли крылья, это необходимо, чтобы научить летать. Всё должно быть своевременно. Вещи нужно называть своими именами: не просто «ты это взял», а «ты украл», не «ты обозвал человека», а «ты оскорбил, унизил». Но говорить об этом с ребёнком в три года бесполезно, а в восемь — совсем другое дело. Всё придёт в своё время.
Тайга.инфо: В одной шведской книжке охотник волка не убил, а вскрыл живот, оттуда вышли бабушка и Красная шапочка, живот зашили, и волк убежал в лес. То есть волка не наказываем, отпускаем с миром, может быть, это его чему-нибудь научит. Насколько такой подход типичен для России?
— Когда я решила заняться этой историей, я узнала, что «Красная шапочка» основана на реальных событиях из Средневековья. Была девочка, страдающая аутизмом, она то и дело уходила из дома и терялась. Тогда мама сшила ей красный плащ с капюшоном, в котором девочка стала ходить и летом, и зимой — так её было видно и на белом снегу, и среди зелени. Затем я полезла к братьям Гримм и удивилась — как описанные у них жестокости вообще возможны? Потом осознала, что такое было время, XIV-XVI века, люди так жили.
Сейчас смертная казнь у нас отменена, но люди иногда не прочь её вернуть, особенно, когда речь заходит о насилии над детьми. Если судить по сказкам, русский народ очень сердобольный. Но мир сейчас так жесток, что нашим детям этих сказок не хватает. Да и родители заняты больше собой, поэтому забывают рассказать о милосердии, а ведь это потрясающее чувство, которое может менять ход истории.
Тайга.инфо: Как маленьким детям языком театра рассказать не о насильственной смерти, а о смерти как о естественном завершении жизни? Эта тема есть в детских книгах, а в театре её почти нет.
— В «Глобусе» есть «Алые паруса» — спектакль в категории «12+», где в первых сценах спектакля умирает мама Ассоль, и это сделано очень поэтично: она появляется на заднем плане в белом платье и поёт колыбельную уже как бы оттуда. Это сложный спектакль, но таким языком можно рассказывать детям о смерти, они способны это воспринять. Или как в «Синей птице» Метерлинка — у вас скоро родится сестрёнка, но потом она уйдёт к нам, обратно в мир душ. Вот так мягко, аккуратно ребёнок узнаёт о смерти. Если дети поймут разницу между жизнью и смертью, то будут ценить и то, и другое. И, возможно, у них не возникнет мыслей о суициде, как это бывает у подростков.
Тайга.инфо: В каком возрасте можно и нужно впервые приводить ребёнка в театр?
— Папа и мама должны подготовить ребёнка к встрече с театром. Кино — это понятно: нажал на кнопочку — вот тебе кино, нажал на другую — пауза, можешь пересмотреть. А здесь всё «живьём». Хорошо, если родители расскажут ребёнку, что в театре всё происходит в реальном времени, что там можно смеяться, хлопать, топать ногами — ну, когда позволяет ситуация. Можно переживать, плакать и, в конце концов, увидеть совсем другой мир. Родителям нужно быть чуткими, чтобы не отбить у ребёнка желания прийти сюда вновь. Сложно сказать, когда можно начинать — в три года или в пять лет, но в год точно рано. В годовалом возрасте ребёнку нужна мама.
Тайга.инфо: А вам приходилось слышать из зала «Не верю!» от ребёнка?
— Всегда есть либо сопереживание, либо отказ от него. На премьере, после третьей сцены один мальчик вдруг требовательно и громко несколько раз сказал: «Мама, идём отсюда!» Администратор помог выйти, минут пять-семь они бродили по коридору, и потом мальчик сказал: «Нет, пойдём обратно, там интересно». Что заставило его выйти? И что заставило его вернуться обратно? Это, наверное, и есть то, чем привлекает театр — всё происходит сейчас, сию минуту.
Для детей сложнее играть. Если ты хоть капельку фальшивишь, они откидываются на кресле и начинают ковыряться, маму о чём-то просить. Всего лишь маленькая капелька фальши, и они не говорят «Не верю!», но показывают это своим поведением. Взрослый зритель может сделать скидку, что, мол, устал артист, может, дома у него что-то не так. А ребёнку всё равно, что там у тебя дома. Он пришёл на сказку, ему её и подавай.
Тайга.инфо: Не мешают артистам бурные детские эмоции во время спектакля?
— Мне кажется, артисты, задействованные в детских спектаклях, за этим туда и приходят. У детей бывают горячие споры, что да как будет, заканчивающиеся фразой: «Ну вот, я же говорил тебе!» Вот ради таких моментов мы и выходим на сцену, чтобы заинтересовать их, чтобы они сопереживали и чувствовали себя сопричастными этому миру. Мы на некоторых спектаклях специально просим детей топать, чтобы энергия выходила. Театр — это праздник. Где ещё бурно выражать эмоции?
Как-то в области мы играли «Зайку-зазнайку». Там есть сцена, где зайка спит в домике, а лиса с волком составляют заговор, как его проучить. И вдруг мальчик на первом ряду начинает выть: «У-у-у-у!» За ним второй, третий, и весь зал начал выть. Мы с артистом, играющим волка, переглядываемся и понимаем, что они решили разбудить зайку, чтобы спасти от коварных планов волка и лисы. Вот это дети!
Тайга.инфо: Как рассмотреть в детях артистический талант и не перепутать его с детским кривлянием? И что делать родителям, если ребёнок собрался поступать в театральный институт?
— Лет с восьми мы устраивали маме концерт: натягивали верёвку в комнате, прищепляли плед, составляли программу, вывешивали её и пели в расчёску вместо микрофона. Мы разыгрывали сценки, читали по ролям, и к 16 годам я поняла, что для меня это стало частью какого-то смысла. Если ваш ребёнок об этом мечтает, надо ловить момент. Если вовремя не поймаешь этот дар, то он так и пропадёт. Что делать родителям? Дать право на ошибку. Не позволять себе ставить своих детей в ситуацию, когда у них нет выбора. У них всегда должен быть выбор. Они на всё имеют право, потому что это их путь.
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522