Чтоб любимый Заволокин слышать мог на небесах
© Мария Ковганич
«Да здравствует великое народное творчество, освящённое светом православия и наполненное духом патриотизма!» — под таким девизом в Новосибирской области с 7 по 13 июля проходил третий международный Заволокинский фестиваль «Играй, гармонь!» Тайга.инфо пообщалась с его участниками за день до закрытия.
Международный фестиваль музыкантов-фольклористов «Играй, гармонь!» проводится в Новосибирской области раз в два года в память о народном артисте России Геннадии Заволокине, погибшем 8 июля 2001 года в аварии на Ордынской трассе. Накануне третьего биеннале организаторы говорили о ста тысячах гостей Заволокинской деревни. К полудню 12 июля людей на празднике было довольно много, хотя, конечно, не сотни тысяч.На ограде Заволокинской деревни, расположившейся вдоль трассы, развешаны тексты частушек об основателе телепрограммы «Играй, гармонь любимая!»: «Образ Гены год от году да не скроется во тьму! От российского народу память вечная ему!» По периметру деревни расставлены ярмарочные лотки: продают сувениры, украшения, мочёные яблоки, попкорн, чудо-ножи, валяную обувь и народные костюмы.
«Кого я называю, подходит сюда и ждёт своей очереди! “Елизаветинцы”! Ансамбль “Тары-Бары”! “Сударушка”! “Сударушка”? Где “Сударушка”, я спрашиваю?!» — «Которая? Тут три “Сударушки”»
Укрыться от солнца могут разве что торговцы под навесами палаток. На территории фестиваля тени практически нет. При жаре под сорок внимать народному искусству очень скоро становится невмоготу. А исполнители мужественно надевают свои многослойные концертные наряды с кокошниками и расчехляют баяны, гармошки и тальянки. И поют: «Растяни меха гармошка, заиграй на всех басах, чтоб любимый Заволокин слышать мог на небесах!»«Кого я называю, подходит сюда и ждёт своей очереди! — объявляет в мегафон мужчина в соломенной кепке из программы "Играй, гармонь любимая!", которую снимают тут же, на фестивале. — “Елизаветинцы”! Ансамбль “Тары-Бары”! “Сударушка”! “Сударушка”? Где “Сударушка”, я спрашиваю?!» «Которая? Тут три “Сударушки”», — отвечают ему из толпы. Телевизионщики перемещаются по деревне, снимая в разных её локациях творческие номера коллективов и солистов, ради этого приехавших в Новосибирскую область из других регионов и стран.Надежда Володина из Башкирии дожидается очереди на съемку, наигрывая «Волжскую кадриль» композитора Владимира Масленникова. Признается нам, что очень волнуется: играть для своего хора или в ансамбле проще, чем выступать сольно. Посыпает клавиши гармони детским тальком, «чтобы пальцы не прилипали», и жалуется на жару: приходится много пить, руки отекают, играть становится сложнее.
«Я столько времени готовилась к выступлению здесь с этой кадрилью! Характер, образ, выразительность, нюансы — всё нужно отрабатывать до автомата. Буду играть — надо же улыбаться, а не думать, куда тычешь палец. Когда я одна, начинаю теряться. Тьфу-тьфу, Господи благослови, чтоб никаких потерь не было. Сегодня Пётр и Павел (День святых апостолов Петра и Павла, — прим. Тайги.инфо), а я — Петровна, так что даст Бог», — говорит Володина.
За гармошку Надежда Петровна взялась сравнительно недавно, семь лет назад. До этого 32 года работала музыкальным педагогом в детском саду в Благовещенске да руководила ансамблем русской песни «Уралочка» при местном ДК, но играла, в основном, на баяне: «Я сама прислала заявку, и мне пришёл вызов на участие [в фестивале]. Здесь такие замечательные, насыщенные дни, такие плотные, столько работы у жюри и конкурсантов и на сцене, и на пятачках!»
У каждого фестивального «пятачка» свое название — «Сибирская окрошка», «Посидим у самовара», «Молодецкие забавы», «Богатырская слобода». Есть ещё «Беседка балагуров» (без балагуров), «Хороводная поляна» (без хороводов) и «Мостки для плясок» (без плясок) — слишком жарко, балагуры с плясунами, видимо, прячутся под редкими навесами и в тени ограды. В программе предпоследнего дня не только конкурсные номера, заявлены также утреннее и вечернее молитвенное правило, джигитовка сибирских казаков-наездников, праздник топора, «направленный на возрождение традиций деревянного зодчества», и вечерний салют, которого измученные жарой журналисты решают не дожидаться.
Есть ещё «Беседка балагуров» (без балагуров), «Хороводная поляна» (без хороводов) и «Мостки для плясок» (без плясок)
Участники фестиваля всю неделю проходят прослушивания для финального концерта на сцене Дворца культуры Железнодорожников. Кроме того, они выступают в Новосибирске, Бердске, Верх-Ирмени и, собственно, на площадках Заволокинской деревни. Кажется, что конкурсантов в деревне в разы больше, чем обычных зрителей.Продавцы слушают гармонистов, не отходя далеко от прилавков, на которых можно найти и недорогие, и ценные сувениры. Мастер корнепластики Владимир Талашкин продаёт среди прочего шкатулку за 70 тысяч рублей. Организацией фестиваля доволен, но уверяет: если б на пенсию можно было прожить, здесь бы «на жаре» не стоял.
«Поедешь весной корешки искать, возвращаешься, раздеваешься, а на тебе пять клещей сидит — вот тебе и корнепластика. Неблагодарная работа, продать её трудно, — говорит Талашкин и дарит нам одну из своих маленьких вырезанных из корня чашечек. — Здесь прекрасно в том смысле, что платить за место не надо, даже сухари сегодня бесплатно раздавали, только навеса бы побольше было. На ярмарке “Артания” за 20 дней за палатку 60 тысяч надо отдать. А музыка — вообще прекрасная вещь!»
Большинство мероприятий фестиваля подчинены съёмкам для Первого канала. Мужчина в соломенной кепке то и дело командует кому-нибудь в мегафон «не стрелять глазками» и смотреть на него, выйти из кадра или побыть массовкой, а уровень громкости на главной сцене и «пятачках» зависит от того, насколько близко в этот момент находится съёмочная группа. Впрочем, никого особенно это не смущает.«Масса приятных впечатлений, организаторам большое спасибо. Тут есть жюри, которое оценивает нас — вокальные ансамбли, дуэты, трио, соло и баянисты, и отдельно, и группы есть, в общем, полное разнообразие. Уровень у всех очень высокий», — говорит Надежда Володина. Член жюри, профессор Саратовской консерватории, народная артистка России Елена Сапогова с гармонисткой из Башкирии согласна: «Это не конкурс, это учёба. Если хотите, творческая мастерская. Геннадий Дмитриевич [Заволокин] — это знаковая фигура в народном искусстве, потому что он всколыхнул Россию. Мы опомнились, что у нас есть такая великая культура».
Сапогова добра к музыкантам: «Если я буду сидеть, и от моего вида молоко будет киснуть, то как [они] будут петь? Надо быть очень доброжелательным». Другой член жюри, заслуженный артист России Геннадий Калмыков с конкурсантами, скорее, суров. Когда перед ними играет отец Евгений, утром благословивший всех на хорошие выступления, жюри благостно улыбается священнику. После номера скромного, кажущегося немного потерянным дедушки с тальянкой из Пермского края Калмыков строго выговаривает, что играть надо «одну вещь», иначе «дальше всё хуже и хуже у вас получается».
«Заволокин — это знаковая фигура в народном искусстве. Он всколыхнул Россию. Мы опомнились, что у нас есть такая великая культура»
Свою «одну вещь», ту самую «Волжскую кадриль», Надежда Володина повторяет весь день, следуя по деревне за операторами. Играть стоя ей тяжело и непривычно, нужен стул, который постоянно приходится просить у кого-нибудь из торговцев и таскать за собой. Но любовь к музыке в гармонистке сильнее, чем в новосибирских журналистах: мы уже собираемся уезжать, а Володина всё ещё стоически ждёт, когда её вызовут для съёмок.Кажется, что одержимость русской песней — общее свойство всех участников фестиваля. «Это надо любить, очень любить, — подтверждает Елена Сапогова. — Тут вчера были люди с Техаса, русские люди из США приехали. Я рассказывала такое стихотворение: "Может быть, и в живых я остался, и беда не накрыла волной, оттого что упрямо хватался за соломинку с крыши родной". Вот если мы эту соломинку не ощущаем, для нас всё равно — в Техасе жить или на родной многострадальной земле».
Маргарита Логинова (текст) и Мария Ковганич (видео)
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522