«Почему город так относится к своей земле?»: Чиновники и строители обсудили будущее новосибирцев
© Кирилл Канин. Сергей Боярский (слева) и Алексей Кондратьев
Расширенное заседание «Регионального делового клуба строителей» (РДКС) стало «презентацией» новых руководителей строительной отрасли Новосибирска и области. Но не ответом на вопрос, изменится ли что-нибудь после их назначения.
Перед собравшимися в здании заксобрания выступили новый министр строительства Новосибирской области Сергей Боярский, руководивший в мэрии департаментом строительства и архитектуры, и новый начальник этого департамента Алексей Кондратьев. По сути, у обоих это было первое публичное программное выступление.На заседание, проходившее в формате круглого стола, пришли директора строительных компаний, архитекторы, представители ресурсоснабжающих организаций, банкиры и депутаты заксобрания.
В короткой вступительной речи Майис Мамедов, председатель РДКС, гендиректор «Первого строительного фонда» и депутат заксобрания, кратко перечислил основные проблемы отрасли — снос ветхого и аварийного жилья, нехватка мощностей, дефицит бюджета. Затем он выразил радость по поводу того, что в области и в городе назначены столь опытные руководители, умеющие работать в одной команде. И предоставил слово Боярскому.Не знаю, чего именно ожидали собравшиеся строители, но им была продемонстрирована презентация с цифрами и графиками, показывающая, как замечательно развивался строительный комплекс в Новосибирске и области (третьи по стране после Москвы и Петербурга, первые по Сибири), и дающая прогноз о продолжении наращивания объёмов вводимого жилья — с ростом на 70-80 тысяч кв. м ежегодно. В 2013 году сдали 1 723 тысячи кв. м.
Боярский назвал основные направления работы вновь созданного министерства строительства — инженерное обеспечение площадок комплексной застройки, работа с Фондом РЖС, поддержка проблемных объектов, пропорциональное развитие сетей, развитие агломерации. Также в планах централизовать функции заказчика для объектов стоимостью более 25 млн рублей в областном «Управлении капитального строительства».
Доклад не содержал ни слова о предстоящих сложностях. Не упоминались ни удорожание кредитов, ни сокращение бюджетного финансирования, ни вполне вероятное падение спроса и, соответственно, цены.
Кондратьев выступал без презентации. Упомянул проблему обманутых дольщиков (недостроен 51 объект) и успехи в этом направлении (по 13 из них проблема решается). Также было декларировано намерение бороться с самовольно построенными объектами, которых по городу более тысячи, и «это нас не красит». Мэрия собирается развивать и государственно-частное партнёрство, в частности, при строительстве социальной инфраструктуры.После выступления чиновников Майис Мамедов предложил желающим выступить с вопросами и пожеланиями. Возникла пауза, как будто у строителей не было вопросов и пожеланий, во всяком случае, публичных.
Паузу прервал директор ЗЖБИ-2 Михаил Бубякин, который сообщил радостную новость о вступлении в РДКС Игоря Безматерных, заместителя председателя Сибирского Сбербанка. Безматерных вручили удостоверение, а Мамедов выразил надежду на то, что у членов клуба теперь будет много денег.
Бубякин заверил, что в Сбербанке деньги есть и будут, а еще есть специалисты, которые могут оценить эффективность того или иного проекта, в том числе в других регионах, и призвал ими (специалистами) пользоваться. После обмена любезностями с новым членом клуба вновь возникла пауза. Руководители строительных компаний упорно молчали.
«Ну, можно тогда сказать», — несколько нехотя «закрыл амбразуру» Михаил Ельский, заместитель гендиректора СИАСК и один из разработчиков Генплана Новосибирска. Он обратил внимание на обилие у министерства Боярского разных программ, не всегда стыкующихся друг с другом, и призвал объединить их в одну. Также Ельский указал на отставание развития транспортной инфраструктуры от выделения площадок под застройку, угрожающее транспортным коллапсом.
Надо сказать, что в Генплане предусмотрена фантастически развитая транспортная инфраструктура (одних станций метро 60 штук). Теперь участки под строительство смело выделяются где угодно, мол, здесь же будет дорога или даже метро, а по факту этого нет и никогда не будет. В ряде мест участки уже выделены кому-то там, где должна была бы пройти дорога или открыться станция метро.
После Ельского дискуссия пошла поживее, к ней начали присоединяться руководители других строительных компаний. Председатель совета директоров группы компаний ЗАО «Роснефтегазстрой-Академинвест» Вячеслав Набивич выразил пожелание, чтобы все согласовательные функции были сосредоточены в одном департаменте, представители которого были бы в каждом районе. Это сильно упростило бы жизнь строителям, сказал Набивич, возглавлявший строительный департамент мэрии до Кондратьева и Боярского.Архитектор Александр Ложкин спросил, будут ли министерство и департамент заниматься не только строительством, но и улучшением городской среды. И поинтересовался, какова судьба областных градостроительных нормативов, против которых во время своей работы в мэрии выступал и сам Боярский.
Боярский сказал, что ответ на второй вопрос — часть ответа на первый. Что касается норм, то применяться они будут за пределами Новосибирска (где они, собственно, ничего не меняют, а потому ничего не портят).
Мамедов оживился, сказал, что ждал, когда же кто-то задаст вопрос про эти нормативы, и рассказал, как его возмутило, что разработчик нормативов из Владимира так ни разу и не появился в городе (по информации Тайги.инфо, строительные компании Новосибирска были готовы оплатить проезд разработчикам).
В результате вопрос об улучшении качества городской среды, по сути, остался без ответа.
Председатель РДКС попросил выступить представителей ресурсоснабжающих компаний. Те сообщили, что с ресурсами дело обстоит неплохо, а вот с сетями есть проблемы.
Представитель «Гортеплоэнерго» сказал, что мэрия Новосибирска не желает оформлять землеотводы под теплотрассы. «В результате доходят до такого — выделяют земельный участок под строительство, и застройщик говорит: „Убирайте свою трубу“». Боярский и Кондратьев оживились. «Если мы выделим всю землю над трубами в собственность энергетиков, строительство в городе станет невозможным. Надо искать варианты решения», — заявил министр.
Гендиректор ООО «Завод строительных материалов 7» Геннадий Бессонов сказал, что из услышанных докладов он не понимает задачи. Сколько надо построить жилья? Полтора миллиона? Два? А не получится ли потом так, что продавать будет некому, цены упадут?
Тут не выдержала председатель совета директоров ООО «Новосибирск СтройМастер» Вера Коновалова: «Ты чего нам такие мрачные перспективы рисуешь?» Сергей Боярский заметил, что строительную отрасль на его памяти хоронят с 2005 года, и что перспективы (то есть, постоянный рост) отражены в его программе.Неожиданно к теме городской среды вернулась управляющая новосибирским филиалом банка «ФК Открытие» Ирина Демчук. Она попросила учитывать, какими будут жилые дома и территории вокруг них после того, как заселятся жители. Ведь сегодня все дворы забиты машинами, а у некоторых домов и вовсе нет своей территории.
С другой стороны, строители строят дорогостоящие парковки, которые никто не покупает. «Управляющие компании распоряжаются своей территорией, как хотят, и некоторые берут плату за парковку на ней, — сказала Демчук. — Но есть и муниципальная земля, на которой стоят автомобили. Почему город так относится к своей земле?».
Она коснулась и темы кризиса, сообщив, что «реальный дефицит ресурсов в финансовой сфере уже наступил», и строительная отрасль, по её мнению, это почувствует через полгода. «Кто вчера присутствовал вчера на большом совещании, который проводил ВТБ, тот слышал, наверное, что сказал заместитель председателя правления: ставки 10-11% — это докрымские ставки».
Под конец Ирина Демчук выписала строителям универсальный рецепт антикризисного управления, заявив, что «надо очень чётко выживать в этой ситуации и знать, как выживать».
Вера Коновалова поддержала тему парковок: заполняемость только 30%, строители их продают ниже себестоимости. «Нам надо помочь, давайте законы какие-то примем».
Мамедов поддержал Коновалову: «Не секрет, что сегодня каждая семья имеет три-четыре машины. В Японии, например, если ты не имеешь парковки, то не можешь купить машину».
Ложкин заметил, что нормы по парковкам могут быть дифференцированы. В Перми, например, нормы в центре ниже, чем на окраинах, так как у жителей центра меньше необходимость в автомобиле — до всего можно добраться пешком либо на транспорте.Депутаты, строители и банкиры повспоминали кризис 2008 года, позадавались вопросом, как будет поддерживаться спрос на квартиры, и разошлись.
По дискуссии было заметно, что на встрече власти и бизнеса сильно не хватало тех, для кого строительная отрасль работает. Ряд тем — как обеспечить транспортную доступность новостроек, как улучшить городскую среду, как решить проблему парковок — оставался на втором плане. Разве что парковки взволновали — в плане того, как продать уже построенные и «выдернуть» из них деньги.
Заметно, что главный вопрос, который волновал собравшихся, — это объём строительства. И «второстепенные» вопросы, похоже, будут приноситься в жертву объёму, как это и было до сих пор.
Алексей Мазур
Фото Кирилла Канина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522