Владелец банкротит Крутогорский НПЗ, чтобы не отдавать миллиардные долги банкам
© kvnews.ru
Фактический владелец Крутогорского НПЗ Валерий Федотов начал процедуру банкротства всех предприятий холдинга, отказавшись от сотрудничества с кредиторами. Бизнесмен накопил более 7 млрд долга и подставил под удар своих топ-менеджеров, утверждают источники Тайги.инфо.
В кризис увеличивается число проблем у многих предприятий, а кредитно-финансовая сфера попадает под удар одной из первых. Традиционно высказывается множество претензий к банкам — они якобы не желают кредитовать промышленность, повышают проценты на кредиты (в том числе — и ранее выданные) и насылают на должников коллекторов.Но ведь банки не печатают деньги (как многие думают), они получают их либо в виде вкладов населения, либо — кредитов Центробанка. И те должники, которые не рассчитываются с банками (а многие им сочувствуют) — взяли и потратили чужие деньги. Почему-то никто не сочувствует ворам, которые поступают подобным образом. А в чём разница? В том, что должник хотел вернуть, да не сумел?
Но бывают случаи, когда — не хотят. Причём, к сожалению, речь идёт не о потребительском кредитовании, а о крупном бизнесе.
Приведём один пример — Крутогорский НПЗ. Это группа компаний, фактическим владельцем которой является Валерий Федотов. Производственная мощность НПЗ составляет 200 тысяч тонн нефти в год, фактический объём производства в 2011-2013 годах колебался от 173 тысяч тонн до 184 тысяч тонн в год. До трети объёма продукции шло на экспорт.
Успешно работающее предприятие привлекло более полутора миллиардов рублей кредитов, среди основных кредиторов — Собинбанк, Газпромбанк, Альфа-Банк. Вроде бы всё шло неплохо, НПЗ вовремя рассчитывался с банками. Так продолжалось до октября 2014 года.
Довольно быстро выяснилось, что у Крутогорского НПЗ серьёзные проблемы. Так, поставщики нефти предъявили требования ВТБ, выполнить требования по гарантии сделки с заводом. Также стали известны случаи получения Крутогорским НПЗ авансов от покупателей нефтепродуктов, которые так и не были закрыты поставками.
Ответственные бизнесмены в таких случаях идут на сотрудничество с банками, стремясь реструктуризировать долги. В спасении бизнеса заинтересованы все, и банки как правило, идут на реструктуризацию.
Но Валерий Федотов избрал другой путь. Внятных причин неисполнения своих обязательств перед банками он не предоставил, от предложений банков реструктуризировать задолженность под личное поручительство — категорически отказался. Это весьма показательно — никто не знает состояние дел на предприятии лучше его владельца.
Не стал Федотов обсуждать реструктуризацию и с другими банками, хотя все были на это готовы.
Отказавшись от сотрудничества с банками-кредиторами, он начал процедуру банкротства всех трёх предприятий холдинга. Если ЗАО «ВСП-Процессинг» было заёмщиком, то два других (ООО ВСП «Траст», ЗАО «ВСП Крутогорский НПЗ») — выступали гарантами по займам. На сайте арбитражного суда появилась информация об исках о самобанкротстве предприятий холдинга.
Из сложившейся ситуации можно сделать вывод, что явно прослеживаются намерения компании включить в состав долга как можно больше обязательств. То есть НПЗ приписывает себе дополнительно 2,45 млрд рублей обязательств «на бумаге». Также «вдруг» появляется «иная задолженность» на 5 млрд рублей, которой не было в отчётности компаний холдинга за 1 октября 2014 года. Либо руководство НПЗ обманывало банки, либо эта «задолженность» была сформирована за три месяца в виде «юридических и маркетинговых услуг».
Кто-то оказал консультаций на пять миллиардов предприятию, чья валюта баланса — полтора миллиарда? Уже понятно, что Федотов искусно вводил в заблуждение банки, для получения кредитов на собственную компанию, из которой он выжал всё. Средства выводились на иные бизнесы (завод «Батиз» и другие), на покупку дорогой недвижимости в Сочи, Омске и других городах. Покупки делались, конечно же, не на себя, а на близких родственников: папу — Федотова Николая Сергеевича и жену — Федотову Галину Михайловну.
Валерий Федотов владеет компаниями не напрямую, а через несколько технических компаний, в том числе зарегистрированных в офшорах. При этом ведет дела лично, выступает перед партнерами как единоличный управляющий орган. Похоже он очень заранее готовился к развитию таких событий, и максимально удалил свое «честное имя» от компании.
Своими действиями он поставил под удар всех топ-менеджеров компании, которые формально ответственны за произошедшее с компанией. Финансовый директор Мироненко Денис разорвал отношения сразу же после появления первой просрочки.
Сейчас Федотов ведет работу по «сливу» компаний. Заявлено банкротство, изменены адреса регистрации, организационно-правовые формы компаний.
У участников рынка есть подозрения, что Федотов перевесит производство на новые компании. Он уже подписывает контракты с покупателями от лица таких компаний.
Действия таких «бизнесменов» заставляют вспомнить поговорки 90-х: «Занимаешь чужое и на время, а отдаёшь своё и навсегда» и «Долги отдают только трусы». К сожалению, подобная практика чрезвычайно подрывает доверие в российской экономике, затрудняя финансирование даже тех экономических проектов, которые действительно это заслуживают.
Ольга Кузнецова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522