Социально-экономические ожидания в период кризиса
© Наталья Гредина
На какую поддержку от государства могут рассчитывать городские предприниматели и горожане, оказавшиеся сейчас без средств к существованию, будет ли в кризис развиваться доступная среда и как лицензирование УК отразится на состоянии ЖКХ, рассказали Тайге.инфо депутаты новосибирского горсовета.
Тайга.инфо: Важной статьей расходов населения, и в кризис в том числе, является плата за услуги ЖКХ. Поможет ли новая система лицензирования управляющих компаний упорядочить эту сферу городского хозяйства?Антон Тыртышный, член постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству:
Я вижу в этой системе и плюсы, и минусы. Минусы следующие: у нас много ветхого фонда, даже аварийного, находящегося в управлении управляющих организаций. Он требует огромных вливаний, а управляющие организации на те средства, которые она собирает по тарифам с жителей, не в состоянии поддерживать ветхий или аварийный дом в нормальном состоянии, потому что чем более ветхий дом, тем больше он требует денег на свое содержание: стены валятся, перекрытия гнилые и так далее.
На тарифах невозможно содержать такие дома, соответственно, поступает много жалоб от жителей на эти управляющие компании, и они получаются крайними. Поэтому многие УК сейчас рассматривают для себя возможность бросить этот ветхий и аварийный фонд, потому что из-за него они могут потерять лицензию. Это один момент, это минус.
Но, так или иначе, это механизм, чтобы недобросовестные компании с рынка убрать. Если от них разбегаются дома, потому что их плохо обслуживают, то после того, как 15% жилищного фонда потеряно, УК теряет лицензию. В этом плюс, потому что сейчас убрать недобросовестную компанию с рынка очень сложно.
В лицензионную комиссию входит председатель, министр ЖКХ и члены, которые путем голосования определяют, кому дать лицензию, кому не дать. Заседание комиссии открытое, я и туда пришел, хотел высказать свои замечания в адрес одной из управляющих компаний на моем округе, но мне слова не дали, хотя я пришел туда именно по просьбе жителей. Это ненормально, я считаю. Лицензионная комиссия — это же не театр со зрителями, здесь должна всесторонне рассматриваться работа УК, и мой личный опыт общения с комиссией меня не очень устроил.
Тайга.инфо: В период кризиса определенные категории горожан нуждаются в мерах социальной поддержки от государства. Многие, минуя отделы соцпомощи районных администраций, обращаются к своим депутатам. Какие ситуации встречали вы? Как удалось помочь?
Игорь Титаренко, член постоянных комиссий Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству и по муниципальной собственности:
Случаи бывают разные, от банальной просьбы помочь с пропитанием, если человеку невозможно оплатить даже минимальную продовольственную корзину, до помощи организованной группе ребятишек или творческим коллективам, которые обращаются ко мне и просят в связи с тем, что сейчас плохая ситуация: помогите автомобилем, доставить их куда-нибудь, либо на костюмы нет денег.
Бывает, что и бизнес на грани, и ему нужно помочь в первую очередь административно, ведь бизнес у мелких предпринимателей — это их хлеб, на который они живут. Зачастую те предприниматели, которые не имеют возможности повлиять на дело ни административными ресурсами, ни связями, остаются в тупиковом положении, которое требует нашего включения.
Больше всего, конечно, обращений по материальной помощи: на операцию, на лечение, на реабилитацию. У нас выделяются средства по обращениям граждан. В этом году я просил, чтобы объем средств был с 1 млн рублей увеличен до 2 млн рублей, потому что кризис сейчас, и обращений по социальной поддержке населения будет больше. Было принято совместное решение депутатов и мэрии об увеличении средств на 50%, не до двух, а до 1,5 млн рублей, за что я благодарен тем коллегам, которые меня поддержали в горсовете. Теперь есть возможность больше помочь тем слоям населения, которые, действительно, нуждаются.
Тот, кто зарабатывал миллион в месяц, сейчас зарабатывает 700 тыс. рублей, и не совсем обеднел, а вот тот, кто жил реально на пенсию, тому очень сложно. А цены растут на ЖКХ, на продукты, и естественно стало больше обращений к нам, не в разы, нельзя драматизировать, но есть такие категории граждан, для кого каждый рубль на счету, вот они и больше стали приходить. А те, которые за помощью не приходили, они и не приходят. Но мы каждого готовы поддержать, у нас открыты юридические консультации, и если человек попал в трудную жизненную ситуацию, мы можем помочь даже с исковыми заявлениями и с представительством в суде.
Тайга.инфо: Как вы оцениваете доступную среду в Новосибирске? Какие улучшения можно увидеть в нашем городе? Что еще нужно предпринять?
Николай Тямин, член постоянных комиссий Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству и по социальному развитию:
Оценка доступности городской среды у меня, как у депутата, — твердая «тройка» и не более того. Объясню, почему. Потому что с одной стороны, всё, что связано с инвалидами, согласно закону, — это полномочия субъекта федерации. Но, как я всегда говорил, жители-то все живут в городе, и ссылаться на субъект федерации не совсем корректно. Поэтому депутатами горсовета совместно с мэрией было принято решение и разработана ведомственная целевая программа «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска». Начали мы, прежде всего, с социальных учреждений: больниц, поликлиник и так далее. Заработали светофоры специализированные, световые табло. Но это, конечно, малая доля того, что нужно.
Сегодня главное, чего мы добились, на мой взгляд, это то, что теперь любой новый возводимый строительный объект согласовывается с органами соцзащиты, там заранее проектируются пандусы, широкие лифты. Конечно, в старых домах этого ничего уже не сделаешь. Попробуйте в пятиэтажке сделать пандусы. Не сделаете! Откидные пандусы — это всё громоздкое, и пожарные не пропустят. Но надо добиваться, чтобы новые дома, здания, микрорайоны и коммерческие объекты сдавались с доступной средой. В этом мы продвинулись, сейчас однозначно эти нормы соблюдаются. Если не соблюдается, проект дальше не идет. Я понимаю, что это в некотором роде бюрократическая вещь для строителей, и они плачутся, что, мол, много чиновников согласовывают. Но без пожарных не обходятся ведь, без градостроительных норм не обходятся же, поэтому я не считаю это очередное звено согласования лишним, это очень важное звено.
Проблемы серьезные действительно есть и не только у инвалидов, возьмите маму с коляской. Я два года назад выступал на комиссии и говорил, что самый крупный вокзал города, Новосибирск-Главный непосредственно к перронам не оборудован пандусами. Главный инженер мне сказала тогда, что всё предусмотрено и будет сделано. Два года прошло — ничего не сделано, а вокзал считается одним из самых больших и красивых.
Недавно на пересечении ул. Титова и Римского-Корсакова открылся детский магазин, и для входа туда лиц с ограниченными возможностями сделали специальный пандус, он магазину обошелся более чем в 100 тыс. рублей. А без него магазин не открывали, у них не было разрешения.
Конечно, нам далеко еще до полной доступности, но программа работает. Спортивные учреждения, которые подчиняются городу, оборудованы не совсем. Крупные объекты, вроде спорткомплексов «Заря» или «Север», там есть всё, а возьмите спортклубы по месту жительства — они находятся не в специализированных помещениях, а в приспособленных, и там таких возможностей нет. В спортивном клубе «Обь» в Ленинском районе занимаются ребята с ограниченными возможностями, паралимпийцы. Там сделали несколько примитивные, но пандусы, расширенные дверные проемы, и там действительно ребята могут заниматься, но это, скорее, исключения из правил. А закономерность в том, что новые объекты сдаются с подобной инфраструктурой, — это факт.
Тайга.инфо: В период экономической стабильности многие горожане успели открыть свое дело, взять на него кредиты, вложить собственные средства, чтобы развивать малый и средний бизнес. Сейчас многие из них столкнулись с невозможностью продолжать работать, кто-то закрылся, кто-то на пороге закрытия, при этом имеют непогашенные кредиты. Кто в городе оказывает помощь предпринимателям, на которых убийственно повлиял кризис? Какие шаги депутаты предпринимают для поддержки предпринимателей? Насколько вообще участились обращения в комиссию?
Игорь Салов, председатель постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству:
Не могу назвать точные цифры, заявки на встречу с председателем комиссии участились, раза в два активность в этом смысле повысилась, это очевидно. Характер вопросов при этом не изменился — просят помочь, поддержать, подсказать. В большинстве случаев это не связано с реальными проблемами, предположим, с рецессией экономики, а связано с определенным состоянием предпринимателя. Они же обычные граждане, жители города, на них тоже оказывает давление общий фон. Есть определенная неуверенность, где-то некорректно понятая информация. И в это непростое время какая-то категория предпринимателей нуждается в поддержке, и ее необходимо оказывать, консультационную в том числе.
И мы никому не отказываем, со всеми встречаемся. Чаще всего, просто даем совет, который лежит в плоскости повышения правовой грамотности и разъяснения действий законодательных и исполнительных органов власти. И есть определенный процент, которым нужна реальная помощь. Но есть и такие, кому мы вообще не можем помочь, к сожалению. Я воспитан так, что не умею отказывать, и эти моменты не вызывают оптимизма. У людей из реального сектора, которые занимаются производством, в основном, две проблемы: отсутствие оборотных средств и отсутствие возможности размещать или расширять производство. И здесь, к сожалению, не только совет депутатов, а вообще действующая власть помимо деклараций [ничего не делает]. Я тут сразу начинаю эмоционировать. Если вы говорите о создании условий немедленного импортозамещения по всем ведущим группам товаров, то одними увещеваниями такие задачи не решаются. Ну, предложите что-то людям!
Есть несколько форм поддержки, которые известны в мире: давайте или налоговые каникулы, или налоговые преференции, или субсидии по кредитам. Банки предлагают кредиты под 25–30%, это ужас! Основная категория предпринимателей в группе риска — это те, которые занимаются производством, они сегодня находятся в неважном состоянии. Мы пытаемся их каким-то образом сориентировать, в том числе на формы финансовой поддержки. С ней тоже проблемы, ведь финансовая поддержка оказывается предприятиям, которые не имеют долгов, с «белой» зарплатой. Думаете, много таких предприятий, особенно учитывая условия, в которых мы находимся? Нет, немного. И многие из них, внимательно выслушивая наши предложения, говорят «спасибо» и уходят с тем же, с чем пришли. Это, наверное, самый грустный момент.
Все наши обращения в вышестоящие инстанции, чтобы они рассказывали не про ПЛП, где все более или менее благополучно, а про остальных, что они собираются делать для них, [остаются без ответа]. Или, предположим, мы поддерживаем оборонку госзаказом, а другой вид производства нам не нужен? Мы теперь только военной промышленностью занимаемся? Но ведь это не так. К сожалению, сегодня мы в определенной мере становимся заложниками этой ситуации, но пытаемся помочь.
Подготовили Маргарита Логинова и Ярослав Власов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522