Предвыборная сессия новосибирского горсовета: «Отцы города» для «ЕР», «паровоз» КПРФ и итальянское искусство
© Мария Ковганич
Последняя сессия новосибирского горсовета пятого созыва прошла расслабленно: депутаты путали порядок решений, не понимали сути федеральных законов и задали рекордно малое количество вопросов чиновникам. Однако они смогли назначить выборы и защитили деревья от прокурора Игоря Стасюлиса.
Несмотря на жару, большинство депутатов пришли на сессию в темных пиджаках, некоторые даже не стали их снимать. Дмитрий Прибаловец, не решившийся покинут фракцию «Единая Россия», был единственным в белом костюме, а спикер Дмитрий Асанцев предпочел стильный светло-серый цвет.Впервые с советских времен во главе стола оказалось коммунистическое большинство: справа от единоросса Асанцева сидел вице-спикер Ренат Сулейманов, слева — мэр Анатолий Локоть (второй и первый секретари обкома КПРФ, соответственно), рядом — зампред заксобрания от КПРФ Владимир Карпов. Первый зам Асанцева Юрий Зарубин ушел в отпуск — только его и не оказалась среди 38 депутатов, пришедших на последнюю сессию в этом созыве.Перед началом заседания Локоть поблагодарил парламентариев, с которыми работал чуть больше года. «Благодаря своему опыту публичного политика, я хорошо понимаю, насколько сложно вести диалог с избирателями, как трудно вести прием, как трудно проводить встречи, потому что избиратели идут [к вам] не от хорошей жизни — они несут свою боль, и ее надо принять на себя», — заметил он.
Мэр пожелал депутатам удачи «вне зависимости» от их «дальнейшей судьбы». Большинство членов горсовета попытаются переизбраться на новый срок в сентябре, некоторые нацелились на заксобрание.
И финальная сессия пятого созыва началась. Депутаты начали вносить в повестку упущенные вопросы. Глава градостроительной комиссии Вячеслав Илюхин, который справился с задачей покинуть «ЕР» успешнее Прибаловца, попытался внести в повестку вопрос, который уже был там, хотя заседание профильной комиссии прошло только утром.
«Мы оперативно работаем», — пояснил Асанцев.
«То есть мнение комиссии никого не интересует», — заметил бывший глава фракции «ЕР», уступивший этот пост как раз Асанцеву.
«Ну почему же? Сессия может поддержать, а может и не поддержать», — ответил председатель горсовета.Депутаты утвердили итоговую повестку и начали в ускоренном темпе голосовать за проекты решений, большинство которых оказались техническими. Они почти не задавали вопросов докладчика из мэрии, а все председатели комиссий давали документам положительные рекомендации. Всё шло так быстро, что на вопросе о местном самоуправлении Асанцев поинтересовался у Илюхина, а не у главы профильной комиссии Александра Бестужева, мнением по очередному решению. Илюхин, вероятно, тоже не успевал следить за происходящим, и доложил, что «комиссия по градостроительству рекомендует принять в двух чтениях».
Депутаты живо обсуждали только решения, касавшиеся предстоящих выборов. Сергею Бондаренко было поручено доложить о поправках в регламент горсовета в связи с его расширением до 50 депутатов. Предлагалось увеличить максимальный предел членов комиссий с 11 до 15 человек, а также утвердить положение о том, что избранный по партийному списку депутат может вступить только в соответствующую фракцию.
Независимый депутат Александр Манцуров усомнился в целесообразности повышать порог до 15 человек, потому что «пропорциональней» было бы сделать 13. По словам Бондаренко, решение необходимо, чтобы не допустить «перекоса» в пользу одной комиссии на первой сессии нового созыва. «Помирать собирайся, а рожь сей» — привел профессиональную поговорку директор МУП «Похоронного дома „ИМИ“».Необходимость же ограничивать «списочников» пришлось выяснять значительно дольше. Манцуров, возглавляющий реготделение «Гражданской платформы», шансы которой на место в горсовете малы, предположил, что после решения беспартийные депутаты не смогут вступить во фракцию. Ему дважды зачитали норму федерального закона, пока мэр, избиравшийся депутатом и горсовета, и заксобрания, и Госдумы, не пояснил, что беспартийные одномандатники могут вступать куда угодно. «А вот если ты член „Единой России“, то во фракцию КПРФ ты вступить не можешь», — расставил точки мэр-коммунист.
Затем слово взяла глава горизбиркома Ольга Благо, попросившая назначить выборы депутатов горсовета на 13 сентября. Все одобрили решение, однако до голосования слово взял еще один независимый Эдуард Кожемякин.
«Хочется, чтобы эти выборы наконец-то прошли честно, — пожелал депутат. — Выборы уже, можно сказать, стартовали, и стартовали не очень этично — одна из партий, которая много лет критиковала партию власти за использование такой технологии, как „паровозы“, вероятно, будет использовать. Не хотелось бы, чтобы это произошло. И партия власти неоднократно подвергалась критике за использование административного ресурса, однако сейчас представители мэрии, члены КПРФ, практически, участвуют в выборах в рабочее время».
Досталось и «Единой России», из которой ранее вышел Кожемякин: «Праймериз „Единой России“ прошли очень странно — использовался подкуп избирателей, запугивание, а сейчас дело дошло до того, что в межвидовой борьбе за выдвижение от партии стали угрожать другим кандидатам, членам их семей, поэтому я бы хотел, чтобы как следует поработали правоохранители и наши отцы города».Асанцев и Локоть спокойно отреагировали на выпады. Первый призвал направлять всю информацию о нарушении закона в полицию, а второй заявил о полной готовности «бороться» с проявлениями «административного ресурса» в предвыборной кампании, соблюдая законодательство РФ.
Депутаты назначили дату выборов и ушли на перерыв, чтобы сделать коллективные фотографии на крыльце мэрии: одна с мэром, одна — без. После возобновления сессии депутаты рассмотрели еще один вопрос о выборах — инициативная группа граждан предложила провести референдум об обеспечении пенсионеров льготным проездом в общественном транспорте до 2025 года. Выяснилось, что вопрос не относится к полномочиям местной власти, и большинство депутатов по рекомендации правового управления проголосовали против.
Героем последнего вопроса оказался зампрокурора города Игорь Стасюлис, который стал известен благодаря преследованию постановки оперного театра «Тангейзер». Ведомство внесло в горсовет протест на действующий порядок вырубки деревьев, по которому, чтобы избавиться от дерева, жителям и юридическим лицам необходимо согласовать решение с местной властью. Иначе будут повторяться истории, как с вырубкой голубых елей около здания РЖД в 2013 году, которая велась без согласования с властями и жителями, напомнил Бондаренко.По словам Стасюлиса, депутатам следовало привести Устав в соответствие с федеральным законом и решением Генпрокуратуры, по которому собственник должен самостоятельно распоряжаться всем, что находится на его земле, «за исключением случаев, если участок включен в зону озеленения». Оказалось, что ранее позицию Генпрокуратуры поддержал Верховный суд РФ.
«Если мне память не изменяет, в Италии, почему мы очень любим ездить в эту страну и смотреть памятники старины, в частных домовладениях запрещалось продавать скульптуры, картины, — рассказал коллегам Асанцев. — Зачастую были такие дворянские семьи, которые умирали с голоду, но не имели права продать скульптуру из собственного домовладения. И этот [культурный] фонд был сохранен. Не знаю, насколько это аналогично зеленым насаждениям, но такой пример есть».
Большинство депутатов поддержали Асанцева и сохранили контроль за зелеными зонами за муниципалитетом. Это стало их последним решением в текущем созыве.
Текст Ярослава Власова
Фото Марии Ковганич
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522