Фашизм под гжель и хохлому-3
08 Июл 2015, 03:15
Итак, Хазин, являясь человеком левых экономических убеждений, в качестве главного препятствия приведения политической системы России в приемлемый для Запада формат видит защиту либеральными политическими силами современной России приватизации, которая обществом не была принята. Основной диалектической проблемой в данной ситуации является не столько то, что в России иная цивилизация и не то, что под патриотизмом у нас обычно понимается что-то противоречащее демократии и либерализму. Нет. Основной диалектической проблемой здесь является тот же самый вопрос, о котором мы говорили в самом начале: в России в качестве политической альтернативы понимают в том числе альтернативу здравому смыслу — то есть те политические взгляды, которые на Западе являются уделом маргиналов, воюющих с ветряными мельницами. На самом деле эти иллюзии носят вполне себе сциентистский характер, являя собой ярчайший пример заблуждений XX века. Заблуждений, предполагающих возможность ручного управления предельно сложными процессами.
В случае с неприятием приватизации (если отбросить в сторону существующее в массовом сознании олицетворение с приватизацией залоговых аукционов) главная беда коренится в отсутствии традиции частной собственности в России и ее ценности как основополагающего принципа существования любого здорового общества. Право собственности у нас воспринимается обычно как право пользования, восприятие частной собственности как капитала же вообще зачастую отсутствует. Соответственно значительных налогов на собственность у нас тоже никто не платит, что также не способствует восприятию ее как ценности.
Экономическое сознание населения России вообще весьма феодально. И дело даже не в том, что существует огромное количество государственных корпораций или что большая часть населения страны вообще работает на государство. В России так и не сложилось общество ответственных граждан. В России не сложились ценности горизонтальных договорных отношений. Так, скажем, возникновение споров на рынке труда влечет последствия административного, а не судебного характера. И в большинстве иных случаев от человека, нуждающегося в защите своих прав следует скорее апелляция к государству, нежели попытка защищать свои интересы в суде. Вообще высшая форма справедливости в России — это участие в рентном секторе экономики. Государство, как мы уже говорили раньше, превратило значительную часть населения в государственных рабов, с которыми делится небольшой частью феодального пирога. Понятно, что это тяжелое наследие советского прошлого, когда каждое промышленное предприятие по сути представляло собой феод, как в виду отсутствия нормальных горизонтальных связей, так и в виду проблем с логистикой, путями сообщения, правовой системой. Сейчас часть среднего и весь малый бизнес избавились от этого. Часть самозанятого населения, фрилансеров, людей, работающих в максимально интегрированных в мировую экономику и мировые культурные процессы сферах тоже свободны от этого. Но подавляющая масса имеет до сих пор системное феодальное сознание.
С другой стороны Россия неплохо включена в мировое информационное пространство, массовую культуру, международное разделение труда, глобализацию. В России, безусловно, сложилось массовое общество. Фашизм же это явление синтетическое, непременными атрибутами которого являются рефеодализация и массовая культура. Фашизм неоднократно возникал в разных странах мира с разным уровнем экономического развития и культуры. Но в основе было одно — возникшее массовое общество. В стране, где ¾ населения живут в деревне, куда газеты даже раз в неделю не завозят, фашизм существовать не может. В связи с тем, что страны были разные, фашизм в них также имел сильные региональные отличия. Даже в Европе, несмотря на большое сходство, отличие итальянского, испанского, португальского, венгерского, румынского и немецкого вариантов фашизма очень велико.
Фашизм — это корпоративизм, о котором мы подробнее поговорим в следующий раз. Фашизм — это имперское мышление. Фашизм — это национализм, шовинизм, расизм. Фашизм — это настолько сильное ощущение чувства национального унижения, что оно способно затмевать реальные национальные интересы и отправлять страну вновь и вновь по кругу, не позволяя вырваться на операционный простор, где в реальном мире существует реальная экономика и настоящие национальные интересы.
Мы любим называть своих выдуманных врагов «фашистами», хотя сами не представляем, что это значит. И, конечно же, не видим фашизма вокруг нас. Не видим в сожалении об СССР и дореволюционной России как об империях. Не видим в отказе человеку в его естественных правах и свободах. В этатизме, патернализме и инфантильном желании снять себя ответственность и передать ее государству. В шовинизме по отношению к окружающим странам, большая часть которых — наши бывшие колонии. В национализме и расизме по отношению к мигрантам. В неприятии интеллектуальности и свободного знания. В ненависти и презрению к модернизму и современному искусству, фундаментальной науке и ко всему остальному, что не понимаем. В ненависти к несогласным с собой. В иллюзиях по поводу окружающего мира, представлениях о том, что важно, а что нет. В подверженности различным теориям заговора, зависти к богатым и свободным странам, в нежелании решать проблемы и работать над собой, заменяемом пестованием своего чувства унижения. В пренебрежении ценностями мира и свободы ради достижения никчемных иллюзорных целей. В постоянных поисках национальных идей, интегрального единства общества и иных архаичных прогнивших ужасов. В откликах народа на популизм в ущерб себе и своему будущему. В вере в то, что название определяет суть. Мы живем в этом каждый день и не замечаем этого. Фашизм гораздо более силен в современной России, чем это могло бы показаться. Одна из главных проблем заключается в том, что мало кто способен его распознать. Еще меньше хотят. Выше я уже писал о величайшем терминологическом заблуждении, когда под фашизмом понимается германский нацизм. Подобная инверсия очень опасна, потому что нацизм как таковой России не грозит, а вот то, что общество глубоко больно классическим фашизмом, у меня не вызывает никакого сомнения.
Приведу для примера еще один ярчайший пример пропаганды чистейшего классического фашизма. Уникальность этой статьи в том, что она использует терминологию, которая совершенно не характерна для российского фашизма. Но если вы просто начнете читать ее последовательно, то вам во всей красе откроются прелести настоящего фашизма: корпоративизм и животная ненависть к тем, кто не хочет или — в виду места занимаемого в современном мире — не может быть частью корпорации; пропаганда феодализма и фашистского элитаризма; блистательное восхваление этатизма и структурно-функционального иждивенчества; отрицание рыночных регулирующих механизмов и воспевание ручного управления, мотивированного загадочным общим благом; отрицание фундаментальной науки и интеллектуальности как таковой; ненависть к гуманитарному знанию; культ мужественности; отказ людям в свободе профессии и свободе передвижения. То есть можно ставить диагноз, тем более, что возникает такое ощущение, что дама перед написанием этой довольно-таки страшной работы внимательно прочитала Умберто Эко, дабы соответствовать.
Основная проблема в том, что подавляющая часть россиян, безусловно, поддержит большую часть тезисов, изложенных в этой статье, и ни за что не признает, что это классический фашизм кристальной чистоты. И даже не столько потому, что для нас фашизм — это Гитлер, свастика и шмайссер, сколько потому, что наше общество глубоко больно фашизмом, но честно признать это не способно, потому что «фашизм» — слово плохое. Фашизм хороший, а слово плохое. Фашизм есть, а слова нет.
Мы любим называть своих выдуманных врагов «фашистами», но не видим фашизм вокруг нас. Общество глубоко больно, но честно признаться в этом не может, потому что «фашизм» — слово плохое.
Это третья часть, посвященная разоблачению фашизма в окружающей нас действительности. Сегодня я в последний раз буду ссылаться на программный доклад Михаила Хазина «Новая демократия: каким должен быть успешный политический проект». Но в этот раз придется также коснуться вопроса о том, что такое фашизм. Как показывает практика, подавляющее большинство читателей ассоциируют фашизм преимущественно с германским нацизмом, что сводит на нет возможность понимания многих моих доводов. Да и чтение текста превращает в попытки догадаться о том, насколько собственный опыт соответствует находящимся перед глазами фразам.Итак, Хазин, являясь человеком левых экономических убеждений, в качестве главного препятствия приведения политической системы России в приемлемый для Запада формат видит защиту либеральными политическими силами современной России приватизации, которая обществом не была принята. Основной диалектической проблемой в данной ситуации является не столько то, что в России иная цивилизация и не то, что под патриотизмом у нас обычно понимается что-то противоречащее демократии и либерализму. Нет. Основной диалектической проблемой здесь является тот же самый вопрос, о котором мы говорили в самом начале: в России в качестве политической альтернативы понимают в том числе альтернативу здравому смыслу — то есть те политические взгляды, которые на Западе являются уделом маргиналов, воюющих с ветряными мельницами. На самом деле эти иллюзии носят вполне себе сциентистский характер, являя собой ярчайший пример заблуждений XX века. Заблуждений, предполагающих возможность ручного управления предельно сложными процессами.
В случае с неприятием приватизации (если отбросить в сторону существующее в массовом сознании олицетворение с приватизацией залоговых аукционов) главная беда коренится в отсутствии традиции частной собственности в России и ее ценности как основополагающего принципа существования любого здорового общества. Право собственности у нас воспринимается обычно как право пользования, восприятие частной собственности как капитала же вообще зачастую отсутствует. Соответственно значительных налогов на собственность у нас тоже никто не платит, что также не способствует восприятию ее как ценности.
Экономическое сознание населения России вообще весьма феодально. И дело даже не в том, что существует огромное количество государственных корпораций или что большая часть населения страны вообще работает на государство. В России так и не сложилось общество ответственных граждан. В России не сложились ценности горизонтальных договорных отношений. Так, скажем, возникновение споров на рынке труда влечет последствия административного, а не судебного характера. И в большинстве иных случаев от человека, нуждающегося в защите своих прав следует скорее апелляция к государству, нежели попытка защищать свои интересы в суде. Вообще высшая форма справедливости в России — это участие в рентном секторе экономики. Государство, как мы уже говорили раньше, превратило значительную часть населения в государственных рабов, с которыми делится небольшой частью феодального пирога. Понятно, что это тяжелое наследие советского прошлого, когда каждое промышленное предприятие по сути представляло собой феод, как в виду отсутствия нормальных горизонтальных связей, так и в виду проблем с логистикой, путями сообщения, правовой системой. Сейчас часть среднего и весь малый бизнес избавились от этого. Часть самозанятого населения, фрилансеров, людей, работающих в максимально интегрированных в мировую экономику и мировые культурные процессы сферах тоже свободны от этого. Но подавляющая масса имеет до сих пор системное феодальное сознание.
С другой стороны Россия неплохо включена в мировое информационное пространство, массовую культуру, международное разделение труда, глобализацию. В России, безусловно, сложилось массовое общество. Фашизм же это явление синтетическое, непременными атрибутами которого являются рефеодализация и массовая культура. Фашизм неоднократно возникал в разных странах мира с разным уровнем экономического развития и культуры. Но в основе было одно — возникшее массовое общество. В стране, где ¾ населения живут в деревне, куда газеты даже раз в неделю не завозят, фашизм существовать не может. В связи с тем, что страны были разные, фашизм в них также имел сильные региональные отличия. Даже в Европе, несмотря на большое сходство, отличие итальянского, испанского, португальского, венгерского, румынского и немецкого вариантов фашизма очень велико.
Серьезнейшей проблемой нашего информационного пространства является ассоциирование понятия «фашизм» с германским нацизмом
Серьезнейшей проблемой нашего информационного пространства является ассоциирование понятия «фашизм» с германским нацизмом — одной из самых своеобразных и отличающихся от классических формы фашизма. Более того, при некотором уровне абстрагирования можно сказать, что нацизм — это вообще отдельный тип извращения, имеющий лишь опосредованное отношение к классическому фашизму. Кроме того, с точки зрения теории тоталитаризма, нацистская Германия была гораздо более тоталитарным государством, уходящим в крайности, благодаря чему и просуществовала очень незначительный промежуток времени. На самом деле у каждого фашистского режима есть какая-то своя «фишка», вокруг которой строится все остальное, самый мощный фактор мобилизации и зомбирования, безусловно, заметный индикатор принадлежности. Для режима блистательного гросс-адмирала австро-венгерского флота регента венгерского королевства без короля Миклоша Хорти, установившего фашистский режим на два года раньше, чем в Италии, в стране, не имеющей выхода к морю, этой фишкой была память о великой империи. Для каудильо испанского народа — религия и воинствующее мракобесие. Для доктора Салазара — лузотропикализм и умение жить в новом мире по-старому. Для нацизма — животный расизм, антисемитизм и милитаризм. Для классического же итальянского фашизма это была новая римская империя. Тяжело жить в бывшей империи, которая не готова признать свой закат.Фашизм — это корпоративизм, о котором мы подробнее поговорим в следующий раз. Фашизм — это имперское мышление. Фашизм — это национализм, шовинизм, расизм. Фашизм — это настолько сильное ощущение чувства национального унижения, что оно способно затмевать реальные национальные интересы и отправлять страну вновь и вновь по кругу, не позволяя вырваться на операционный простор, где в реальном мире существует реальная экономика и настоящие национальные интересы.
Мы любим называть своих выдуманных врагов «фашистами», хотя сами не представляем, что это значит. И, конечно же, не видим фашизма вокруг нас. Не видим в сожалении об СССР и дореволюционной России как об империях. Не видим в отказе человеку в его естественных правах и свободах. В этатизме, патернализме и инфантильном желании снять себя ответственность и передать ее государству. В шовинизме по отношению к окружающим странам, большая часть которых — наши бывшие колонии. В национализме и расизме по отношению к мигрантам. В неприятии интеллектуальности и свободного знания. В ненависти и презрению к модернизму и современному искусству, фундаментальной науке и ко всему остальному, что не понимаем. В ненависти к несогласным с собой. В иллюзиях по поводу окружающего мира, представлениях о том, что важно, а что нет. В подверженности различным теориям заговора, зависти к богатым и свободным странам, в нежелании решать проблемы и работать над собой, заменяемом пестованием своего чувства унижения. В пренебрежении ценностями мира и свободы ради достижения никчемных иллюзорных целей. В постоянных поисках национальных идей, интегрального единства общества и иных архаичных прогнивших ужасов. В откликах народа на популизм в ущерб себе и своему будущему. В вере в то, что название определяет суть. Мы живем в этом каждый день и не замечаем этого. Фашизм гораздо более силен в современной России, чем это могло бы показаться. Одна из главных проблем заключается в том, что мало кто способен его распознать. Еще меньше хотят. Выше я уже писал о величайшем терминологическом заблуждении, когда под фашизмом понимается германский нацизм. Подобная инверсия очень опасна, потому что нацизм как таковой России не грозит, а вот то, что общество глубоко больно классическим фашизмом, у меня не вызывает никакого сомнения.
Приведу для примера еще один ярчайший пример пропаганды чистейшего классического фашизма. Уникальность этой статьи в том, что она использует терминологию, которая совершенно не характерна для российского фашизма. Но если вы просто начнете читать ее последовательно, то вам во всей красе откроются прелести настоящего фашизма: корпоративизм и животная ненависть к тем, кто не хочет или — в виду места занимаемого в современном мире — не может быть частью корпорации; пропаганда феодализма и фашистского элитаризма; блистательное восхваление этатизма и структурно-функционального иждивенчества; отрицание рыночных регулирующих механизмов и воспевание ручного управления, мотивированного загадочным общим благом; отрицание фундаментальной науки и интеллектуальности как таковой; ненависть к гуманитарному знанию; культ мужественности; отказ людям в свободе профессии и свободе передвижения. То есть можно ставить диагноз, тем более, что возникает такое ощущение, что дама перед написанием этой довольно-таки страшной работы внимательно прочитала Умберто Эко, дабы соответствовать.
Основная проблема в том, что подавляющая часть россиян, безусловно, поддержит большую часть тезисов, изложенных в этой статье, и ни за что не признает, что это классический фашизм кристальной чистоты. И даже не столько потому, что для нас фашизм — это Гитлер, свастика и шмайссер, сколько потому, что наше общество глубоко больно фашизмом, но честно признать это не способно, потому что «фашизм» — слово плохое. Фашизм хороший, а слово плохое. Фашизм есть, а слова нет.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522