«России надо проржаться, а потом взяться за бошку и зарыдать»

© kinopoisk.ru. Героиня Яны Трояновой в «Стране ОЗ»
«России надо проржаться, а потом взяться за бошку и зарыдать»
03 Дек 2015, 04:30

Василий Сигарев и Яна Троянова представили в Новосибирске свой новый фильм «Страна ОЗ». Он заявлен комедией, но первые зрители говорят, что кино про русский Новый год получилось страшным. С его создателями специально для Тайги.инфо поговорила программный директор кинотеатра «Победа» Маша Готлиб.

Количество инвективной лексики кому-то может показаться даже излишним, но весь мат «запикали» и прокатное удостоверение в итоге выдано с ограничением 16+. Это значит, что, например, по телевизору фильм могут показать в вечерний прайм-тайм. Сигарев обещает, что даже в интернете потом будет только «цензурированная» версия, чтобы те, кто скачают бесплатно, не получили то, что не посмотрят зрители в кинотеатре.

Тайга.инфо: Часто возникает ощущение, что авторам интересен фильм на этапе создания, потом — фестивальные показы, премьера, а как только дело доходит до проката, им как будто вообще нет до этого дела. У вас — все наоборот. Вы так активно занимаетесь продвижением, с чем это связано?

Яна Троянова: Обычно расхолаживают государственные деньги, сняли фильм — и пофиг, что дальше, не свое — не жалко. Сигарев же однажды понял, что надо искать другие деньги, чтобы продюсеры были заинтересованы в прокате. Практически все фестивальные фильмы в прокате проваливаются, а туда серьезные режиссеры, авторы, вкладывают душу. Продюсеры не хотят заниматься прокатом.

Тайга.инфо: Автор может что-то сделать в таком случае?

ЯТ: Некоторые ничего не могут, это Сигарев…

Василий Сигарев: Я связываюсь с людьми, которые будут прокатывать, в той же Польше…

ЯТ: Главное — это то, что он делает в интернет-пространстве. Он заблаговременно начал сеять всякую информацию, где-то прям смешную, где-то — скандальную. У нас накануне была премьера в Екатеринбурге, подошли владельцы местной сети кинотеатров и сказали, что фильм сам себя «катает». Но такого ведь просто не может быть, это его, Сигарева, вложенная энергия, силы и замысел. Они говорят — к авторскому кино, а они нас приписывают к авторскому кино, — нужен особенный прокат, схема, подход, а этим никто заниматься не хочет. А когда это деньги негосударственные, и продюсер этим хочет заниматься, там все вкладываются, вкалывают. Софико (Кикнавелидзе, продюсер фильма — прим. Тайги.инфо) нас ни на минуту не оставила, она во всем участвует, они с Васей продумывают стратегию.

Тайга.инфо: То есть, у вас все-таки была какая-то стратегия?

ВС: Мы изначально договорились работать честно. То есть пиар этот должен проходить так — мы заинтересовываем людей. Тот же Гоблин (Дмитрий Пучков — прим. Тайги.инфо), мы поехали к нему и показали кино, ни на что не надеясь, ничего не прося. Показали и забыли. А он вдруг опубликовал у себя ролик, пригласил в передачу, начал рецензии писать. И так со всеми было. Если у тебя нет денег, то все равно можно выкрутиться. Если у тебя хороший продукт, ты начинаешь искать единомышленников.

ЯТ: Да, главное — найти единомышленников. Когда у нас гости в Москве пошли — Ксения Собчак, Антон Носик, их не обманешь, им деньги в этом смысле не нужны, их не уговоришь, они скажут: «Слушайте, идите вы нахер со своим говном». Им нужно беречь репутацию. Это мне и нравится в нашей ситуации, что нас поддерживают умные крутые люди, на полном серьезе принципиальные. Это классно.
Тайга.инфо: Может, это просто радость от того, что обычно принято ругать российское кино, а вдруг появляется что-то новое, необычное и интересное?

ВС: На самом деле, есть куча плохого российского кино, которое благодаря рекламе и деньгам собирает большие кассы, но при этом портит репутацию нашему кино в целом, и зритель уже боится идти в кино. Но все равно идет. Сейчас вот вышел мультик с ужасной оценкой на «Кинопоиске», но касса у него все равно огромная. Как? Это вот как мирные народы — приходят попастись и их стригут.

ЯТ: А у нас никаких денег на рекламу нет. Вот у нас уже «сарафан» хороший после фестивалей, мы показывали фильм на «Кинотавре» в Сочи, на Московском кинофестивале, в Минске. И это все правильно было сделано, хотя изначально хотели отказаться от фестивалей.

Тайга.инфо: Ну да, ведь чаще всего бывает так, что если это фестивальное кино — зритель боится.

ВС: Поэтому мы и боялись на фестивали ехать, чтобы к нам этот ярлык не приклеился. Ведь на том же «Кинотавре» половину кино смотреть невозможно.

ЯТ: Оно уже вторичное, это кино. Как говорится, артхаус сдох, да здравствует артхаус. Он в принципе однажды пришел этой волной — Хлебников, Бакурадзе, Хомерики, Сигарев тот же. Это была потребность времени. Оно пришло и ушло. Сейчас Боря ушел в мейнстрим, Сигарев снял комедию, Бакурадзе как продюсер фильмы делает, Хомерики высокобюджетное кино снимает. Артхаус ушел, но зрителю это уже не докажешь.

ВС: Хотя есть какое-то количество опоздавших режиссеров, которые вот только сейчас начинают это все делать, то, что пять или даже десять лет назад было сделано. Так смотришь на это и думаешь: «где ж вы раньше были?»

Тайга.инфо: Учились во ВГИКе?

ЯТ: Точно, их же во ВГИКе как раз на этих фильмах учили, на фильмах ребят. Вот они это и выдают!

Тайга.инфо: А вы, кстати, смотрите, например, короткометражки вот этих молодых начинающих режиссеров где-нибудь на фестивалях?

ВС: Смотрим, но кроме Местецкого (Михаил Местецкий показывал на Кинотавре короткометражки, а в этом году представил полный метр — фильм «Тряпичный союз», в прокат он пока не вышел. Кроме того, Местецкий — соавтор сценария фильма «Легенда №17» — прим. Тайги.инфо) я ничего не видел, чтобы ждать полного метра.

ЯТ: Мне когда-то очень понравился короткий метр Таисии Игуменцевой — фильм «Дорога на», а полный метр у нее, на мой взгляд, не получился. А вот у Местецкого сложилось. Он выпустил фильм «Тряпичный союз», и это классно! И это не артхаус. Он молодец, доверяет себе и идет по этому пути. Главное — чтобы все было своевременно.

ВС: Для меня есть разделение на авторское и продюсерское кино. Первое — это когда режиссер главенствует на монтаже и везде, а второе — когда режиссера наняли, поработал, потом у него забрали, и это другое кино. У нас пока не может быть такого кино, у нас нет таких крепких продюсеров.

Тайга.инфо: Зато у нас есть Сарик Андреасян, например. Вы знакомы, кстати?

ВС: Нет, мы не знакомы. Троянова с ним что-то переписывалась…

ЯТ: По поводу Германики. Он написал, что надо уже составить черные списки, чтобы не приглашать режиссеров таких, с «гонором», актеров дорогих, вот составим черные списки и будем делать свое кино. А я ему написала — составите такие списки и будете пожизненно свою ***** снимать. На что он очень обиделся, в шоке был, за него кто-то пытался заступиться, мол, мы разве не снимаем свою *****? А я ему на это говорю: мы — нет. Мы свое снимаем, большое и хорошее.

ВС: На самом деле, если у зрителя есть спрос, то и пусть. Хотя это и оболванивает его.

ЯТ: И нам это все портит, когда зритель выходит после такого и говорит: «больше на российское не пойду». Их только начинаешь завоевывать, и опять что-то рушится. Тяжело очень зрителя привлечь в прокате, все понятия искажены — артхаус уже ругательное слово, отпугивание от кино и кинотеатра.

Тайга.инфо: А как по-вашему, кино надо в кинотеатре смотреть, на большом экране, или вы не против, если ваши фильмы дома люди посмотрят?


ВС: Наверное, «Жить» и «Волчок» можно дома посмотреть, может, даже и лучше не в зале. А «Страну ОЗ» надо обязательно в кинотеатре смотреть, там такой обмен энергией. Дома же как-то странно одному сидеть смеяться. Ты не раскрепощаешься. А в толпе тебя не видно, ты можешь спокойно ржать. А когда ты на виду, даже сам у себя на виду — будешь думать, что это я тут, как дурак, в голос смеюсь перед монитором.

Тайга.инфо: Когда я смотрела трейлер, даже первую нарезку, у меня была истерика. А когда смотришь фильм — приходишь в ужас, страшно, что люди так живут.

ВС: Это русская комедия, она такая должна быть.

ЯТ: Может, надо проржаться, а потом взяться за бОшку и зарыдать. Значит, это русская трагикомедия: ржем-ржем, потом заплакали. Доржались. И я думаю: почему люди такие вещи выдают? Да потому, что в нашей стране ничего не изменится. И приходит это осознание, что всегда эта помойка будет.

ВС: Ну да, со времен Николая Васильевича [Гоголя] ничего не поменялось, ровно ничего.

Тайга.инфо: Я удивляюсь, что некоторые зрители даже негодуют, когда выходят из зала. Как будто не понимали, на что шли.

ВС: А мы ведь сделали ролик, специально — хулиганский, без романтической линии внутри, чтобы показать, что будет АД. К тому же время еще такое, в невыгодное время выпускаемся: у нас патриотов очень много. Прям псевдо-псевдо, которые считают, что про свою страну нельзя говорить нехорошие вещи. Только хорошо.

Тайга.инфо: То есть, правду нельзя говорить?

ВС: Правду нельзя. Это ведь как у того же Гоголя в «Мертвых душах», там есть такой рассказ про сына, который всех измучил, а его отец говорит: я не могу сказать, что он плохой, вы говорите, а я не могу. В итоге ничего не меняется, когда ему никто не говорит, что он плохой. Так и эти патриоты, начиная с Мединского — тот считает, что нельзя говорить плохо.

Тайга.инфо: А вот эта история с пресловутым «законом о мате»? Вам же, видимо, глупо было вот так стоять до конца и не выйти в прокат, например?

ЯТ: Это значило бы погубить своего ребенка. Все эти политические обстоятельства, их лучше принять и оставаться свободным. Когда ты ограничениям сопротивляешься, ты становишься несвободным. Надо учиться быть свободным в тех условиях, которые тебе предлагают. Это еще один момент поржать — вот наша российская действительность. Этот пик легко снять, когда вдруг отмена произойдет. Мне это дало еще один слой юмора, еще одну лазейку. Ты еще что-то ловишь новое. Сначала запикали так жирно, что не было понятно. А прокатчики наши — «Парадиз» — они крутые, они пик вставили в середину слова. Мне понравилось, я расслабилась.
Тайга.инфо: Кастинг изначально был какой-то определенный? Ну, Троянова, понятно…

ВС: Кроме Трояновой и Ильенкова никого не было. И Баширов — там такая роль, вроде бы, что такого, а замену не найдешь. Нас пугали, что он неадекватен, не справится, не играл таких больших ролей. Пугали-пугали, мы напугались и начали искать ему замену. А я в какой-то момент сказал: давай-ка он приедет, мы начнем работать, если что, расстанемся. А все эти наши «звезды», они дают отстранение, это больше похоже на кино, это уже не артхаус. Да и зрителю легче.

Тайга.инфо: А вам жалко их, этих героев ваших?

ВС: Мне барда жалко, когда он стоит в этой шапке, такой мудак.

ЯТ: А мне не жалко, он сам себе такую жизнь устроил. Но мне и Ленку не жалко. Мне Романа в какой-то момент было жалко, когда он ее реально искал. Я их всех люблю, у меня к ним нежность. Вот даже эти сыновья героини Инны Чуриковой — они ведь упыри, но все равно я продолжаю нежно ко всем относиться. Хотя я не хочу с ними жить и не хочу иметь ничего общего. Я не с ними.

Тайга.инфо: А про «Шабли» от кого реплика?

ЯТ: Это его реплика. Это нас в Лондоне хорошо принимали, как раз давали это «Шабли» и он говорит: «Зараза, такое вкусное, хоть и сухое». И всё мне — попробуй, попробуй! А я что-то ли интервью давала, то ли что. А он все не отстает — попробуй, оно знаешь, какое вкусное! Так и попало это в фильм. Я ему потом из Парижа это шабли привезла, уже после «Кинотавра».

Тайга.инфо: Вы с таким упоением про это рассказываете — про переезд в Москву, про ваши шумные премьеры, как будто сами до конца еще не можете поверить в то, что происходит.

ЯТ: Я удивлена, как быстро это произошло. Я орала всю жизнь, что никогда не перееду в Москву, я кипишная же. И вдруг это резким пинком случилось. И я уже работаю, живу в Москве и думаю: когда это произошло?

Беседовала Маша Готлиб, специально для Тайги.инфо




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года