Директор Венецианского фестиваля: «Настоящее искусство не может обходить деликатные темы»
© ТАСС
Почему «Победа» и подобные ей кинозалы в мире — это маленькие Дон Кихоты, боится ли итальянское кино говорить о религии и стремится ли объединять народы. Исполнительный директор Венецианской кинобиеннале Луиджи Кучиньелло дал интервью Тайге.инфо перед открытием фестиваля «Из Венеции в Новосибирск».
Третий фестиваль «Из Венеции в Новосибирск», который представит новосибирцам фильмы Венецианской кинобиеннале, проведет «Победа» с 10 по 15 марта. Тайга.инфо расспросила исполнительного директора Мостры (так называют в Италии Венецианский кинофестиваль) Луиджи Кучиньелло о принципах отборы картин для России и о том, что объединяет эти фильмы.Тайга.инфо: Такие фестивали, как «Из Венеции в Новосибирск», цитирую ваши слова, «позволяют широкому зрителю увидеть действительно качественное кино, в том числе молодых и талантливых режиссеров, фильмы, которые не назовешь кассовыми и, которые, не вписываются в современный кинопрокат, но представляют бесспорную художественную ценность». А в какой логике действует жюри фестиваля?
— Мы стараемся показывать мировые премьеры, характеризующиеся качеством и оригинальностью и выявляющие, в основном, новые тенденции. Это и работы молодых авторов, а также картины, снятые в разных развивающихся странах. Мы являемся своего рода выставкой, и, осознавая, что в кино сосуществуют как искусство, так и индустрия, стараемся придерживаться баланса между этими аспектами, отдавая предпочтение авторам и произведениям, которые соответствуют деятельности Венецианской биеннале в области современного искусства на протяжении уже 120 лет.
Кино о католических вампирах и рок-звезде: вся программа
Тайга.инфо: Что объединяет фильмы, выбранные для показа в России, или, наоборот, в чем состоит исключительность каждого?
— Для России мы стараемся выбрать лучшие итальянские фильмы, представленные на Биеннале предыдущего года. В основном фильмы из конкурса, то есть претендовавшие на премию «Золотой лев».
Тайга.инфо: Фестиваль проводится в Новосибирске уже в третий раз, значит ли это, что итальянский кинематограф, как и прежде, востребован у сибирского зрителям, или это традиция — скорее, от упорства организаторов?
— Я бы сказал, что оба ответа верны. С одной стороны, итальянское кино очень востребовано и всегда высоко ценится во всей России. С другой стороны, безусловно, организаторы вложили немало сил в присутствие фестиваля в Новосибирске, и успех этих инициатив очень часто зависит от непрерывностии повторяемости мероприятия. Это значит, мы должны быть упорными и настойчивыми.
Тайга.инфо: Иногда кажется, что только культура и способна объединять людей. Руководствуется ли команда Венецианского кинофестиваля, привозя фильмы из его программ в Россию, этими мотивами, или в приоритете другие задачи? Если другие, то какие?
— Несомненно, культурный аспект имеет первостепенное значение. Неслучайно, что эта инициатива организована в сотрудничестве с посольством и институтами культуры. Другая наша цель -познакомить мир с деятельностью биеннале и показать также итальянские фильмы, которые в противном случае не имели бы рынков сбыта у вас.
Тайга.инфо: В России художнику сложно затрагивать вопросы веры и религии, потому что в обществе нет консенсуса относительно границ допустимых интерпретаций этих тем в искусстве. В программе «Из Венеции в Новосибирск» есть картина «Кровь моей крови», которая в некотором роде находится в этом контексте. Как в Италии реагируют на подобные фильмы?
— Венецианский кинофестиваль за 80 лет своего существования представлял произведения, затрагивающие как эту, так и многие другие темы, деликатные, спорные, которые могут спровоцировать дискуссии и споры. Мы верим, что такое открытое для диалога и обсуждения пространство, как Мостра, является важным еще и потому, что поощряет такого рода исследование различных важных тем не только в Италии, но и по всему миру.
Тайга.инфо: В России документальное кино сейчас часто замещает хорошую журналистику, потому что не гонится слишком сильно за сиюминутным, но все равно отражает нерв времени и его проблемы, при этом сохраняя объем и глубину повествования, чего часто лишены телесюжеты. В Италии не так же?
— В последние годы документальным кино вновь интересуются. Венеция подтвердила эту тенденцию, наградив премией фильм Жанфранко Рози «Священная кольцевая»,а недавно режиссер был награжден высшей премией в Берлине за фильм Fuocoammare. Поэтому мы определенно можем сказать, что документальное кино вернуло к себе интерес и право, которое является адекватным для такого вида искусства. Потому что сегодняшняя реальность призывает нас к обсуждению целого ряда тем, которые кино как настоящее искусство не может обходить и никогда не обходило.
Тайга.инфо: Не кажутся ли вам такие региональные кинотеатры, как новосибирская «Победа», Дон Кихотами, которые сражаются с ветряными мельницами, призывая публику на авторское и фестивальное кино?
— В 2016 все кинозалы можно назвать маленькими Дон Кихотами. Сегодня можно смотреть фильмы где угодно, в интернете и дома, в разных местах и форматах, но мы
Вопросы подготовила Маргарита Логинова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522