«С детства боюсь и всегда буду бояться»: женщины Сибири о сексуальном насилии
© rg.ru
Жительницы Сибири присоединились к международному флешмобу в фейсбуке #янебоюсьсказать, в рамках которого женщины рассказали о случаях сексуального насилия в их жизни, чтобы поддержать друг друга. Тайга.инфо публикует несколько постов, поднимающих табуированную в обществе тему.
Татьяна, ИркутскПрисоединяюсь к акции #ЯнеБоюсьСказать
Я молчала более 18 лет. Сложно было рассказать об этом даже поверхностно, вскользь, упомянуть как факт биографии. Хотя я
Мне было 17 лет. Хороший и старый, с детства знакомый человек позвал в гости к друзьям. Мне было лестно, любопытно, весело. Взрослые девушки разговаривали со мной о моде, парнях, фильмах. Взрослые молодые мужчины приглашали потанцевать, делали простецкие комплименты. Такая вечеринка была впервые в моей жизни. Я помню, как не хотелось уходить, но было десять вечера. Я подошла к знакомому попрощаться. Возле двери нас встретил молодой человек, тоже собирающийся домой. Предложил подвезти. Знакомый кивнул, хорошо, так даже лучше.
В машине назвала адрес.
Откинул моё сиденье, очень быстро схватил руки и перекрестив их сжал запястья, прижал к груди так. Помню каждую пощечину, бил по лицу одной рукой и прижимал к сиденью другой. Я не могла кричать, не помню, почему. Наверно от боли и страха не могла. Потом заплакала, закричала, я так просила и умоляла отпустить меня, пыталась вырваться, я сопротивлялась как могла. Был ли шанс у маленькой хрупкой девочки против здорового сильного мужика.
Мерзкая тяжесть придавившего меня тела, грубые руки отрывающие пуговицу и стаскивающие джинсы… Как бы я хотела забыть, я сопротивлялась, пока были силы, даже сквозь жестокую и унизительную боль я продолжала сопротивляться. А потом все кончилось. К боли присоединился стыд. Вроде, он тогда сказал, как пройти до дома. Позаботился.
В нашей стране принято молчать об этом. Жертвы сексуального насилия не защищены законом совершенно. Сил довести дело до суда хватает не многим. Но притворяться, что насилия не существует, и закрывать глаза нельзя. Поэтому я рассказала вам все это, поверьте, это было очень трудно и больно.
Анастасия Федорова, Омск
Очень хороший и важный флешмоб #яНеБоюсьСказати #ЯнеБоюсьСказать.
Меня много раз трогали руками незнакомые мужчины, меня пугали в темноте, мне агрессивно навязывали неприятное общение даже после того, как я прямо давала понять, что мне это не нравится, мне преграждали дорогу, чтобы я не могла уйти. Меня лапали в транспорте, когда я была младшего школьного возраста. Мне несколько месяцев угрожал мой бывший парень, и я боялась, что, если не буду терпеливо выслушивать эти угрозы по телефону, он разозлится и начнет претворять их в жизнь. Я боюсь ходить одна поздно вечером и в безлюдных местах. Прямо БОЮСЬ. С детства боюсь и теперь уже всегда буду бояться.
Я нормальная, я обычная, я из благополучной среды образованных людей, у меня никогда не было проблем с алкоголем, наркотиками и плохими компаниями. И насколько я вижу, со всеми женщинами, которых я знаю, время от времени происходит
Екатерина Бочкарева, Новосибирск
По хэштегу #янебоюсьсказать много разного и страшного. У меня тоже всплыло много гадостей в голове, которые были, начиная с моих лет пяти. Ничего самого страшного со мной не происходило, и над
При этом почти ни одна женская терапевтическая группа не обходится без погружения в эту тему: одна из участниц вспоминает
Взрослея, постепенно начинаешь обрастать незаметными привычками: поглядываешь, кто идет за тобой, договариваешься созвониться, после поездки на такси, едешь вечером в лифте, потому что на лестнице неизвестно кто может быть, но и лифт небезопасен, потому что ты не знаешь мужчину, который с тобой зашел.
Новая привычка у меня сформировалась недавно. Я стояла утром, сонная на электричку, и
Антонина Стерина, Новосибирск
#янебоюсьсказать
Ладно. Все побежали — и я побежал.
Мне было лет 11, я еще даже лифчик не носила, хотя уже, наверное, надо было. Но ужасно, знаете, непривычная и неудобная порой конструкция эти лифчики. Одним словом, у нас в квартире делала ремонт бригада строителей. И прораб их, строителей этих, уходя уже из квартиры, на прощание ущипнул меня за грудь — типа как по плечу потрепал. Пока, мол, девочка. Я прекрасно помню, что моя бабушка при этом присутствовала, но я не помню, видела ли она. И вот, знаете, вроде, незначительный эпизод такой из жизни. Никто меня по кустам, слава богу, и подъездам не таскал, семья у меня была чудесная. Но вот как стала читать последние дни записи с тегом #янебосьсказать — и такая удушливейшая волна стыда и страха накатила от этого воспоминания. И вдруг стали понятны очень многие реакции меня — уже взрослой и сильной женщины.
Я поддерживаю волну историй, потому что хочу сказать, что этого много. Это везде. Это в той или иной степени случалось практически с каждой. Но ни одна из нас не должна испытывать этот удушающий, липкий страх и стыд. Это должны испытывать те, кто лапает маленьких девочек и те, кто этих девочек не защищает.
Рита Логинова, Новосибирск
Я вот не то чтобы не боюсь сказать, я на кухне рассказывала, но одна простая мысль меня прям поразила в этом во всем: и у насильника, и у жертвы были же родители в основном, которые, видимо, ничего про секс не рассказывали им, или как? А мне? Сейчас сложно вспомнить, говорили мы с мамой или нет. Или это ни на что не влияет? Не понимаю. С сыном поговорю, выберу момент. Чтобы он не повторил ничего такого, что приключалось у меня с разными мужчинами.
Самое безобидное — две недели назад мужик в темных очках в очереди на вокзале за мной проводит ладонью по свежей татуировке на спине. С безумными глазами поворачиваюсь к нему и говорю, что нельзя трогать посторонних людей без их согласия, а он отвечает: «чо я такого сделал?» Он, может, не злой был, а просто неумный и берегов не чуял, но все равно. А потрогал бы он мужика?
А в 16 или 17 я тусуюсь на площади Ленина с панкотой, мы весело аскаем сигареты и мелочь у прохожих, и вдруг появляется заезжий музыкант с алтая, я влюбляюсь ужасно, а через лето он пьяный в стельку тащит меня в кусты на пляже под мостом, и сделать ничего невозможно, стыдно орать, сложно вырваться, отползаешь потом, рыдаешь, потому что ну ужасно же, у меня до этого один мужчина был, а тут так противно и больно, и никому не расскажешь.
Или в универе я расстаюсь с парнем, который не настроен, и он меня сильно обнимает (какое тут это неподходящее слово), сжимает, прижимает к себе, держит за запястья до синяков, говорит, что не отпустит и не уйдёт. Если вырываться, то ещё больнее, и выручает только
Или я напиваюсь ужасно в старшей школе, компания меня
Не могу сказать, что по поводу себя сильно переживала, но сегодня читаю, и читаю, и читаю, и, господи, как это все уложить, чтобы ничего такого с нами не случалось, если абсолютно все равно, трезвая я или пьяная, маленькая или не очень уже, хорошо выгляжу или очень плохо, знаю его или не знаю. И дурацкая побочка: сейчас когда физическая дистанция между мной и мужчиной неожиданно сокращается, собираешься внутренне — а вдруг опять — и вот если это «вдруг опять» будет, и принимать решение бежать, кусаться и орать надо будет быстро, то нет же, при всём опыте, никакой гарантии, что так я и сделаю.
Ну вот разве что на будущее с детьми разговаривать побольше и почестнее, пусть они получше будут.
И спасибо, конечно, мужчинам, которые тут на нашей стороне и все поняли.
#янебоюсьсказать
Линор Горалик, писатель
Для меня во флешмобе #ЯНеБоюсьСказать (женщины рассказывают о пережитых случаях сексуального насилия) оказались очень важны не только истории женщин, но и реакция огромного числа мужчин, пишущих жертвам слова поддержки и понимания. Естественно, я знаю, что таких мужчин очень и очень много, — я не об этом; просто я глубоко благодарна им за то, что они сейчас говорят все это вслух — и что вступают в споры и дискуссии с теми, кто, мягко говоря, не понимает. Огромное спасибо всем, кто не боится и рассказывает (и на русском, и на украинском — есть хэштэг #ЯНеБоюсьСказати), и всем, кто поддерживает и понимает — вне зависимости от пола. Мне вот все это очень важно читать — и вообще, мне кажется, это очень важная история (и очень непростая, но об этом не сейчас).
Флешмоб #ЯНеБоюсьСказать собрал сотни публикаций в русскоязычном фейсбуке, о своем опыте сексуального насилия рассказали женщины из Украины, России, Белоруссии, Грузии и других стран. Вдохновителем флешмоба стала украинская социальная активистка Анастасия Мельниченко, написавшая у себя в фейсбуке:
«Я хочу, чтобы сегодня говорили мы, женщины. Чтобы мы говорили о насилии, которое пережило большинство из нас. Я хочу, чтобы мы не оправдывались — „я шла в трениках средь бела дня, а меня все равно схватили“. Потому что нам не нужно оправдываться. Мы не виноваты, виноват ВСЕГДА насильник».
Подготовила Маргарита Логинова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522